Большинство детей с различными расстройствами аутистического спектра (РАС) могут быть успешно интегрированы в общество, сообщила профессор факультета Развития человека и психологии и факультета психиатрии Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США), член Совета всемирно известного фонда Autism Speaks (США) Конни Казари.

На пресс-конференции 17 октября, проходившей в рамках форума «Каждый ребенок достоин семьи», организованного Благотворительным фондом Натальи Водяновой «Обнаженные сердца», профессор Казари рассказала об опыте США в помощи людям с РАС.

«Около 60% детей становятся высоко функциональными, они могут общаться, работать, создавать семьи. Это результат системы поддержки, создания инфраструктуры для таких детей», – говорит эксперт.

По словам Конни Казари, люди с диагнозом «аутизм» могут быть задействованы в разных областях.

«Аутисты достаточно успешны на работе, они любят следовать правилам, пунктуальны. Работодатели это понимают и ценят. Такие люди могут заниматься любой деятельностью – ими было написано много книг, кто-то обладает талантом артиста или музыканта. Также люди с РАС хорошо занимаются компьютерными технологиями», – пояснила доктор Казари.

Профессор сообщила, что в США встречаемость диагноза «аутизм» у детей достаточно высокая. По результатам исследования, приходится один случай на 88 детей. Так, в Лос-Анджелесе проживают 12 тыс. детей с аутизмом. По словам доктора Конни Казари, в США аутизм диагностируется у детей уже к двум годам, правда, не все дети получают возможность ранней диагностики (детям из малоимущих семей, национальных меньшинств, семей, не имеющих доступа ко всем ресурсам, диагноз ставится в 7-9 лет по причине позднего обращения к врачу).

Как отмечает эксперт, «нет волшебных таблеток, которые позволят быстро улучшить состояние ребенка». Однако свою эффективность доказали программы поведенческого вмешательства. Помощь людям с РАС в США оказывается на государственном уровне и в этом заслуга гражданского общества, отмечает Конни Казари.

«На государственный уровень проблему аутизма и оказания помощи таким людям вывели родители-энтузиасты. Это произошло в 1970-х годах. Сейчас таким людям помогают, а еще в 1930-х годах их прятали от общества и запрещали выходить на улицу. Необходимо постоянное участие родителей, их активность», – рассказала профессор.

Отвечая на вопрос про инклюзивное образование, Конни Казари сообщила, что здоровым детям нравится взаимодействовать с детьми-аутистами, они узнают, что люди разные, не похожи друг на друга, учатся сострадать.

В рамках пресс-конференции эксперты также рассказали о первых результатах совместной программы фонда «Обнаженные сердца» и «Газпром экспорт» по обучению школьных педагогов работе с детьми-аутистами.

В данном проекте участвуют шесть коррекционных школ Нижнего Новгорода, на их базе открыты классы для детей с аутизмом. В этом году 32 ребенка пошли в первый класс. Как отмечает председатель Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи «Верас» Людмила Веко педагогам не хватает навыков, технологий работы с такими детьми. В проекте участвуют 50 педагогов, психологов, дефектологов. Они знакомятся с теорией и практикой таких методов, как сенсорная интеграция, поведенческий анализ, невербальная коммуникация.

«Наша главная цель – дети с аутизмом должны иметь право на образование, посещать школу», — говорит Людмила Веко.

Как отмечают эксперты, поддержка людей с расстройствами аутистического спектра должна идти на протяжении всей жизни.

«Когда мы видим взрослого ребенка, но он не социализирован, то часто это проблема того, что в детстве ему не была оказана соответствующая поддержка. Должна быть максимально ранняя диагностика, максимально ранняя коррекционная помощь, эффективная интеграция с самого раннего возраста, чтобы ребенок мог ходить в обычный детский сад, коррекционную или обычную школу, имел возможность получить профессиональное образование. Также нужно поддерживать взрослых с таким диагнозом, семьи с детьми. Если мы упустим один из элементов, поддержка будет неполноценной. Она должна идти на протяжении всей жизни», – подчеркивает заместитель директора Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» Игорь Шпицберг.

Рекомендуем