Проблемы ранней диагностики аутизма обсудили в Общественной палате РФ специалисты и представители…

Проблемы ранней диагностики аутизма обсудили в Общественной палате РФ специалисты и представители общественных организаций 2 апреля – во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Организаторы общественных слушаний – Комиссия ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан и Координационный совет по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности – предложили рассмотреть возможные пути оказания комплексной помощи на государственном уровне детям с аутизмом и их семьям.

Сегодня не существует статистики о том, сколько людей с аутизмом живет в России. Из-за того, что проблема аутизма недооценивается, отсутствует и государственная система помощи в этой сфере, отмечает заместитель председателя Координационного совета, эксперт Общественной палаты РФ Елена Клочко.
Одна из самых острых проблем, с которой сталкиваются родители детей с аутизмом в России, — отсутствие ранней диагностики заболевания. Диагноз «детский аутизм» не ставят до трехлетнего возраста. Его подменяют умственной отсталостью и другими диагнозами. Это не позволяет начать лечение раньше, отмечает заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Института коррекционной педагогики РАО Ольга Никольская. Дети с аутизмом должны получать комплексную помощь, считает специалист, с ними должны работать педагоги, психологи и дефектологи. Между тем из-за неверного диагноза или его отсутствия они попадают на обучение в обычные школьные классы, учителя которых не подготовлены к работе с такими детьми.
Даже если с детьми-аутистами работают специалисты, они не говорят о перспективах их дальнейшей жизни, отметила представитель родительской общественности Елена Барагадникова. «Они отводят глаза, когда я спрашиваю, где мой ребенок сможет получить образование после школы», — сказала она. Но в большинстве случаев проблемы возникают еще раньше. «Даже если ребенку посчастливится попасть в инклюзивную школу, там может быть учитель, который не знает, как общаться именно с аутистом», — пояснила Барагадникова. Из-за этого родителям особых детей, как правило, предлагают выбрать надомное обучение. Но в таком случае ребенок с аутизмом лишается возможности социализироваться и общаться со здоровыми сверстниками.
Помочь решению проблем могут ресурсные центры по поддержке детей с аутизмом, считает ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов. На данный момент Москва — единственный город России, в котором создан такой Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков. Его сотрудники занимаются ранней диагностикой и последующей реабилитацией детей с нарушениями аутистического спектра. На базе центра работает начальная школа.
Участники слушаний планируют обратиться в правительство с просьбой создать межведомственную рабочую группу по вопросам развития системы помощи аутистам. В нее должны войти представители Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерство труда РФ, а также сотрудники НКО и родительских организаций. Рабочая группа сформулирует концепцию специализированной помощи людям с аутизмом и их семьям, а также определит конкретные меры по ее реализации.

Рекомендуем