Задача, поставленная Президентом РФ, в принципе неисполнима, утверждают представители Комитета гражданских инициатив…

Задача, поставленная Президентом РФ, в принципе неисполнима, утверждают представители Комитета гражданских инициатив (КГИ), комментируя слова Владимира Путина о единых учебниках истории для средней школы, «построенных в рамках единой концепции», «не имеющих внутренних противоречий и двойных толкований».

С позиций современной исторической науки «исторический факт» не существует и не может быть осмыслен без различных оценок современников и потомков, говорится в заявлении, которое 28 марта распространил Комитет гражданских инициатив. «Только знакомство с такой многомерной и сложной историей формирует активного и ответственного гражданина. В противном случае история превращается в перечень фактов или в идеологическую доктрину, «героический национальный миф», освоение которого вменяется в обязанность подданным несвободных режимов», – убеждены авторы заявления.
КГИ ссылается на ст. 13 Конституции РФ, закрепляющую политическое многообразие и недопустимость преобладания одной идеологической доктрины, а также на принятый в конце 2012 года закон «Об образовании в РФ», где сказано, что федеральные образовательные стандарты должны «обеспечивать вариативность содержания образовательных программ разного уровня образования». «Пора перестать смотреть на школьный курс истории как на инструмент «военно-патриотического воспитания» и поставить перед таким курсом новые задачи: ознакомление школьников с методами исторических исследований и формирование навыков критики источников; выработка у школьников нравственных ориентиров и приоритетов в оценке ключевых событий и фигур отечественной истории; воспитание у детей способности не только гордиться победами, но сопереживать трагедиям и поражениям своего народа, без чего невозможно становление гражданина», – говорится в заявлении КГИ.
Задачу создать общенациональный учебник истории для школы Владимир Путин поставил 19 февраля на заседании Совета по межнациональным отношениям. Президент заявил, что к этой работе можно привлечь Минобрнауки, РАН, Российское историческое и Российское военно-историческое общество. Инициативу поддержали глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов и министр культуры Владимир Мединский, который и ранее выказывал недовольство многообразием учебников: «Наплодили учебников, теперь разбирайся».
В научном сообществе идея создания общенационального учебника истории вызвала противоречивые оценки. «Где тот список противоречий или непатриотических, или антинаучных версий и оценок в утвержденном федеральном списке учебников? Его кто-нибудь озвучил или хотя бы привел отдельные примеры?», – спрашивает академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков.
19 февраля президент говорил о том, что детей нужно учить «уважению ко всем страницам нашего прошлого». Как можно с уважением относиться к крепостному праву, участию миллионов наших граждан всех национальностей в красном терроре 1918–1921 годов и в большом терроре 1937–1938-го, в голодоморе и коллективизации? Историки не понимают. «Сочувствие к жертвам — да, конечно. Уважение к героям и борцам против зла — да. Но уважение ко всем без разбора страницам прошлого, особенно к некоторым элементам государственной политики — никогда», – уверен доктор исторических наук, ответственный редактор двухтомника «История России XXI век» Адрей Зубов.

Рекомендуем

Руководителей предприятий и организаций будут увольнять за отказ в трудоустройстве инвалидов

Министерство труда и социальной защиты планирует ужесточить наказание для руководителей госпредпириятий, которые не дают работу людям с ограничениями по здоровью. С такими начальниками будут расторгать…