18 декабря депутаты Госдумы РФ рассмотрят доработанный проект во втором чтении. Ожидается,…

18 декабря депутаты Госдумы РФ рассмотрят доработанный проект во втором чтении. Ожидается, что окончательно документ будет принят Госдумой до конца года, а с 1 сентября 2013 года он вступит в силу. Законопроект «Об образовании в РФ» в первом чтении одобрен Госдумой РФ 17 октября. Проект устанавливает четкую систему уровней образования (от дошкольного до послевузовского), сохраняет ЕГЭ и предусматривает дистанционное обучение. В интервью корреспонденту Агентства социальной информации эксперты высказались против принятия законопроекта в существующем виде.

18 декабря депутаты Госдумы РФ рассмотрят доработанный проект во втором чтении. Ожидается, что окончательно документ будет принят Госдумой до конца года, а с 1 сентября 2013 года вступит в силу. Законопроект «Об образовании в РФ» в первом чтении одобрен Госдумой РФ 17 октября. Проект устанавливает четкую систему уровней образования (от дошкольного до послевузовского), сохраняет ЕГЭ и предусматривает дистанционное обучение. Тогда был отклонен разработанный партией КПРФ альтернативный проект закона о народном образовании. «Правительственный» проект получил 292 голоса (его поддержали партии «Единая Россия» и ЛДПР), а «коммунистический» — 209 голосов (за него голоса отдали партии ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия»).
В интервью корреспонденту Агентства социальной информации эксперты высказались против принятия законопроекта в существующем виде. Так, активист движения «Российским детям – доступное дошкольное образование», эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Кирилл Дружинин рассказал корреспонденту АСИ о тех изменениях, которые коснутся дошкольного образования. В частности, из нового текста законопроекта исчезло действующее положение, по которому плата родителей за услуги по присмотру и уходу за детьми в муниципальных детских садах может быть не более 20% (для многодетных – не более 10%), оставшуюся часть должно оплачивать государство. Это положение было в первоначальном варианте законопроекта, но оно исчезло после согласовательного совещания в Правительстве РФ по поводу законопроекта. Теперь родители дошкольников, посещающих детсады, обязаны оплачивать всю стоимость. Кроме того, родители двух детей имеют право на 50-процентную компенсацию за оплату стоимости услуг, а многодетные – 70-процентную. Но в новом тексте закона размер скидок и категории семей, имеющих на них право, будет определяться учредителями самостоятельно. Получается, что они вправе не учитывать материальное положение семей. Тогда многодетные, малообеспеченные семьи и матери-одиночки могут и не получить льгот. Скорее всего, на них смогут претендовать дети, чьи родители работают в сфере образования или медицины. Но даже их расходы существенно возрастут. Хотя уровень оказания образовательных услуг останется на прежнем уровне.
Помимо этого, документ предусматривает право учредителей детсадов отказывать детям в поступлении в дошкольные учреждения из-за отсутствия свободных мест. Таким образом, заключил эксперт, «из-за того, что государство отказалось от социальных обязательств, уничтожается доступность дошкольного образования, гарантированного Конституцией РФ». По его мнению, в результате этого за чертой бедности окажутся одинокие матери, многодетные семьи, а также те, кто выплачивает ипотеку или арендуют жилье. По данным Дружинина, уже сегодня 2 млн российских детей ждут места в детсады, из них 450 тыс. – дети в возрасте от трех до семи лет. Помимо этого, 19% маленьких россиян (почти 2 млн) живут за чертой бедности.
Сейчас члены движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» готовят обращение с требованием исправить ситуацию.
Мнение Кирилла Дружинина разделяет заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, председатель РОО «Право ребенка» Борис Альтшулер. Он считает, что сторонники поправок о том, что сейчас размер платы за детсад одинаков для всех родителей, а значит обеспеченные семьи также оплачивают только 20% стоимости образовательных услуг, не выдерживают критики. Он считает, что эту проблему надо решать по-другому. Если такое положение сохранится, полагает Альтшулер, произойдет резкий спад рождаемости. Конечно, удастся ликвидировать очереди в детсады, но это произойдет потому, что родители не смогут отдавать туда детей, так как плата за услуги будет для них непосильна. Получается, что в первую очередь пострадают малообеспеченные и другие категории социально незащищенных граждан.
«Мы предлагали поправку, которая касается обучения детей, проживающих в интернатах социальной защиты (особенно с умственной отсталостью). В первом чтении она была отклонена», — сказала специальный представитель по Москве и Московской области Ассоциации в поддержку взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Клочко. При этом данную поправку внесли 15 депутаты Госдумы РФ, среди них Жорес Алферов, Олег Смолин, Геннадий Зюганов и др. Ничего нельзя сказать по поводу второго слушания закона, считает Е. Клочко. Отсутствие данной законодательной нормы фактически будет означать, что дети, проживающие в этих интернатах, могут лишиться конституционного права на образование, поскольку интернаты не являются образовательными учреждениями (не лицензированы и не аккредитованы как образовательные учреждения). У этих учреждений другие цели, прежде всего, осуществлять уход, питание и проживание детей.
Клочко пояснила, что поправка в законопроект об образовании являлась неким продолжением совместного письма Минобразования РФ и Минздравсоцразвития РФ от 2007 года «О реализации конституционного права воспитанников интернатов соцзащиты». С введением этого письма произошли существенные изменения – многие интернаты стали вывозить детей на учебу в коррекционные школы либо открывать у себя филиалы, отметила Клочко. Законопроект предусматривает ликвидацию в качестве особого типа коррекционных школ, а филиал должен лицензироваться и аккредитоваться, в них должны быть соответствующей квалификации педагоги, психологи, а также программы коррекционной школы. «Внесением этой поправки в закон об образовании мы планировали закрепить то, что в течение пяти лет было не законодательной нормой, а нормативным письмом двух министерств», — заключила эксперт.

Рекомендуем