Индекс по противодействию коррупции за 2012 год, основанный на данных опросов, проведенных…

Индекс по противодействию коррупции за 2012 год, основанный на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах, представили эксперты Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р». Ежегодно индекс восприятия коррупции (ИВК) измеряет уровень восприятия коррупции в госсекторе той или иной страны. В 2012 году исследование проводилось в 176 странах мира по новой методологии. Таким образом, в ИВК-2012 Россия заняла 133 место из 174 возможных. Первое место разделили Дания, Финляндия и Новая Зеландия, а Афганистан, Северная Корея и Сомали снова оказались на худших позициях рейтинга.

Индекс по противодействию коррупции за 2012 год, основанный на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах, представили эксперты Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р». Это произошло
5 декабря в РИА «Новости» в ходе пресс-конференции «Индекс восприятия коррупции-2012: результаты и новая методология».
Ежегодно индекс восприятия коррупции (ИВК), составляемый международным движением по противодействию коррупции Transparency International, измеряет уровень восприятия коррупции в госсекторе той или иной страны. В этом году по методике расчета ИВК ранжирует 174 страны мира по шкале от 0 до 100 баллов, ноль будет означать самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 – наименьший. Со времени первого выпуска ИВК в 1995 году индекс является мощным инструментом для привлечения внимания к проблеме коррупции на международном уровне, побуждая правительства улучшать свои позиции в рейтинге путем принятия мер по борьбе с коррупцией в государственных учреждениях своих стран.
В 2012 году исследование проводилось в 176 странах мира по новой методологии. Таким образом, в ИВК-2012 Россия набрала 28 баллов и заняла 133 место из 174 возможных. Первое место разделили Дания, Финляндия и Новая Зеландия, набравшие по 90 баллов. Это говорит о том, что в этих странах очень хорошо развиты системы обеспечения доступа к информации, а также строгим правилам, регулирующим деятельность лиц, занимающих государственные должности. Афганистан, Северная Корея и Сомали снова оказались на худших позициях рейтинга. В число стран, показавших недостаточно хорошие результаты, вошли государства Евросоюза, в наибольшей мере затронутые финансовым и экономическим кризисом.
Как отметила директор «Трансперенси Интернешнл-Р» Елена Панфилова, сравнивать результаты этого года с прошлым не корректно, так как использовались различные методики. Как считает Е. Панфилова, чтобы исправить ситуацию, важно активное участие общества в борьбе с коррупцией. При этом она полагает, что нормативно правовых мер в РФ принято достаточно. Например, статьи в Уголовный кодекс РФ, декларирование расходов, появление института омбудсмена для бизнеса, декриминализация статей по предпринимательству и т.д. К тому же в национальном плане по борьбе с коррупцией прописано активное участие общества в борьбе с коррупцией. Но «общество близко не подпускают к этой деятельности», сказала Панфилова. От государства есть «посыл» об активной борьбе с коррупцией, но к этому можно относиться по-разному: как к реальной борьбе, как к инструменту политической борьбы за власть или как-то еще, уточнила эксперт.
Законодательные нормы нужно превращать в дела. Например, Панфилова предложила провести независимый аудит в сфере управления имуществом Минобороны РФ с приглашением экспертов Открытого правительства. «Но не с целью узнать, кто в этом виноват, а с целью понять, как такое стало возможно, как выпускали подобные приказы, положения… что имущество было передано», — заметила она.
При этом Панфилова считает, что сейчас есть общественный запрос по борьбе с коррупцией, который вырос примерно за последние 18 месяцев. Ранее наблюдались всплески подобных общественных инициатив, но такого количества инициатив не было (интернет-проекты, инициативные группы и др.). Увеличилось и количество экспертов, предлагают «Трансперенси Интернешнл-Р» помощь в качестве волонтеров. Всплеск активности гражданского общества, по ее мнению, произошел во время пожаров летом 2010 года, когда люди сами начали предпринимать активные действия по помощи пострадавшим.
Также Елена Панфилова затронула тему закона о НКО-«иностранных агентах». «Этот закон эмоционально и идеологически дурацкий, так как меняет восприятие в обществе», — сказала эксперт. При этом в Москве это незаметно. Но в регионах стигма «иностранный агент» несет негативный оттенок. «Мы очень много работаем в регионах, и те чиновники, которые с нами раньше сотрудничали, после принятия этого закона стали воздерживаться от работы с нами», — заявила Панфилова. Она считает, что закон, который «был призван приструнить какие-то определенные НКО, вдруг сыграл роль катализатора углубления кризиса доверия к сектору».

Рекомендуем

СОЛЬ: проект федерального бюджета, нежелательные ссылки и поиски достойного благотворителя

Традиционная пятничная рубрика от обозревателя Агентства социальной информации – о том, куда пойдут деньги из федерального бюджета, что приходит на смену «иностранным агентам» и кому…