Обсуждению этого вопроса была посвящена дискуссия, прошедшая 3 декабря в рамках IX…

Обсуждению этого вопроса была посвящена дискуссия, прошедшая 3 декабря в рамках IX Общероссийской конференции по добровольчеству. Ее организовали Российский центр развития добровольчества и Фонд «Созидание» при поддержке Минэкономразвития России, Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций и Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, Комиссии ОП РФ по развитию благотворительности и волонтерства.

Советник директора филиала Международного центра некоммерческого права в РФ, член НП «Юристы за гражданское общество» Ольга Свиреденкова напомнила, что сегодня деятельность добровольцев регулируется законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Правда, в этом документе речь идет только о деятельности благотворительных фондов.
А понятие «волонтер», как добавил руководитель рабочей группы по законопроекту о добровольчестве, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Борисов, есть только в ФЗ № 310 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр-2014, развитии Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Но его действие распространяется лишь на людей, задействованных на Олимпийских играх в Сочи и прекратится после их окончания. Борисов высказался за принятие отдельного законопроекта, регулирующего деятельность добровольцев, но придерживается при этом принципа «Не навреди». Сенатор пояснил, что этот документ ни в коем случае не должен ограничивать развитие гражданского общества.
Попытка установить единые нормы и правила для всех волонтерских объединений, по мнению директора Союза волонтерских организаций и движений Владимира Хромова, может быть неудачной. Он пояснил, что социальные, экологические, спортивные, муниципальные НКО, а также члены незарегистрированных волонтерских интернет-сообществ действуют по-разному. К тому же есть опасность, что в конечном варианте примут не тот документ, который будет разработан экспертами. Например, он будет предусматривать не меры господдержки сектора, а ужесточение регулирования. Таким образом, потребности в отдельном законе у НКО нет. Гораздо более эффективным способом, уверен эксперт, является саморегулирование. Так, многие организации разработали внутренние стандарты волонтерской деятельности.
Мнения о том, что необходимо совершенствовать действующее законодательство в этой сфере, придерживается президент Российского центра развития добровольчества Галина Бодренкова. Причем она считает, что надо как синхронизировать существующие законы, так и разрабатывать новые документы. В частности, эксперт предложила ввести понятие «доброволец» в законодательство, регулирующее сферы деятельности НКО, например, в законопроект «Об основах социального обслуживания в РФ». Таким образом, удастся определить существующие пробелы. Кроме того, следует законодательно закрепить такие понятия, как «добровольческий центр» и «добровольчество», а также статус добровольца.
В свою очередь руководитель Городского центра поддержки добровольческих инициатив Центра международных гуманитарных связей и президент Благотворительного общества «Невский ангел» Владимир Лукьянов (Петербург) считает, что «в секторе назрела потребность в отдельном законопроекте». Он предложил оценивать деятельность волонтеров в рублях и разграничить понятия «доброволец» и «волонтер». Так, волонтерами, по мнению Лукьянова, надо называть тех, кто безвозмездно участвует в международных программах, тогда как всех остальных — добровольцами.

Рекомендуем

Эксперты IAVE обозначили мировые тренды в развитии добровольчества

Роль добровольчества в развитии гражданского общества становится более заметной, молодежь и люди пожилого возраста все активнее вовлекаются в волонтерство, отмечают эксперты Международной ассоциации добровольческих усилий…