Только в том случае, если организация действует в интересах другого государства, ее…

Только в том случае, если организация действует в интересах другого государства, ее можно назвать «иностранным агентом», заявил политолог, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности Николай Злобин на пресс-конференции в РИА «Новости».

Поэтому необходимо, чтобы суды обращали внимание именно на деятельность организации, а не на источник ее финансирования. По наблюдению Злобина, многие НКО, «вредные» для российской политики, финансируются из отечественных источников. При этом на средства иностранных доноров нередко осуществляется полезная для России деятельность.
Ситуация усугубляется тем, что в нашей стране нет закона о лоббизме. Поэтому с юридической точки зрения вообще неясно, кто такой «иностранный агент» и кто может выступать его заказчиком, заключил эксперт. Например, в США статус «иностранного агента» получают обслуживающие интересы других стран организации независимо от организационно-правовой формы, а не только некоммерческие.
«Если у закона есть цель ограничить американское финансирование, то такая задача будет решена», — пояснил Николай Злобин. Если же задача в усилении российского гражданского общества, то в дополнение к вступившему в силу 20 ноября закону N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», надо создать еще несколько десятков подобных законов, считает политолог.
Злобин напомнил, что российские НКО работают на средства, поступающие не только из США, но и на арабские, китайские и даже стран СНГ. Однако закон «отточен» именно на прекращение американского финансирования российских неправительственных организаций. Николай Злобин также считает, что в России есть большая проблема с поддержкой собственных НКО. Если в той же Америке огромным стимулом для развития третьего сектора являются налоговые льготы для бизнеса, то у нас такого пока нет. Нельзя финансировать проекты НКО исключительно из государственных средств, «иначе такие НКО не будут балансом этому государству?», — сказал политолог.
Член Общественной палаты РФ, директор филиала Международного центра некоммерческого права в РФ Дарья Милославская считает, что закон об «иностранных агентах» в том виде, в котором он есть сейчас, не будет работать. Прежде всего, потому, что понятие (может, лучше термин) «политической деятельности» определено через юридические термины, которых нет в российском законодательстве (политическая акция, государственная политика, формирование общественного мнения), а значит трактовать их значение можно по-разному. Определить источник финансирования НКО Минюсту РФ не составит большого труда. А понять, можно ли отнести деятельность организации к политической, гораздо сложнее, предостерегла эксперт. Поэтому, по ее мнению, правоприменительная практика закона об «иностранных агентах» ограничится несколькими судебными процессами, в ходе которых Минюст России и НКО, деятельность которой назовут политической, будут обсуждать, так ли это на самом деле. «Судебные процессы в нашей стране длятся долго, поэтому когда мы получим первых «иностранных агентов», сказать трудно», — отметила Дарья Милославская.
По словам разработчика законопроекта депутата Александра Сидякина, под внесенное в законодательство определение «иностранный агент» попадают максимум 100 российских НКО. С этим не согласны большинство юристов некоммерческого сектора и профильных министерств. Под «иностранным агентом» и законодательстве понимается «российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ». То есть, согласно букве закона к иностранным источникам отнесена не только значительная часть российских организаций–участников внешнеэкономической деятельности, но и магазины, гостиницы, рестораны и другие предприятия на территории России, клиентами которых являются иностранные граждане и юридические лица.

Рекомендуем

Пензенский издательский дом, признанный «иностранным агентом», будет судиться с Минюстом

Издательский дом «Валентин Мануйлов» требует признать незаконным решение министерства о принудительном внесении в реестр «иностранных агентов». Организация настаивает на том, что не занимается «политической деятельностью»…