Согласно новому законодательству, НКО предлагается считать «иностранным агентом», если она участвует «в…

Согласно новому законодательству, НКО предлагается считать «иностранным агентом», если она участвует «в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики», формирует общественное мнение «в указанных целях» и получает финансирование из-за рубежа. Документ вступил в силу 20 ноября. 19 ноября в Международном обществе «Мемориал» представители НКО обсудили доклад Исследовательской группы ЦИРКОН «Отношение граждан к некоммерческим организациям в свете ужесточения законодательства об НКО». Организаторами мероприятия выступили Агентство социальной информации и Международное общество «Мемориал».

Закон N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента» был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 21 июля. 20 ноября закон вступил в силу. Согласно закону, НКО предлагается считать «иностранным агентом», если она участвует «в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики», формирует общественное мнение «в указанных целях» и получает финансирование из-за рубежа.
19 ноября представители НКО обсудили итоги исследования «Отношение граждан к некоммерческим организациям в свете ужесточения законодательства об НКО». Обсуждение прошло в рамках заседания Интеллектуального клуба имени Джона Локка, организованного совместно с Агентством социальной информации и Международным обществом «Мемориал». Исследование проводилось в сентябре Исследовательской группой ЦИРКОН и было направлено на изучение реакции россиян на принятие поправок к закону о НКО (в части присвоения НКО, финансируемым из-за рубежа и занимающимся политической деятельностью, статуса «иностранного агента»), а также общего отношения граждан к НКО и их деятельности. Данные исследования, касающиеся общего отношения к НКО, сравнивались с результатами аналогичного исследования ИГ ЦИРКОН2004 года.
«С деятельностью НКО непосредственно сталкивается все-таки небольшое число граждан, и это означает, что в отсутствии собственного опыта общения отношение к ним складывается из средств массовой информации. Поэтому в ответах на вопросы социологов многие респонденты транслируют не свое мнение, а то, которое им по сути навязали СМИ», — отметила заместитель руководителя ИГ ЦИРКОН Людмила Шубина, представившая итоги опроса. В 2012 году доля граждан, которые, по их словам, ничего не знают о деятельности некоммерческих организаций, составила уже меньше половины россиян, однако за восемь лет, которые прошли между исследованиями, рост информированности мог бы быть более высоким, считает Л. Шубина. Более того, исследование сентября 2012 года зафиксировало больше отрицательных, чем положительных реакций на суждения, характеризующие деятельность организаций третьего сектора. Даже среди тех, кто лично сталкивался с деятельностью НКО, почти каждый второй считает их деятельность незаметной и не важной. Уменьшилось (по сравнению с 2004 годом) число респондентов, которые согласны с тем, что НКО защищают права граждан, осуществляют общественный контроль и содействуют решению острых социальных проблем, и наоборот, увеличилось число те, кто считает, что для большинства граждан деятельность НКО не важна, что они оказывают услуги только членам своих организаций и особенно – что они создаются для решения отдельных задач, удовлетворяющих личные интересы их руководителей.
Общий вывод исследования – имидж НКО в России за последнее время ухудшился, хотя среди осведомленных граждан отношение к ним несколько лучше. «Информационный фон исследования в свете обсуждения нового законодательства был неблагоприятным. «Голос» НКО на фоне негативной информационной кампании был очень слабым, действия сектора по отстаиванию своих позиций оказались менее заметными, чем сигнал тех, кто транслировал точку зрения государства», — считает Шубина. При этом закон о НКО «иностранных агентах» не затрагивает граждан напрямую, он находится на «периферии общественного внимания». Шубина полагает, что, возможно, во многом из-за низкой осведомленности граждан как о НКО и их деятельности, так и о содержании поправок к закону исследователи получили ухудшение отношения к НКО.
Интересны также данные опроса по поводу реакции населения на сам факт принятия поправок к закону. Полученные данные показывают, что сегодня отсутствует сформированное общественное мнение по новому законодательству. Выяснилось, что две трети опрошенных вообще впервые слышат об этом законе.
В ходе интервью респондентов, в частности, просили высказать, какие эмоции у них вызывает словосочетание «иностранный агент». Значительная часть опрошенных однозначно сказали, что оно несет в себе негативный смысл. Порядка 40% согласны с тем, что НКО, которые получают для своей деятельности средства из-за рубежа, должны подвергаться особому контролю со стороны государства. При этом для 49% респондентов не важно, российское или зарубежное финансирование будет у НКО, если человек сам попадет в тяжелую жизненную ситуацию и обратится к ней за помощью, то есть к самому зарубежному финансированию негативного отношения у россиян нет.
Аналитик ИГ ЦИРКОН Виктор Мойсов представил небольшой обзор, в котором сравнил данные опросов, проведенных разными социологическими центрами в связи с принятием закона. Он показал, что данные разных компаний различаются между собой довольно значительно. Выяснилось, что общественное мнение очень чувствительно к способу и порядку, в котором задаются вопросы, и это подтверждает, что на сегодняшний день общественное мнение о законодательных новациях государства в отношении НКО не сформировано, у населения нет представления и собственного мнения по поводу НКО и необходимости контролировать тех из них, кто получает средства из-за рубежа.
Директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Елена Тополева заметила, что результаты исследования «очень огорчают». Нужно лучше информировать людей о деятельности НКО, чтобы общество поддерживало их при появлении подобных инициатив государства. «Чтобы сделать какой-то скачок в изменении восприятия третьего сектора, нужны определенные усилия, осознанные сбалансированные действия сектора по информированию о своей работе», — сказала Е. Тополева.
Участники дискуссии спорили по поводу того, есть ли смысл продвигать некоммерческий, третий сектор как таковой и если да, то как это следует сделать, нужны ли сектору институты, которые могли бы служить «профессиональным профсоюзом», защищающим интересы сектора и транслирующим консолидированное мнение власти и обществу.
«Если пиарить НКО, то это надо делать на Первом канале. А так у граждан в общей массе не будет представления о некоммерческом секторе», — отметил по этому поводу консультант Фонда Ч.С. Мотта в России Вячеслав Бахмин. Он также отметил, что негативный имидж НКО, который показали данные исследования, по его мнению, действительно, являются результатом «антикампании» против НКО в связи с принятием закона, поэтому особо огорчаться по поводу полученных данных не стоит. Директор Центра общественных связей Фонда «Институт экономики города» Михаил Ледовский считает, что в действительности 90% населения сталкиваются с деятельностью НКО, сами того не зная. Ведь граждане не интересуются правовым статусом организации, в которую обращаются. Данное исследование Ледовский назвал «срезом гражданского общества в общей массе». Социолог Иван Климов полагает, что проблема, выявленная в исследовании, гораздо глубже — она кроется в языке, с помощью которого НКО и активисты обращаются к своей аудитории. Здесь у представителей НКО есть большое поле для деятельности. Климов предложил рассказывать людям простые и понятные истории, которые наглядно иллюстрируют, чем занимаются некоммерческие организации и чем они могут быть полезны для граждан. Завершая дискуссию, руководитель ИГ ЦИРКОН Игорь Задорин сказал, что только консолидированные усилия самих некоммерческих организаций, в том числе и активная работа с людьми, и внимательность к их ожиданиям, и грамотная работа с государством, смогут сформировать имидж некоммерческого сектора как сообщества, которому можно доверять и которое нужно поддерживать.

Рекомендуем

В Горбачев-Фонде отрицают иностранное финансирование

Руководитель отдела международных связей и контактов с прессой Международного фонда социально-экономических и политологических исследований Павел Палажченко заявил, что фонд чтит законодательство и не пользуется средствами…

Депутат ЕР предлагает создать фонд для «неучтенных» иностранных средств НКО

Инициатива создания подобного фонда принадлежит депутату Госдумы РФ от партии «Единая Россия» Михаилу Старшинову. Для этого депутат намеревается подготовить поправку в законодательство о НКО. Старшинов…