Процесс объединения школ и даже детсадов в единые образовательные комплексы в Москве…

Процесс объединения школ и даже детсадов в единые образовательные комплексы в Москве обсудили участники круглого стола, прошедшего 7 ноября в ИД «Комсомольская правда».

На сайте Управления образования Юго-Западного административного округа написано, что решение об этом принимают управляющие советы школ. Далее оно согласовывается с учителями, родителями и профсоюзом. После этого окружное Управление образования направляет заявку на реорганизацию в столичный Департамент образования. Тот может отклонить заявку по своему усмотрению. Как рассказала директор Центра образовательной политики Нина Минько, процесс реорганизации связан с реализацией закона о подушевом финансировании школ. В соответствии с ним бюджет школы зависит от числа учеников. Например, непопулярная среди родителей школа на 800 человек обучает всего 250 детей.
Процесс реорганизации идет в округах города по-разному. Так, в Северо-Восточном округе реорганизовано уже порядка ? школ. По словам начальника Северо-Восточного управления образования Алексея Анисина, в результате этого пока что «как минимум ничего не изменилось».
Хотя он заметил, что школе N 132 последние 10 лет удавалось набрать только один первый класс. После того как в этом году она стала частью лицея N 1571, число первоклассников увеличилось в пять раз. Анисин пояснил, что сейчас рано говорить о результатах реорганизации, так как школы либо только присоединились, либо только подали заявки на реорганизацию.
При этом не все школы, подавшие заявки на объединение, получили «добро» со стороны городского Департамента образования. По данным первого заместителя руководителя департамента Вениамина Каганова, ведомство отклонило 237 заявок на создание 83 образовательных комплексов (пятая часть всех школ города). Чиновник добавил, что с начала учебного года было создано 255 комплексов, объединивших около тысячи школ. Он пояснил, что в каждом случае заявка тщательно рассматривается. При этом чиновники учитывают территориальную близость школ и согласие родителей на объединение.
Объединение школ, по мнению Каганова, повысит доступность и качество московского образования. «Многие родители хотят отдать детей в конкретную школу, имеющую высокий статус. Однако не могут этого сделать, так как количество мест ограничено», — пояснил он. В идеале ведомство планирует создать в каждом микрорайоне комплекс школ, которые отвечают интересам родителей и детей.
Но в столице объединяются не только школы, но и детские сады. Так, к школе N 1174 в этом году присоединились два детсада, находящихся в том же микрорайоне. Директор нового образовательного комплекса Ольга Назарова опровергла сомнения, что директор школы не может возглавлять и дошкольное учреждение. Хотя призналась, что ей приходится изучать вопросы, связанные, в частности, с детским питанием. Ее коллега из школы N 1987 Татьяна Май добавила, что бывшие заведующие детских садов по-прежнему возглавляют детские сады в должности руководителя структуры подразделения образовательного комплекса.
Родители заинтересованы в том, чтобы детский сад был присоединен к школе, считает представитель родительской общественности Людмила Мясникова. Так они заранее решают, в какую школу пойдут учиться их дети.
Общая схема создания образовательных комплексов может быть эффективной, но не во всех случаях. Таково мнение Уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича. Он считает, что при объединении школ не учитываются интересы особых детей. В эту категорию эксперт отнес одаренных детей, а также с девиантным поведением и тех, кто учится в коррекционных или внедряющих инклюзивное образование школах. По его данным, в Москве около 15% таких детей. В частности, Бунимович опасается, удастся ли коллективам таких школ сохранить свои методики. «А если инклюзия есть в одной школе, то это значит, что после объединения все школы будут такими?», — неудомевает эксперт. Он считает, что эта задача, которую столичному Департаменту образования предстоит решить.

Рекомендуем