Круглый стол, посвященный обсуждению законопроекта Министерства образования и науки РФ, прошел в…

Круглый стол, посвященный обсуждению законопроекта Министерства образования и науки РФ, прошел в Госдуме РФ 20 сентября. В нем приняли участие депутаты Госдумы РФ, представители Генпрокуратуры РФ, Общественной палаты (ОП) РФ, эксперты и т.д. Принятие закона, по словам заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк, позволит установить единые подходы в работе с «трудными» семьями и ограничить неоправданное вмешательство органов опеки в их жизнь.

Круглый стол, посвященный обсуждению законопроекта Министерства образования и науки РФ, прошел в Госдуме РФ 20 сентября. В нем приняли участие депутаты Госдумы РФ, представители Генпрокуратуры РФ, Общественной палаты (ОП) РФ, эксперты и т.д. Как пояснила председатель Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» готовится к первому чтению. Социальный патронат устанавливается органами опеки над семьями, которые находятся в социально опасном положении. Цель нововведения – сохранить семью, в которой возникли трудности, а не лишать родителей родительских прав и помещать детей в сиротские учреждения. При этом законопроект нуждается в корректировке. Так, Е. Мизулина считает, что регионы не стоит наделять правом определять дополнительные причины для применения социального патроната.
Принятие закона, по словам заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк, позволит установить единые подходы в работе с «трудными» семьями и ограничить неоправданное вмешательство органов опеки в их жизнь. Социальный патронат предусматривает индивидуальную профилактическую работу с семьей. Ребенок и его родители смогут получить помощь социальных педагогов, психологов, медиков, юристов — как государственных служащих, так и сотрудников НКО. Родителям помогут найти работу или пройти курс лечения от нарко- или алкогольной зависимости, оформить положенные льготы.
Согласно законопроекту, социальный патронат может быть установлен с согласия родителей или по решению суда как альтернатива лишению родительских прав.
Н. Третьяк уточнила, что нововведение позволит сократить затраты государства на содержание детей в сиротских учреждениях. Так, в среднем на содержание ребенка в детдоме ежегодно уходит от 400 тыс. до 1 млн рублей.
По данным мониторинга министерства, сегодня деятельность по профилактике социального сиротства в России нельзя назвать эффективной. Так, социальные службы начинают работу с «трудными» семьями слишком поздно — родителей лишают родительских прав, а ребенка помещают в детдом. Между тем такая практика должна стать крайней мерой воздействия на семью. Напротив, надо своевременно выявлять неблагополучные семьи и работать с ними.
Результативность социального патроната подтверждает опыт регионов. По инициативе местных властей он введен в Москве, Калужской, Мурманской, Алтайской, Астраханской, Курской областях и в Пермском крае. Так, за три года в Мурманской области число родителей, лишенных родительских прав, снизилось на 16%.
И все же социальный патронат вызывает немало споров. Председатель отдела Московского патриархата по взаимодействию церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин опасается, что расплывчатые формулировки законопроекта могут «привести к произволу» со стороны органов опеки. Он предлагает «гарантировать родителям право на воспитание детей».
С тем, что критерии введения социального патроната должны быть более четкими, согласен заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, глава НКО «Право ребенка» Борис Альтшулер.
Часть экспертов выступает против социального патроната. Президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Сергей Кургинян рассказал о прошедших в регионах митингах против введения социального патроната. Начиная с мая его сторонники собрали 134 тыс. подписей под обращением к Президенту РФ. Кургинян пояснил, что родители опасаются «давления государства на семью». Член Центрального совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольга Леткова заявила, что как юрист не видит в законопроекте механизма реальной помощи семьям.
Мнение о том, что в существующем законодательстве не прописаны нормы по профилактике социального сиротства, высказала директор Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Она пояснила, что сегодня органы опеки могут только отобрать детей у родителей. Чтобы избежать возможных злоупотреблений со стороны органов власти, она предложила прописать в законопроекте положение о том, что органы опеки лишь назначают социальный патронат, но не осуществляют его.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем