На слушаниях по подготовке проекта федерального закона об общественном контроле 28 марта…

На слушаниях по подготовке проекта федерального закона об общественном контроле 28 марта члены Общественной палаты РФ обсудили полномочия институтов гражданского общества. Их провели Межкомиссионная рабочая группа по развитию системы общественного контроля и противодействию коррупции и Комиссия Общественной палаты РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ в ОП РФ.

В данный момент нормы, регулирующие общественный контроль в российском законодательстве, разрознены и присутствуют в различных нормативных актах, сказал председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. В законе об общественном контроле должно быть представлено его целостное определение.
Безусловно, нельзя вторгаться в деятельность коммерческих компаний, но следует проконтролировать, насколько их деятельность соответствует интересам общества, отметил М. Федотов. Принципиальная позиция разработчиков законопроекта в том, что общественный контроль должен существовать ради защиты интересов общества, он имеет конституционную основу. Федотов также рассказал, что надо установить принципы общественного контроля, потому что процедуры его проведения в системах МВД РФ и армии должны проходить одинаково.
Законопроект будет определять ряд положений по его осуществлению: определит задачи; полномочия институтов гражданского общества, как субъектов общественного контроля; ответственность должностных лиц за осуществление контроля; ответственность за воспрепятствование.
В рамках проекта предусмотрено также проведение общественной экспертизы – обязательной или инициативной. Инициатива может исходить от ОП РФ или Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Но она должна исходить от субъекта нормотворчества, заметил Федотов. Например, если Госдума РФ принимает законопроект, который затрагивает права и свободы гражданина, то она должна отправлять его на общественную экспертизу. Этого в данный момент не делается, поэтому ОП РФ приступает к процедуре экспертизы самостоятельно.
По поводу международной практики М. Федотов отметил, что закон об общественном контроле существует в Молдавии и на Украине, но взять за основу эти документы невозможно, так как они «не вписываются» в нашу правовую систему. Например, под общественным контролем там понимается также государственный контроль, контроль политических партий и т.д. При этом эксперт считает, что государственный контроль не может быть аналогом общественного.
В законопроекте вводится понятие общественного интереса, что даст возможность привлекать к ответственности чиновников, отзывать нерациональные госзаказы и т.д., сказал председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов. По поводу контроля над госзакупками член ОП РФ Максим Григорьев заметил, что надо четко прописать нормы закона по его регулированию, иначе законодательный акт может стать рычагом политического давления. Также Григорьев считает, что надо конкретизировать сроки проведения проверок, проверяющие организации, и т.д.
Эксперт рабочей группы по проекту федерального закона об общественном контроле Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валентин Гефтер заметил, что в законопроекте следует определить сферу общественного контроля и прописать порядок деятельности общественных наблюдательных комиссий для расширения их полномочий.

Рекомендуем

В Пермском крае начал работу местный совет по развитию гражданского общества и правам человека

Совет будет оказывать содействие губернатору в реализации его полномочий в области обеспечения и защиты прав человека. А также будет информировать губернатора о ситуации с правами…