В ходе общественных слушаний законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления…
Здоровье·01.11.2011

В ходе общественных слушаний законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», состоявшихся 1 ноября в Общественной палате РФ, большинством участников была поддержана идея о своевременности и актуальности появления документа. По мнению экспертов, законопроект соответствует основным положениям Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Присоединение России к конвенции и стало основной предпосылкой появления документа. Он предусматривает запрет на курение табака на территориях и в закрытых помещениях учреждений образования, культуры, спорта, на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах и на расстоянии 10 метров от входа в эти здания.

Благодаря поэтапному введению запрета на курение табака, спустя несколько лет после вступления документа в силу курить можно будет только в специально оборудованных местах (законопроектом предусмотрен запрет курения в подъездах, за исключением случаев, когда собственники оборудуют специальное помещение общего доступа для курения). Также документ предполагает налоговые меры по снижению потребления населением табака. В частности, речь идет об установлении минимальной цены на табачную продукцию и увеличении доли акцизов в структуре цены за сигареты. Законопроектом ожесточаются и требования к маркировке и упаковке табачной продукции.
По словам председателя Комиссии ОП РФ по охране здоровья и экологии, профессора Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова Евгения Ачкасова, предусмотренные законопроектом меры своевременные. В то же время, по мнению участников круглого стола, документ вводит необоснованные ограничения на занятия табачными компаниями благотворительной деятельностью. В частности, п. 8 ч.1 ст. 16 законопроекта содержит запрет на оказание табачными компаниями любой помощи образовательным, физкультурно-оздоровительным благотворительным организациям, организациям здравоохранения и культуры. Участники слушаний подчеркнули, что данные положения нарушают конституционные права табачных компаний на осуществление благотворительной деятельности (п. 3 ст. 39 Конституции РФ).
Кроме того, по мнению экспертов, введение такого запрета избыточное и не соответствует цели ст.16 законопроекта, потому что благотворительная деятельность табачных компаний, не сопровождающаяся распространением соответствующей информации, не стимулирует продажи табачной продукции. Также участники слушаний высказались против ограничения мест продажи табачной продукции. В частности, председатель Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков отметил, что закон нацелен на поддержку крупных торговых сетей путем изъятия табачной продукции из продажи в малых розничных торговых точках. Также эксперт сообщил, что считает его неэффективным в области запрета продажи сигарет несовершеннолетним. «В этом смысле документ нужно дорабатывать и четко прописывать, по каким критериям определять продавцу, у кого спрашивать документ при продаже табачной продукции», — отметил А. Третьяков. По его словам, для России был бы полезен опыт Германии, где продажа сигарет ведется через специальные автоматы при помощи идентификационных карт, которые граждане получают в муниципалитете. Вместо этого законопроектом запрещается продажа сигарет с помощью автоматов.

Рекомендуем

К 2015 году пачка сигарет будет стоить 115 рублей?

Российская экономическая школа и Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) презентовали результаты исследования экономических и социальных последствий роста ставки акцизов на сигареты. В…