Новости
Новости
18.03.2024
15.03.2024
14.03.2024
18+
Статьи

Как сделать благополучателя соучастником социальных изменений

Некоммерческие организации оказывают услуги людям вне зоны действия стандартных инструментов социальной работы. Как и зачем эти люди влияют на работу организации? И как меняются при этом сами, становясь соучастниками социальных изменений? АНО «Эволюция и филантропия» и Агентство социальной информации провели онлайн-дискуссию «Управляют ли благополучатели НКО?».

Фото: amtec.us.com/creative-commons

Вовлечение благополучателей  — это тренд, и важнейший драйвер развития филантропии во всем мире, считает Ольга Евдокимова, директор АНО «Эволюция и филантропия».

«Благодаря вовлечению благополучателей в деятельность НКО качество предоставляемых услуг и эффективность работы организации значительно улучшаются, — подчеркивает Евдокимова. — Вовлечение — это не только правильно с морально-этической точки зрения, но и очень прагматично. Из пассивных просителей помощи они постепенно становятся активными соучастниками социальных изменений. А сами организаций — более ресурсными, в том числе для своих сторонников».

Ольга Евдокимова. Фото: ep.org.ru

Обычно выделяют три уровня вовлечения благополучателей. На базовом уровне организация исследует потребности благополучателей, удовлетворенность качеством предоставленной услуги. Потом — обратная связь, консультации, сотрудничество при принятии важных решений. И третий уровень — полноценное партнерство с благополучателями с разделением ответственности за принятые решения. 

Организация YouthBuild (США) — пример такого подхода. Она направляет энергию молодых в мирное русло: помогает безработной молодежи восполнить пробелы в образовании, получать профессию, становиться лидерами сообществ. Участники программы избирают молодежные советы (Youth Policy Councils), и их члены еженедельно встречаются с представителями программы, обсуждают организационные вопросы и принимают решение наравне с менеджментом.

Общие ценности

АНО «Эволюция и филантропия» изучает вовлечение благополучателей в России в проекте «Вовлекай».

«Наш проект ориентирован на обмен опытом между организациями по вопросам вовлечения благополучателей. Помимо НКО, в нем участвуют и государственные учреждения. В частности, в работе с российскими НКО важна общая приверженность, как организации, так и благополучателей, к общим принципам и ценностям. Как показывает практика, этические сложности и дилеммы по-разному решаются разными организациями. Но целью вовлечения благополучателей практически всегда остается повышение качества услуг», — говорит Александра Горячева, эксперт-координатор проекта «Вовлекай».

Важно открыто транслировать цели работы НКО, чтобы благополучатели понимали, для чего их вовлекают, подчеркивает эксперт. Часто вовлечение происходит в процессе оказания помощи, когда благополучатели могут повлиять на то, как именно им будут помогать, и это положительно сказывается на качестве услуг.

Опыт влияния

Член Международной некоммерческой благотворительной организации «Детские деревни – SOS» — Российский комитет «Детские деревни — SOS» — многое перенял от своих зарубежных коллег, но старается работать по своей системе, опираясь на законодательство РФ.

Вся структура организации пронизана возможностью влиять: начиная от региональных отделений и заканчивая международным управлением. «В частности, президент нашей организации является членом высшего органа международного управления — сената. А высший орган управления у международной организации — Генеральная ассамблея, там собираются представители всех 136 стран, где работают «Детские деревни — SOS», и они принимают ключевые решения, например, утверждают стратегию, президента и сенат организации», — говорит Николай Слабжанин, исполнительный директор Российского комитета «Детские деревни — SOS».

Благополучатели «Детских деревень — SOS» — дети из кризисных семей, сами кризисные семьи, сироты и приемные семьи — «ключевые игроки». Они участвуют в разработке задач, мнений и предложений, даже дети вовлекаются в обсуждение стратегических вопросов.

Николай Слабжанин. Фото предоставлено движением «Даниловцы»

«Часть взрослых благополучателей в регионах входят в систему управления. Они голосуют за бюджет, президента и правление. Например, они ставят некую задачу, которая формируется в стратегию, а потом ее же одобряют. Получается, на всех этапах процесса они присутствуют», — подчеркивает Слабжанин.

Как услышать того, кто не говорит

Понимать потребности благополучателей — основа работы НКО, даже если многим из тех, кто нуждается в помощи, трудно выразить свое мнение.

В Ресурсном центре помощи людям с ментальными нарушениями «Вера. Надежда. Любовь» многие подопечные не говорят. «Но мы стараемся, чтобы каждый был вовлечен в изменения и работу организации, чтобы они могли у нас работать и получать зарплату, — говорит Ольга  Заводилкина, педагог-психолог ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь». — Мы используем два инструмента: простой язык (чтобы они понимали каждое написанное слово) и визуализацию. Например, задается вопрос «Что им нравится делать?» и предлагаются картинки с предметами. Подопечные передвигают свои фото к тем изображениям, которые им действительно нравятся».

Ничего для нас без нас

Дети с ментальной инвалидностью, которые живут в семьях, вовлекаются в НКО благодаря родителям. В России достаточно примеров, когда инициативные взрослые создают свои организации. Они хорошо знают, какая помощь им нужна, а от какой можно отказаться.

«Часто, если сторонние люди пытаются помочь, не погружаясь в потребности тех, кому помогают, это не дает ожидаемого эффекта, и такая поддержка недостаточно полезна, — считает Игорь Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». — Поэтому у нас работает тот самый принцип помощи людям с инвалидностью «Ничего для нас без нас».

Игорь Шпицберг. Фото: Александра Кириллина / АСИ

У истоков создания центра стояли родители детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными особенностями. Не дожидаясь помощи от государства, они сами пытались найти методики, экспериментировали и в итоге создали свою комплексную реабилитацию.  

«Система управления не менялась за все 30 лет существования центра, мнение родителей для нас — определяющее. Наша цель — чтобы ребенок жил полноценно, поэтому на всех этапах деятельности родители принимают активное участие, — говорит Шпицберг. — Те дети, которые, можно сказать, выросли в нашем центре, тоже часто присоединяются к обсуждению проблем. Стратегические решения принимаются советом центра. Я как руководитель не могу настаивать только на своей точке зрения. У нас абсолютная демократия, если коллектив думает по-другому, то я меняю свое мнение». 

Руководитель с личным опытом

В фонде «Арифметика добра» помогают сиротам найти свое место в жизни, в том числе занимаются семейным устройством, готовят приемных родителей к появлению ребенка в семье и помогают с адаптацией. Светлана Строганова, член правления фонда рассказала, как в «Арифметике добра»выбирали кандидатов на руководящие должности. Задались вопросом, как найти человека, который понимает все сложности, с которыми сталкиваются приемные родители. Пришли к тому, что руководителем должен быть эксперт с личным опытом, приемный родитель, который будет воодушевлять своим примером другие семьи.

Контактная помощь

В программе раннего вмешательства КМПГ, благодаря которой немедицинскую реабилитацию проходят семьи с детьми до трех лет, другой подход.

«Мы понимаем, что без родителей ничего не можем начать делать, постоянно советуемся с ними и обсуждаем разные вопросы, но сотрудничать на управленческом уровне до настоящего момента мы не были готовы, — говорит Юлия Богданова, старший менеджер группы корпоративной социальной ответственности аудиторской компании КПМГ. — У нас в программе прописаны все роли и разделение ответственности. Но не исключено, что в 2021 году мы  будем создавать так называемый «родительский борд». Еще раз повторюсь, мы не отказываемся сотрудничать, а просто хотим все делать хорошо и реально должны дорасти до этого».

“Родители переживают травму ребенка с особенностями и свою боль часто заглушают общественными делами, а мы хотим, чтобы они все-таки прежде всего оставались родителями, — отмечает Александр Боровых, директор отдела стратегий благотворительного фонда «Даунсайд Ап». — В то же время мы стараемся, чтобы на всех этапах управления (планирование, организация, мотивация и контроль) присутствовали наши благополучатели. Например, сейчас мы занимаемся продвижением декларации этических принципов оказания услуг людям с ментальными особенностями. Чтобы создать этот текст, мы долго и много советовались с родителями».

Не хватает запроса

Почему в России не так много успешных примеров вовлечения благополучателей в работу НКО несмотря на мировые тренды? Основная трудность — отсутствие надлежащего запроса со стороны самих благополучателей, считает Ольга Дроздоваруководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации.

Ольга Дроздова. Фото: Вадим Кантор/АСИ

Многие даже не знают, на какую помощь они могут рассчитывать и претендовать, и лишь единицы готовы взять на себя ответственность и вместе с организацией попытаться  изменить мир к лучшему. 

АНО «Эволюция и филантропия» реализует проект «Вовлекай!», направленный на обмен опытом между НКО и государственными организациями сферы детства по вопросам вовлечения благополучателей  в деятельность организации. Проект Агентства социальной информации «НКО Москвы – людям» нацелен на повышение устойчивости и эффективности работы московских НКО, работающих в социальной сфере. Одна из задач проекта – активизировать взаимодействие между НКО и способствовать обмену опытом, их консолидации и самоорганизации.

Проекты «Вовлекай!» и «НКО Москвы – людям» реализуются при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике