Национальный институт защиты детства создал проект психологической помощи подросткам и их родителям. С какими проблемами чаще всего обращаются к специалистам и как работает «курс выживания» в период пандемии, выясняло АСИ.

Фото: Eric Ward / Unsplash.com

Марина Стрельникова (М.С.) — директор Национального института защиты детства
Анна Привезенцева (А.П.) — психолог, гештальт-терапевт, специалист по работе с подростками

Как появилась идея проекта?

М.С.: Национальный институт защиты детства до этого реализовал несколько проектов для родителей и детей. «Курс выживания для подростков, их родителей и тех, кто рядом» разработан по запросу родителей, которые участвовали в предыдущих проектах. Родители отмечали проблему: недоступность получения поддержки профессионалов для себя и детей-подростков.

Первое, что пришло в голову, — организовать дистанционный курс. Это обеспечивает большую доступность и конфиденциальность, что тоже очень важно.

Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash

География и аудитория

М.С.: Мы выбрали три региона: Алтайский край, который отличает высокий уровень бедности, Сахалин — большая удаленность и ЯНАО — северный регион со своими особенностями, в том числе с проблемами конфиденциальности — все становится известным. Из ЯНАО у нас очень много вопросов, потому что родителям легче обратиться к московскому специалисту, чем к местным.

А.П.: Как и во многих регионах, в Алтайском крае и в ЯНАО с психологической помощью не очень обстоят дела. Не могу сказать, что она организована плохо: просто специалистов мало и иногда подросткам и их родителям не к кому пойти.

Вообще, у нас три целевых аудитории: родители, подростки и специалисты. На тех территориях, где специалистов немного, они тоже нуждаются в нашей поддержке. На первом этапе проекта мы съездили туда и провели обучение всех специалистов. В дальнейшем они смогут, используя наши материалы, обучение и опыт супервизии, продолжать работу на местах. Нам это тоже кажется очень важным.

Помощь и образование

А.П.: Я уже много лет работаю с подростками и обратила внимание, что их обсуждают все кому не лень: преподаватели, СМИ. Но с самими подростками об их проблемах никто не разговаривает.

Мы решили рассказать, что с ними происходит: что является нормой, а на что нужно обратить внимание и когда сложности могут требовать обращения за помощью. Такая работа — хорошая профилактика многих состояний. В целом, тревога подростков по поводу того, что с ними происходит, — это нормально, потому что много изменений и они не всегда понимают, как с этим быть.

Программа составлена на основе большого опыта практической деятельности с подростками: что они спрашивают на консультациях, что их беспокоит.

Фото: Andrew Neel / Unsplash

М.С. Мы также собирали обратную связь от родителей, с которыми уже проводили проекты.

Для подростков и родителей мы разработали специальную «рабочую тетрадь», чтобы они могли в свободное время закреплять то, что услышали на вебинарах. Этот материал пользуется большим спросом. Например, мы выдаем тетрадку маме, а она просит еще одну — для мужа. Когда будем думать о продолжении проекта, заложим побольше раздаточных материалов.

Мы даем возможность прослушать наши вебинары дома или в учебном учреждении. Родители чаще слушают дома. А вот для подростков часто организовывали группу на территории школы (эта часть проекта приходилась на время до карантина. — Прим.АСИ) в сопровождении педагогов и психологов, они могли обсудить услышанное со специалистом — это важный момент.

Запросы родителей и детей

А.П.: Самый частый запрос от родителей звучит универсально во всех регионах нашей страны: «Скажите, что сделать, чтобы мой ребенок изменился» — все родители об этом мечтают. Это желание, чтобы психолог достал свою волшебную палочку и изменил ребенка.

Мы отвечаем, что волшебной палочки нет, что у каждого из нас свои особенности, каждый имеет право быть таким, какой он есть, что родители могут изменить свое отношение к ситуации.

Подростки делятся своими сложными эмоциональными переживаниями: о взаимоотношениях с родителями, с друзьями. Во время консультаций было выявлено несколько состояний клинического плана, которые требовали поддержки со стороны специалиста. Иногда это просто поддерживающая работа по оптимизации отношений с родителями. Иногда — эмоциональная поддержка детей.

Акцент сделан на профилактику психических нарушений, в частности, профилактику депрессии. Эта тема очень актуальна в последние несколько лет, но осведомленность до сих пор низкая: что такое депрессия, почему она возникает, как ее определить и что делать, если есть такие подозрения. Наша программа состоит из десяти тем, и подростки уже на первых встречах спрашивают: «Когда будут говорить о депрессии?».

Родителям тоже важно знать и понимать, какой момент считается критическим и когда пора обращаться за помощью.

Мы выбрали депрессию как заболевание, к которому относятся наиболее лояльно. В подростковом возрасте могут возникнуть и другие патологии. Наша задача не в том, чтобы ставить диагноз заочно, а в том, чтобы дети и родители научились распознавать маркеры и обращались за помощью к врачу.

М.С.: Важно избежать самолечения. У нас в стране, к сожалению, невысокая культура обращения за профессиональной психологической помощью. Одна из целей проекта — изменить это и помочь родителям обратиться к специалисту.

Дети часто делятся ссылками с друзьями и рассказывают о нас в социальных сетях.

Фото: Anton Darius / Unsplash

Работа в период самоизоляции

М.С.: Наверное, стоит сказать, что сейчас отмечается большой рост числа желающих записаться на консультацию. Родители и дети проводят дома 24/7. Многие конфликты, которые были в заглушенной форме, сейчас выплескиваются наружу. Был всплеск обращений.

А.П.: Сейчас все немного адаптировались к режиму самоизоляции, а в начале было трудно. Всплеск связан с тем, что специалисты на местах тоже были в растерянности. Сейчас они наладили онлайн-работу, и часть потока ушла к ним.

Промежуточные результаты проекта

М.С.: В первом потоке — цикле вебинаров для родителей и детей — приняли участие 185 родителей и 183 ребенка. Второй поток сейчас идет полным ходом.

Мы работаем в трех регионах, но иногда, благодаря сарафанному радио, обращаются из других — естественно, мы не отказываем. Очень большое количество запросов из малых городов, поселков.

В следующем году собираемся продолжить проект: однозначно хотелось бы расширить географию. Проект оказался реально востребован среди тех, для кого он предназначался.

Проект «Курс выживания для подростков, их родителей и тех, кто рядом» получил грант Президента РФ. Его реализует Национальный институт защиты детства, созданный Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения. Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

В Москве рассмотрят проблемы психического здоровья человека XXI века на международном уровне

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней человечества. Под эгидой организации в октябре в Москве пройдет конгресс…