Ирина Мерсиянова. Фото: архив Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора

Ирина Мерсиянова — о том, кто, как и на каких условиях готов объединяться для помощи другим.

Эпидемиологический вызов спровоцировал всплеск волонтерской активности по всей России. Эта группа лишний раз показала свою высокую ресурсность с точки зрения совместного решения острых проблем общества. Во всех регионах России работают волонтерские штабы помощи пожилым людям (проект ОНФ и ВОД «Волонтеры-медики»), в регионах шьют медицинские маски для врачей, выезжают автоволонтеры, ведутся правовые и другие профессиональные консультации pro bono и т.д.

Однако на пути волонтерской активности существуют барьеры. По предварительным результатам исследования Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, которое проходит в эти дни, часть граждан хотела бы присоединиться к добровольческому движению и помогать.

Но вот препятствия, на которые ссылались респонденты в ходе проведения онлайн-фокус-групп в Москве и Казани:

  • Многие стараются соблюдать режим самоизоляции. Они могли бы оказывать помощь нуждающимся людям поблизости, однако не располагают информацией о таких людях. Система, которая показывала бы на карте расположение нуждающихся граждан и конкретные просьбы о помощи, была бы полезной;
  • Пугает система штрафов за перемещение по городу. Многие не знают, что волонтерам такое передвижение разрешено;
  • Сложно купить маски/антисептики: их нет в аптеках и магазинах либо есть, но цены на них завышены. Люди опасаются за свое здоровье и здоровье близких и не готовы рисковать, выходя из дома без таких средств;
  • Также ряд участников отмечает снижение доходов. Возможно, льготный проезд помог бы повысить заинтересованность помогать;
  • Некоторые участники отмечают, что могли бы заниматься добровольчеством онлайн, но не знают, как и чем именно могут помочь. В то же время исследование показало, что информационная поддержка очень важна: юридические консультации, финансовые консультации, информирование о горячих линиях помощи, помощь онлайн в настройке удаленного доступа к ресурсам школьного образования и в целом к образовательным и другим ресурсам.
  • Также упоминалось пожелание о страховании жизни и здоровья волонтеров, чтобы в случае заражения их семьи не остались без финансовой помощи и опеки. Об этом же упоминали и волонтеры-медики.

Данные показывают: онлайн-карта помощи, законодательные послабления для волонтеров и их дополнительная защита, отдельные социальные гарантии для тех, кто готов помогать, привлекли бы больше людей к добровольческому участию в период эпидемии.

Насколько россияне готовы помогать друг другу: статистика

По данным мониторинга состояния гражданского общества НИУ «Высшая школа экономики»[1], в 2019 году потенциальная готовность россиян объединяться с другими людьми находилась на достаточно высоком уровне. К тем, кто готов, отнесли себя 76% населения. А 21% отвергли идею объединения, даже если идеи и интересы совпадают.

Бόльшую готовность к объединению (82-88% против 76% среди всех опрошенных) демонстрируют молодежь (18–24 года), жители малых городов (менее 50 тыс. чел.), обладатели личных доходов менее 6 тыс. руб. и более 30 тыс. руб., специалисты и работники сферы образования.

Значительно влияет на готовность граждан нашей страны объединяться уровень социальной активности. Среди россиян выделяются группы социально активных граждан, которые в большей степени готовы к объединению с другими людьми. К таким относятся те, кто участвует в деятельности общественных объединений (91% против 76% среди всех), в акциях помощи людям (86%), в организации коллектива для решения личной/чужой проблемы (88%).

В большей степени готовы к объединению удовлетворенные своей жизнью россияне (79% в сравнении с 69% среди неудовлетворенных жизнью граждан). Кроме того, россияне-оптимисты, считающие, что в ближайшем будущем жизнь в нашей стране станет лучше, в большей степени выражают готовность к объединению с другими людьми (81% против 72% среди всех). Россияне, которые чувствуют себя счастливыми, в большей степени готовы к объединению по сравнению с теми, кто счастливым себя не ощущает (79% против 65%).

Также более склонны к объединению волонтеры и делающие денежные пожертвования россияне, в особенности те, кто участвует в такой деятельности часто.

Те, кто не пользуется Интернетом вообще или пользуется время от времени, в меньшей степени готовы объединяться, чем активные пользователи Сети: 63% и 68% соответственно в сравнении с 76% среди всех и 81% среди активных пользователей.

Что касается религиозной идентичности, то чаще других выбирают вариант ответа «не готовы объединяться» россияне, которые не относят себя к верующим людям (26% vs 19% среди православных, доля которых составила 64% от всех опрошенных,и 21% среди населения в целом). В православной традиции трудно переоценить важность приходских общин, деятельность которых строится на помощи своему ближнему.

Про самоорганизацию россиян в период распространения в стране коронавируса наш центр готовит специальный материал, с которым также обязательно будем знакомить читателей на портале АСИ.

 

Ирина Мерсиянова – директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики»

____________

[1] Мониторинг состояния гражданского общества ведется с 2006 года Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Время филантропии доверия

Что полезно знать о реакции фондов в США и Великобритании на новые условия работы НКО в связи с распространением коронавируса.

Зачем НКО использовать большие данные

Как НКО может использовать базы данных и на их основе повышать эффективность социальных проектов, обсудили на одной из дискуссий Московского форума некоммерческих организаций.