Оксана Орачева. Фото: Фонд Потанина

Гендиректор фонда Потанина — о том, как быстро перестроиться в кризис, по какой логике действовать и кому помогать.

Кризис вынуждает каждого из нас, независимо от сферы деятельности, адаптироваться к новой реальности. Фонд Потанина не исключение, нам приходится отказываться от привычных процедур, пересматривать планы и думать о новых вызовах. Мы не знаем, как будет развиваться ситуация, что произойдет через месяц, полгода или год. Пытаться угадать сейчас не имеет смысла. Что понятно уже сейчас – это то, что изменения необходимы: нам нужно оперативно перестроиться, чтобы продолжить бесперебойную работу. Мы уже не будем прежними, надо это признать и двигаться дальше.

Кризис – это всегда про выбор, приоритеты и профессионализм команды. Ведь от каждого из нас зависит благополучие не только родных и близких, но и наших партнеров и благополучателей.

Тех, кто поверил, что вместе мы можем что-то изменить, чьи идеи и проекты, мы уже поддержали, тех, кто готов взять на себя ответственность. Доверие и партнерство – это то, что нас всех объединяет.

Поэтому главное, над чем мы работаем сейчас, это поддержка наших грантополучателей и некоммерческих организаций, которые помогают миллионам людей: пожилым, людям с ограничениями здоровья, пациентам ПНИ и всем тем, кто находится в трудной жизненной ситуации и попадает в зону риска.

Как максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и что могут предложить грантодающие/донорские организации в условиях неопреленности? Эти и другие вопросы волнуют сегодня многих. Возможно, наш опыт и размышления окажутся полезными.

Работа на опережение

При грантовой работе в кризисный период важно оперативно и чутко реагировать на изменения и предлагать наиболее актуальные решения. Мы оперативно запустили анкетирование наших грантополучателей, выявили основные нужды, связанные с текущими проектами и обязательствами, и решили существенно облегчить текущие условия, сняв многие ограничения.

Наши шаги сейчас и дальнейшие действия основываются на принципе максимальной гибкости, так как проектная логика, где есть четкий график реализации проекта, список мероприятий, набор показателей, в чрезвычайных условиях перестает работать. Поэтому мы перенесли сроки обязательной отчетности для грантополучателей по всем действующим грантам на более позднее время, вне привязки к следующим денежным траншам.

Кроме того, мы подтвердили, что невозвратные расходы, например, на проведение мероприятий, поездки, будут признаны целевыми расходами, а также увеличили размеры грантов на суммы этих невозвратных расходов.

Эти решения были приняты очень быстро. Наши отношения с грантополучателями уже давно базируются на принципах партнерства и доверия, и мы уверены, что подобная оперативность и гибкость, партнерское, человеческое отношение к их нуждам позволит всем нам почувствовать себя чуть более защищенными, добавит хоть немного уверенности в наше неспокойное время.

Дополнительное финансирование

Одной гибкости, конечно же, недостаточно, второй важный шаг – выделение дополнительных ресурсов. Опыт предыдущих кризисов показал, что важны три основных направления, на развитие и поддержку которых может быть выделено финансирование.

Первое направление – это помощь НКО в кризисной ситуации, когда деньги нужны уже сейчас для оперативного ответа на быстро меняющуюся повестку. Например для адаптации к другим форматам работы или срочной адресной помощи.

Второе направление заключается в долгосрочной помощи, которая позволит создавать прочный фундамент для работы НКО в будущем – здесь можно говорить о поддержке уставной деятельности организации.

А третий тип поддержки – это вложение в стабильное будущее НКО. Кризис заставляет организации задумываться о том, как достичь большей устойчивости, и именно в сложные периоды, как показывает практика, возрастает интерес к эндаументам. Надеюсь, что дополнительная поддержка, которую мы предоставляем нашим грантополучателям, дополнительные ресурсы, выделенные нашим учредителем, и новые конкурсы Фонда Потанина отвечают на эти вызовы.

Кого поддерживать в кризис

В ситуации кризиса и ограниченности ресурсов всегда встает вопрос: кого поддерживать? Опыт других кризисов, к которому сегодня обращаются и российские и международные донорские организации, показывает: донорам важно взаимодействовать с уже действующими и зарекомендовавшими себя организациями, теми, кто доказал на практике свою эффективность, где есть профессиональные команды, которые могут организовать процессы. Так больше гарантий, что выделенные средства точно будут потрачены целевым образом.

Не менее значим вопрос, какие темы или проекты требуют первоочередного внимания. И здесь тоже не будет однозначного ответа, и грантодающим организациям придется делать непростой выбор.

Не вызывает сомнений, что в период пандемии требуется дополнительная поддержка проектов, направленных на поддержку здоровья человека, – от срочной адресной помощи до необходимых прикладных исследований. Однако важно помнить, что многих эпидемия может затронуть скорее косвенно: это и НКО, работающие в других сферах, и культурные учреждения, вузы и т.д. Словом, все те группы, которые тоже нуждаются во внимании и поддержке и которые помогают нам преодолевать кризисную ситуацию.

Сегодня всем нам, и грантодающим, и некоммерческим организациям необходимо своевременно принимать решения и активно использовать свои преимущества — знание нужд людей, умение оказывать качественную помощь, большую гибкость процедур и скорость реагирования. В кризис работа НКО не останавливается, а становится еще более востребованной. Поэтому так важно создавать внутри сектора и за его пределами уверенность, что помощь получат все те, кто в ней нуждается.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем