Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Интервью

Анастасия Лазибная: «Старшее поколение — это новая сила»

Основательница сервиса «Баба-Деда» — о стажировках для пенсионеров, разрушении стереотипов и любви.

Фото: Jonathan Farber, Unsplash

Накануне Международного дня пожилых людей (1 октября) основательница проектов «Компании для всех возрастов», «Подиум зрелой красоты» и сервиса «Баба-Деда: пора жить» (в 2012 году он стал первым информационным порталом для людей старшего возраста для поиска работы, развлечений и единомышленников) Анастасия Лазибная рассказала Агентству социальной информации, от чего зависит трудоустройство пенсионеров, как государство поддерживает старшее поколение, и почему принимать на работу пожилых людей — выгодно.

Стажировки для пенсионеров и опыт Сингапура

В сентябре на заседании Совета при Правительстве РФ по попечительству в социальной сфере представили проект «Концепции политики активного долголетия». Как вы его оцениваете?

Я вхожу в рабочую группу по разработке концепции и могу сказать, что там применяется очень взвешенный сбалансированный подход. К экспертному сообществу действительно прислушиваются. Концепция охватывает разные сферы жизни человека, в том числе делается упор на экономическую независимость людей старшего возраста.

Когда человек прекращает работать, большую роль играет то, как он экономически провел предыдущие годы активной жизни: была ли у него возможность работать, делать накопления, создавать какие-то активы.

Потому что все это поможет ему сохранить уровень жизни при прекращении трудовой деятельности. Важно, чтобы человеку давали возможность реализовать себя на рынке труда на активном этапе его жизни.

Экономическая независимость – важная часть жизни человека в любом возрасте, но именно в старшем возрасте это дает гарантию, что человек будет чувствовать себя уверенно на том этапе, когда уже не сможет работать.

То есть подразумевается, что на одну пенсию человек прожить не сможет?

На одну пенсию прожить в нашей стране сложно, но я больше ориентируюсь на то, что у человека, который имеет силы и желание, должна быть возможность оставаться экономически независимым в любом возрасте.

Тем не менее людей предпенсионного и тем более пенсионного возраста неохотно берут на работу. В чем основная сложность?

Ситуация на рынке труда очень неоднородная и зависит от многих факторов: настроения работодателей, наличия или отсутствия у них стереотипов о возрасте, наличия в регионе рабочих мест и рабочей силы. Ведь есть монотерритории – если там закрывается градообразующее предприятие, людям очень сложно найти работу. При этом завод мог быть лоялен к возрастным сотрудникам. У нас большая страна, и ситуация с трудоустройством людей старшего возраста сильно различается в зависимости от региона.

Фото: Will Suddreth, Unsplash

Как можно поддержать людей, которые живут в непростых, с точки зрения трудоустройства, регионах?

Мы недавно разговаривали с коллегами из Worldskills – у нас есть большое желание попробовать поддерживать развитие местных продуктов: локальный туризм, какое-то производство, как например, крем-мед Гузель Санжаповой. Это позволит человеку что-то делать и зарабатывать в своем регионе. Другой вопрос, что есть регионы, где не очень благоприятная экологическая ситуация, поэтому одна из важных задач – мониторинг состояния регионов, некий аудит: что в регионе можно делать еще, как можно вовлечь людей и создать новые рабочие места? Агентство стратегических инициатив заявило о своем желании развивать эту тему. Одной из рекомендаций, которую озвучило экспертное сообщество, было проведение такого мониторинга состояния регионов и прогнозирование: что нужно делать, чтобы создавались рабочие места для людей старшего возраста.

А что делает государство для помощи в трудоустройстве старшему поколению?

Государство запускает для этого новые социальные институты. Хороший пример в Москве – центр занятости «Моя карьера». Там для предпенсионеров и пенсионеров проводят классные тренинги, психологические консультации. Более того – сотрудники практически в ручном режиме договариваются с компаниями-работодателями о стажировках для старшего поколения. Это очень кропотливая ручная работа. Подход правильный, но пока единичный, не массовый.

Есть ли у вас страна-эталон в области трудоустройства пожилых людей?

Мне нравится пример Сингапура, как они выстраивают социальную рекламу, чтобы поддерживать трудоустройство специалистов старшего возраста, как поддерживают работодателей, которые принимают их на работу. Они начинали с поддержки компаний, которые брали на работу людей 45+, а после того как культура на рынке труда привилась, стали поддерживать работодателей людей 50+. К тому моменту брать на работу людей старше 45 стало нормальным. Это поэтапная сбалансированная системная политика.

А в России пока настолько сильны стереотипы о сотрудниках старшего возраста, что приходится отдельно договариваться с каждым работодателем?

Да, до сих пор очень немногие компании готовы принимать таких специалистов на свои корпоративные программы обучения или хотя бы предлагать им эти программы. К сожалению, некоторые работодатели не видят смысла вкладываться в обучение людей.

Недавно Правительство Москвы запустило проект – предлагает работодателям обучить их сотрудников старшего возраста, «прокачать» определенные навыки. Но даже в этом случае компании не всегда понимают, зачем им отправлять своих людей на такой апгрейд. Причем для работодателя это бесплатно — все оплачивает государство.

«Сотрудники старшего возраста – это выгодно»

Какие основные претензии у работодателей к сотрудникам старшего возраста?

Нет претензий, есть устоявшиеся стереотипы: не обучаемые люди, как ими управлять, зачем в них вкладываться. В последнее время что-то стало меняться к лучшему, но это не быстрый процесс. В нашей культуре в принципе не очень хорошо воспринимают людей пенсионного возраста, а рынок труда — всего лишь калька с общества.

Старость часто ассоциируется с чем-то грустным. Даже одежда для пожилых людей обычно какая-то грустная, невзрачная.

Да, считается, что твой потребитель должен быть молодым, здоровым и красивым. А потребителей старшего возраста часто не рассматривают. Даже странно — ведь это потенциальные покупатели, которые принесут тебе деньги.

Парадоксально, учитывая, что население в России не молодеет.

Конечно. Оно нигде не молодеет. Везде происходит взросление аудитории, в том числе потребительской. Честно говоря, иногда я думаю, что когда-нибудь аудитория людей старшего возраста станет большой силой, а молодых ребят будет настолько мало, что придется бороться за права молодежи. Но пока этого нет, и нет даже понимания, что старшее поколение — новая сила. Их становится настолько много, что игнорировать это просто странно. Это вызов в том числе для государства: осознать, что люди стали другими и запросы у них тоже другие.

А если работодатель пока этого не осознает, может, нужно заставить его брать на работу пожилых людей?

Принуждение не работает. Работодатель должен понимать, зачем ему брать на работу человека старшего возраста, и принимать это решение осознанно. Помочь может либо просветительская работа, либо стимулирующие меры от государства – например, налоговые льготы. По данным совместного опроса Роструда и проекта «Компании для всех возрастов», 68% опрошенных работодателей из более чем 1 тыс. российских компаний считают, что в вопросах трудоустройства людей старшего возраста необходимо участие всех сторон — и государства, и работодателя, и самого специалиста.

В любом случае работодатель должен понимать: сотрудники старшего возраста – это выгодно.

Если заставлять работодателя, у которого в голове полно стереотипов, взять пожилого человека на работу, ничего хорошего из этого не выйдет: человека будут рассматривать как нечто навязанное.

Какие у старшего поколения есть конкурентные преимущества?

В общей массе это люди, очень внимательные к деталям. Это важно для всех предприятий, где много бумажной работы и нужна внимательность и аккуратность.

Еще — лояльность. Люди старшего возраста имеют тенденцию дольше работать на одном рабочем месте, и потому инвестиции в образование таких сотрудников окупаются. Бывает, молодого сотрудника обучают, вкладывают в него деньги, а он потом хоп — и ушел из организации. Получается, твои затраты не отбились. С людьми старшего возраста иначе. Это их важное преимущество.

Работодатели иногда говорят, что пожилые люди — не гибкие. Но разве они не правы?

Нельзя говорить так о всех людях старшего возраста. Что подразумевается под негибкостью? Люди могут просто бояться, у них может быть накоплен опыт, который, кстати, далеко не всегда является неправильным. Какая негибкость имеется в виду?

Страх перед новым, например.

Да, такое есть. Но страх перед новым появляется у человека после 35 лет – я даже по себе это вижу. Ну и что это теперь значит? Сейчас все так быстро меняется, что в этом нет ничего удивительного.

«Мой эгоистичный интерес — любовь»

Когда в конце 2011 года начинали проект «Баба-Деда», вы сразу мыслили так комплексно и масштабно?

Нет, что вы. Я тогда ничего не знала про аудиторию старшего поколения, я знала только, что хочу что-то для них делать. Я понимала, что демография меняется, пожилых людей становится больше, но для них ничего нет, а даже если есть, они об этом не знают и не понимают, где искать информацию. Я предположила, что это будет полезно людям и они будут этим пользоваться. Так оно и вышло. Но это был рискованный шаг.

Фото: Damir Bosnjak, Unsplash

Потом я увидела запросы аудитории, они касались в том числе трудоустройства, желания видеть вокруг себя ровесников и дружелюбную среду. И уже исходя из этих потребностей, старшего поколения я стала думать, какое тут может быть решение: что нужно сделать, чтобы их брали на работу, чтобы они чувствовали себя равноценными членами общества. В результате реальных запросов людей стали появляться другие проекты — «Компании для всех возрастов» (2013 год) и «Подиум зрелой красоты» (2014 год), который мы собираемся продвигать как федеральное движение по всем городам России.

Мы уже видим социальный эффект «Подиума зрелой красоты»: пожилые люди начинают чувствовать уверенность в себе и нравиться окружающим. Ведь когда человек не уверен в своих силах, он не может найти ни партнера, ни работу. И другие тоже не видят в нем потенциала.

Как только человек меняет свою установку, он начинает транслировать в окружающий мир другое. Его жизнь меняется: он находит работу, женится или выходит замуж. Безусловно, это улучшает качество жизни.

Почему вам хотелось помогать именно людям старшего возраста?

Мне нравится эта аудитория, мне с ними комфортно, я хочу, чтобы им жилось хорошо в нашей стране. У меня самой были классные бабушки и дедушки. Как-то все сложилось.

У вас есть эгоистичный интерес, что вы тоже когда-то состаритесь, и все, что сейчас делаете, пригодится вам самой в будущем?

У меня другой эгоистичный интерес. Мне нравится, когда меня любят. Когда моя аудитория постоянно мне говорит: «Настенька, как мы тебя любим, какая ты молодец» — вот мой эгоизм. Мне приятно, когда меня хвалят, а моя аудитория очень лояльная и поддерживающая. Если они видят, что для них что-то делают искреннее, то ответят двойной искренностью.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике