1 июня в Москве в третий раз прошла конференция «Мысли вслух». Дети из российских городов и сел смогли рассказать о волнующих их проблемах в формате TED, когда на выступление отводится всего 10 минут. АСИ послушало монологи школьников на разные темы: от диктатуры до геймерства.

Алёна Маркович, соосновательница программы «Учитель для России», президент фонда «Новый учитель»

«Мысли вслух» — проект программы «Учитель для России» — это детская конференция, которую несколько лет назад придумали наши учителя и выпускники. Идея в том, чтобы создать площадку, на которой дети смогут максимально честно и неформально делиться друг с другом и со взрослыми темами, которые их по-настоящему волнуют. Тут мало науки, и много того, что волнует детей.

Учителя помогают детям готовить выступления, выдумывать презентации, подбирать язык для выступления. Дети в основном учатся в небольших городках, селах. Для них приехать в Москву и выступить на публике — это уже большое событие.

В нашей культуре дети не очень привыкли к тому, что их слушают. У них огромный запрос на неформальное общение.

Мы приходим работать в те школы, которые разделяют с нами общую идеологию. Она заключается в том, что у каждого ребенка должен быть свой голос и вообще, ребенок в школе — главный. Если есть тема, на которую он хочет высказаться, надо дать ему такую возможность.

О чем говорили дети

Всего на конференции прошло больше 150 выступлений. Мы записали несколько цитат из монологов детей.

«Мужчины не плачут».  Мариан Жирнов, 9 класс

Мы привыкли жить по определенным устоям и правилам, которые заложены предыдущими поколениями. Я считаю, что это неправильно, потому что каждый человек уникален. Я думаю, что мужчинам плакать можно. Этим он не показывает свою слабость. Мужчина — тоже человек, у него есть право чувствовать боль, обиду, досаду и счастье.

Когда мужчины плачут, они не выставляют это на всеобщее обозрение, чтобы их не считали слабыми и уязвимыми. Стереотипы закладываются с детства, когда нам говорят: «Хватит плакать, ты же не девчонка». Но по статистике, семеро из десяти опрошенных считают мужские слезы нормальным явлением. Это статистику я сам собрал, опросив десять человек.

«Стереотипы о геймерах». Никита Крячко, 8 класс

Игры — это проблема, которую очень преувеличивают, особенно взрослые. Я  провожу за компьютером не менее трех часов ежедневно. Я знаком с людьми, которые считают, что из-за видеоигр ты будешь ходить по улицам с оружием и кромсать черепа. Но давайте возьмем десять самых коварных злодеев, которые совершали массовые убийства. Любили они компьютерные игры? Нет! Из-за алкоголя совершают гораздо больше преступлений.

Ещё один стереотип: игры только для детей. Этот стереотип для меня самый обидный. Считается, что в 20 лет можно жениться или разбить машину, купленную в кредит. Все это — дела взрослого человека, которому не до игр.

Другой стереотип — бесполезность видеоигр. Но я думаю, что игры — это полезное хобби. Например, благодаря игре я познакомился с людьми из разных стран. И глупо считать, что геймеры — это лентяи. Я хорошо учусь, обожаю физику и математику, занимаюсь плаванием, гуляю. Сейчас я стою и нормально рассуждаю перед вами. Я не полетел мозгами, потому что мы, геймеры, понимаем разницу между реальностью и игрой и играем только ради удовольствия.

«Важно ли быть отличницей?» Анастасия Некрич, 6 класс

С первого класса я училась только на «отлично». Я задала себе высокую планку, и все мои родственники привыкли в тому, что я получала одни пятерки. Если у меня были четверки, я очень сильно плакала из-за этого, а родственники были в шоке и спрашивали, что со мной произошло.

Для меня всегда было важным мнение моего папы: он говорил, что учился только на «отлично». И я решила, что буду, как папа. Но после средней школы четверки проскальзывали все чаще. Учителя ругали меня и говорили: «Ты скатилась, ты деградировала, ты можешь лучше». Меня волновало только то, что подумает мой папа. Будет ли он гордиться мной, если я перестану быть отличницей? Но когда я поговорила с папой, он сказал, что будет гордиться мной независимо от оценок. И что учиться нужно не ради репутации отличницы, а ради знаний.

Оценка — это просто балл. Я знаю, что многие ребята переживают из-за троек. Но ваши родители не перестанут вас любить, если вы получите «три» или даже «два». Ваши знания всегда останутся с вами, а оценки будут не всегда.

«Диктатура». Матвей Менякин, 7 класс

Кто хотя бы раз в жизни задумывался о том, что будет, если я стану у руля страны? Когда я раньше думал об этом, мне казалось, что быть диктатором — это круто. Ты имеешь очень много власти, никто тебе не указ. Я думал, что страна все же может развиваться под гнётом диктатуры.

Но когда человек становится диктатором, у него появляются фобии. Он начинает бояться людей вокруг. И он не просто обещает репрессии, он начинает их действительно вводить. При похожих обстоятельствах диктаторской власти пострадал мой прадед: Яков Федорович Васин. Он был арестован в 1939 году, за разговор с товарищем по службе, в котором он критиковал Сталина. Вышел он только в 1947 году и через три года умер.

Когда я сделал выводы, я понял, что диктатура губительна. Не только для миллионов простых граждан, которым диктатура может испортить всю жизнь, но и для страны в целом, да и для диктатора тоже. Рано или поздно его свергнут, и ему придется за все ответить.

Власть нужна, чтобы помогать стране. Чтобы народ чувствовал себя под защитой, чтобы человеку нравилось жить на своей родине.

Все фотографии предоставлены организатором.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем