Фото предоставлено Дианой Колесниковой

О современной профориентации школьников рассказывает основатель проекта «Образ жизни» Диана Колесникова.

Пять лет назад Диана Колесникова создала экспериментальную площадку для старшеклассников «Образ жизни», чтобы помочь школьникам научиться с большей осознанностью, самостоятельностью, но в то же время и с легкостью относиться к выбору профессии и собственной жизни.

За эти годы проект проводил разнообразные профориентационные лагеря для учеников общеобразовательных школ и воспитанников интернатов и детских домов. Сейчас «Образ жизни» помогает школам организовывать встречи с разными, даже самыми необычными профессионалами: генетиком, геймдизайнером, дельфинотерапевтом.

Трудный выбор

В старших классах школьники полностью поглощены подготовкой к экзаменам. Куда поступить и какие ЕГЭ сдавать, они выбирают в стрессе. У них часто нет времени задуматься о том, чем они действительно хотят заниматься.

Есть разные инструменты по профориентации, но большинство из них доступны только в Москве. Для младшеклассников работают, например, проект Политехнического музея «Университет детей» и «Кидзания». Старшеклассники могут делать различные профориентационные тесты и посещать выездные лагеря.

Есть программы, посвященные одной специальности, и такие, куда приезжают разные профессионалы и проводят с детьми всю смену. У нас, например, была недельная программа, помогающая расширить представления о том, какой может быть жизнь после школы — «Образ жизни: город». Старшеклассники нон-стоп общались с разными специалистами, ходили на экскурсии в компании.

Фото предоставлено Дианой Колесниковой

Главное — гибкость и вдохновение

Проект «Своя история» — это встречи старшеклассников с интересными профессионалами, которые рассказывают о своей работе и жизни. У нас есть два формата: онлайн и офлайн. В Москве встречи проходят прямо в школах, в классах. Они длятся всего один урок, то есть 40-45 минут. На встрече — до 15 школьников 9-11 классов, гость и учитель. В течение двух-трех минут спикер рассказывает о себе, а затем отвечает на вопросы. Встречи в других городах чаще всего проходят по скайпу.

Зачем это нужно? Мы хотим расширить представление школьников и учителей о том, какие бывают профессии и как по-разному можно жить, преодолевать трудности и находить свое дело. Чем больше разных образов жизни и карьерных путей видят старшеклассники, тем гибче они относятся к выбору своей ближайшей цели — дополнительного курса, летней подработки или университета. Школьникам стоит понять, что наша жизнь состоит из выборов, и не так страшно, если выбор неправильный, это только лишь опыт, который всегда полезный.

Фото предоставлено Дианой Колесниковой

Учим учителей

Перед встречей со спикерами мы проводим однодневное обучение для школьных учителей. Рассказываем им о наших принципах. Учителя в силу своей профессии привыкли оценивать учеников и им сложно не делать этого во время встречи с профессионалом. Они обращают внимание на то, “приличные” ли, с их точки зрения, школьники задают вопросы. Мы же считаем, что спрашивать можно о чем угодно. Если детям интересно, в какие спикер играет компьютерные игры, — пусть знают.

Важный момент для учителей на уровне ценностей и подходов – перейти от позиции, когда мы говорим только про карьеру и остальные темы под запретом, к более неформальному общению про образ жизни. Во-первых, работа очень сильно влияет на то, как мы строим свою жизнь, какой у нас режим дня, например. И во-вторых, работа — далеко не единственная часть жизнь. Школьники должны понимать, что образ жизни может быть разным и можно выбирать то, что подходит именно тебе.

Еще мы объясняем учителям, как взаимодействовать со спикерами и модерировать встречу. Учим навыкам делового этикета: как связаться с экспертом, договориться о времени, как прислать обратную связь. Модерировать встречу нужно так, чтобы говорил не один спикер, а ребята задавали вопросы, была оживленная беседа, и всем было комфортно. Учитель в это время должен соблюдать грань: не мешать, но в то же время быть включенным.

Хорошо, когда школа стремится регулярно приглашать разных экспертов, встраивая встречи в учебную программу. B идеале, когда учитель-предметник раз-два в месяц делает их частью своего урока. Это самый комфортный режим: встречи не превращаются для школьников в рутину, но в то же время их достаточно много, чтобы познакомиться с разными профессионалами, соотнести их разные образы жизни.

Фото предоставлено Дианой Колесниковой

Эксперты бывают разные

У нас были спикеры, которые оказывались в разных жизненных ситуациях. Писательница на инвалидной коляске, несколько выпускников детского дома, мужчина, который в какой-то момент своей жизни отказался от карьеры в корпорации и уехал на Бали. Мы хотим познакомить ребят с самыми разными людьми. Например, мы могли бы сделать встречу с маркетологом из стриптиз-клуба, если учителя будут к этому готовы.

Подростков в принципе сложно заинтересовать. Как они отреагируют на встречу очень сильно зависит от того, какую атмосферу учитель создает, и какой спикер придет. Интересны яркие профессионалы, которые готовы рассказывать не только про то, как учились в школе, выбирали вуз и место работы, но и говорить на более сложные темы. Школьникам нравится общаться со взрослым на равных.

Мы подбираем спикеров, которые довольны своей жизнью. Это не значит, что у них все идеально, это значит, что в целом они проактивно смотрят на свою жизнь и когда их что-то не устраивает, готовы над этим работать. Для нас важно, чтобы человек был готов честно отвечать на вопросы. И еще один важный критерий – чтобы у него отсутствовали дополнительные скрытые интересы. Например, желание продать школьникам какие-то свои товары или услуги. С таким человеком мы не будем работать.

Фото предоставлено Дианой Колесниковой

Мы надеемся, что благодаря встречам с разными интересными людьми школьники будут меньше переживать о выборе профессии прямо сейчас, увидят новые возможности и вдохновятся на действие. Сегодня профессионалу в любой сфере нужно быть гибким, быстро работать и уметь принимать неординарные решения. Кроме того, больше не зазорно в любом возрасте менять профессию, как это было раньше. И сегодняшний выбор, конечно, имеет значение, но не определяет всю твою жизнь.

Проект «Своя история: инфраструктурные решения для профориентации и самоопределения» получил грант Президента РФ по направлению «Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан». Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.

 

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Жителей Татарстана приглашают на просветительские тренинги о семейном праве и профориентации

Благотворительный фонд «Благие дела» проводит занятия по психологии, педагогике, семейному праву, экономике и профориентации. В бесплатных тренингах и семинарах могут принять участие казанцы и жители…

Ульяновские «серебряные» волонтеры проверяют доступность заведений для пожилых людей

В ходе акции «Одобрено старшим поколением» волонтеры по специальным чек-листам проверяют магазины, кафе, кинотеатры и другие общественные места Ульяновска на доступность для пожилых людей.