Фото: Ассоль Мукарова

Корреспондент АСИ Ассоль Мукарова побывала в учебно-тренировочном доме, где с 2018 года живут десять воспитанников Челябинского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей, и увидела, чего удалось добиться за этот год.

Воспитанники детского дома-интерната в 2018 году стали участниками проекта «Дорога в жизнь». Они живут в учебно-тренировочном доме. Здесь их готовят к сопровождаемому проживанию. До последнего времени большинство сверстников этих ребят выпускались из одного интерната в другой – из детского в психоневрологический. «Дорога в жизнь» пытается изменить безрадостную траекторию для участников проекта, чтобы со временем они смогли жить как все, дома, но под присмотром специалистов.

Экскурсия по дому

«Здравствуйте! Добро пожаловать в наш дом!», — Марат, Миша и Надя здороваются почти хором, приглашают на экскурсию. Сначала кухня. Здесь пахнет печеными яблоками, для гостя пекут шарлотку.

«Они сейчас проходят программу предпрофессиональной подготовки: растениеводство, швейное дело, информатика, кулинария, — рассказывает Ирина Семенова, заведующая отделением реабилитации дома-интерната. — В кухне есть плита с духовкой, микроволновка, холодильник, кулинарная книга. Завтрак и обед они пока получают, ужин уже готовят сами». Ребята расставляют чашки, раскладывают столовые приборы. Миша говорит, что обожает готовить. Разливая чай, легко излагает рецепт пирога: «Яйца, сахар, муку взбил миксером, потом яблоки нарезал, ничего сложного». Говорит, что умеет печь блины, готовит мясо по-французски и селедку под шубой, запекает рыбу в соусе. Надя рассказывает, как в доме отмечают дни рождения: поздравляют с самого утра, вручают подарки (делают их своими руками), пекут торт. Именинника на весь день освобождают от всей бытовой рутины.

Фото предоставлено Челябинским детским домом-интернатом

Обычно день участника проекта «Дорога в жизнь» построен так: зарядка, уборка в доме, завтрак, учеба, после обеда все занимаются своими делами. Заполнять этот промежуток времени – после 15.00 – научились не сразу.

«Раньше воспитатели занимались их досугом, а теперь им нужно самим понимать, чего они хотят на самом деле, — объясняет директор Марина Синькевич. — Очень трудно было избавиться от этой привычки сидеть около воспитателя кучкой. Сейчас один захотел — на тренажере позанимался, второй — в компьютер поиграл, третий пошел чаю попить. Марат в свободное время целый дом построил из гофрокартона».

Дальше идем смотреть спальни. В светлых комнатах кровати, тумбочки, шкафы.  «Вот тут мои вещи, — Надя открывает шкаф. — В комнате живут четыре девочки. Мне здесь хорошо. Я люблю готовить, вязать. Хочу быть парикмахером».

Поднялись на второй этаж. Гостиная с мягкими пуфами, повсюду поделки. Кабинеты – в одном из них ребята мастерят игрушки для настольного театра. Пальцы не слушаются, но они стараются, продевают шерстяные нити в картонный трафарет – делают помпоны.

«Занятия в кружках очень положительно влияют, – говорит Ирина Семенова. — Развивается моторика рук, внимание, память, усидчивость. Ребята участвуют в конкурсах, от городских до международных. У нас есть хореографический коллектив «Стремление», который выступал в Вене, Праге, Швеции. Привез множество наград. Причем они участвуют в конкурсах не только для людей с инвалидностью. Вывозим на базы отдыха, турслеты, спортивные соревнования, бываем в музеях, театрах. Мы ставим цель максимально социализировать подопечных, чтобы они общались, не стеснялись, чувствовали себя раскрепощенными».

Рядом подростки прокладывают ровные строчки на швейных машинках. Год назад они боялись к ним даже подойти. «Мы научились шить платки, прихватки, салфетки, фартуки. Вот мешок для обуви», — показывает Ислам.

Заглядываем на урок финансовой грамотности. Участников проекта учат делать покупки, планировать бюджет.

Фото предоставлено Челябинским детским домом-интернатом

В кабинете информатики – современные компьютеры с адаптированной клавиатурой. В углу — оборудование для полиграфии: цветной принтер, переплетчик, ламинатор…

В соседней комнате – занятия по растениеводству. Подоконники заставлены горшками с рассадой. «Это помидоры, перец, а тут, наверное, у нас скоро тыква на окне появится, — Ирина показывает растение, захватившее половину подоконника. — Рано посадили, вон как разрослась, надо в теплицу высадить. Думаем, в этом году будет богатый урожай. Запасемся на зиму».

Как родился проект

Фонд поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, прислал в детский дом-интернат информационное письмо о ежегодном конкурсе инновационных социальных проектов учреждений и организаций, с помощью областного министерства социальных отношений написали проект и выиграли грант, рассказывает Марина Синькевич. Получили 1,1 млн рублей, из бюджета Челябинской области также выделили средства, помогли благотворители. «Мы оперативно сделали ремонт в здании, закупили оборудование, мебель и приступили к работе. В сентябре заканчивается срок реализации, но мы будем продолжать дальше», — уверена Синькевич. В учебно-тренировочном доме ребята, которых взяли в проект, будут жить еще четыре года.

10 из 255

У этих десятерых оказался самый высокий потенциал реабилитации, так показало тестирование. Всего в Челябинском детском доме-интернате 255 воспитанников от четырех до 23 лет. Они приехали сюда из разных районов Челябинской области. Большинство родителям не нужны. Но есть и сироты. А еще те, кого родные устроили в интернат по договору. Их навещают и забирают домой на выходные. Двоих таких детей выбрали для участия в проекте.

«Родители определили их сюда не потому что не любят, они замечательные люди, часто навещают детей. Но понимаете, их одних не оставить, нужен постоянный уход», — объясняет Синькевич. Потом эти дети смогут жить дома, уверена она. «Вот Никита сначала научился мыть и нарезать овощи — это было огромное достижение для него. Сможет бутерброд себе сделать, разогреть в микроволновке. Даже чайник вскипятить без взрослых, белье постирать», — продолжает директор интерната.

Фото предоставлено Министерством социальных отношений Челябинской области

Здесь очень довольны результатами проекта. Из 10 человек 6 могут самостоятельно организовать свое свободное время. 6 могут следить за своим внешним видом. 8 научились убираться в доме, 8 — ориентироваться во времени. Но работы впереди еще много: научиться принимать самостоятельные решения, получить профессиональное образование… Главное, они не попадут в психоневрологический интернат.

Челябинский детский дом-интернат ожидает «перезагрузка» — как и другие подобные учреждения он будет преобразован в центр содействия семейному воспитанию. «Мы должны организовать группы по семейному типу на восемь человек с прикрепленными воспитателями. Смысл в том, чтобы создать наиболее комфортные условия для детей и чтобы они жили как дома», — говорит Синькевич. А это значит, что и у других ее подопечных появляется шанс найти дорогу в обход ПНИ.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Две параллельные реальности

Как улучшить качество жизни людей с инвалидностью, особенно проживающих в ПНИ, почему инклюзивное образование развивается в стране небыстрыми темпами, и много ли сотрудников интернатов знает…