Фото предоставлено героем публикации

Главный редактор первого дальневосточного социального СМИ «Гражданские медиа» Ксения Божок рассказала АСИ об опыте налаживания информационной поддержки некоммерческих организаций.

«Гражданские медиа» существуют пять лет. Организация была создана по запросу некоммерческого сектора, которому не хватало информационной поддержки от СМИ. «Мы – команда журналистов, а у меня был опыт работы в журналистике, редактуре и продюсировании. В какой-то момент мы пришли к выводу, что нам хочется применить свои профессиональные компетенции к чему-то полезному и важному, — говорит Ксения Божок. — Не к рекламе и политике, а к чему-то, что может принести пользу и конкретный результат».

От противоречий между СМИ и НКО к новой концепции

Первые годы работы «Гражданских медиа» ушли на выстраивание взаимодействия СМИ и НКО: организовывались переговорные площадки, тренинги, митапы, чтобы была возможность завязать контакты и продолжить сотрудничество между заинтересованными сторонами. Но вскоре, по словам Божок, стало понятно, что так дело не пойдет: некоммерческие организации уверены, что журналисты должны про них писать, потому что это их работа, а журналисты считают, что с НКО работать сложно и скучно.

«Несмотря на все наши усилия, качественный процент публикаций не рос. Количественный процент рос, но системного продвижения не получалось, потому что не было понимания друг друга. В тот момент мы осознали, что идем не туда. Просто налаживать взаимодействие СМИ и НКО – это не работает», — рассказывает Ксения Божок.

После этого у «Гражданских медиа» появилась новая концепция – развитие нескольких целевых групп: отдельная работа со студентами с факультета журналистики, работа с профессиональными журналистами и работа с некоммерческими организациями.

Три в одном

Проект «Медиа в плюс», получивший поддержку Фонда президентских грантов, – это проект по созданию системы информационной поддержки некоммерческих организаций Хабаровского края. «Мы хотим, чтобы несколько целевых групп могли эффективнее друг с другом взаимодействовать: журналисты, студенты-журналисты и некоммерческие организации. Чтобы все вместе они приходили к хорошему результату, чтобы больше людей узнавали о том, что хорошего и важного творится в Хабаровском крае, и, может быть, гордились бы своей малой родиной и меньше бы хотели оттуда уехать, чтобы они могли понять, что здесь тоже можно применить свои компетенции, умения и навыки», – говорит Божок.

Для участия в проекте были отобраны 40 НКО, которые за год должны добиться максимального продвижения в СМИ. Это организации разного уровня: некоторые ведут активную деятельность без сайта и соцсетей, у кого-то есть сайт, на котором можно найти лишь прошлогодние новости, а некоторые уже ведут активную деятельность по информированию.

«Это три разных направления, три разных образовательных стратегии. Они все догадываются, что с медиа все-таки нужно работать. Сейчас уже прошла почти половина срока реализации проекта, и они уже рассказывают о своих успехах. Они начинают замерять: сколько мы сделали постов, как мы их продвинули, как мы о себе рассказывали, сколько людей к нам пришло, какие это были люди, с каким мотивом они пришли на мероприятие или в проект. Они начинают анализировать, и это очень важно. Иначе мы опять ловили бы за них рыбу, а надо научить их пользоваться удочкой», — продолжает свой рассказ Ксения Божок.

На этих организациях «Гражданские медиа» проверяют свои гипотезы и теории по поводу того, как и какие СМИ реагируют на различные инфоповоды, поясняет Божок. Так, они поняли, что традиционные пресс-релизы больше не работают так, как нужно, и решили готовить одну рассылку с дайджестом самого интересного, что будет происходить в секторе в ближайшие две недели, с контактами и комментариями от НКО. И это сработало: теперь подавляющее большинство анонсов и пост-релизов, включенных в дайджест, получают информационную поддержку. В рассылку входят новости не только тех организаций, которые стали участниками грантового проекта, но только эти 40 НКО получают консультации и сопровождение «Гражданских медиа» – таков ресурс проекта.

В ходе реализации проекта стала ясна потребность в едином информационном реестре действующих НКО, и «Гражданские медиа» начали собирать онлайн-справочник, в котором можно будет отфильтровать организации по благополучателям и территории, понять, какие НКО ведут реальную деятельность, кто чем занимается, кто руководитель организации и куда, в случае чего, звонить журналистам.

Социальная журналистика в действии

Проект «Медиа в плюс» не ограничивается работой с НКО – это еще и работа со студентами и журналистами. По словам Божок, студенты журфака, для которых «Гражданские медиа» проводят специальный спецкурс социальной журналистики, – это самая благодарная аудитория авторов. «У них в голове есть идеальная картинка, что такое журналистика, и они в нее верят. А мы даем возможность в такой идеальной картинке поработать. Мы не отправляем их на «паркет», мы не освещаем политику. У нас нет рекламы, мы – про социалку. Пока мы можем себе это позволить, и я очень надеюсь, что сможем и дальше, — поясняет Божок. — Они получают возможность проработать своего героя, а не просто пойти и сказать: «Расскажите про ваше мероприятие». У нас есть и первокурсники, и последние курсы, и они все одинаково горят. И, конечно, они очень открыты новому».

Для профессиональных, работающих журналистов «Гражданские медиа» в этом году проведут второй слет с участием звезд социальной журналистики. По словам Божок, на первый слет собрать журналистов было тяжело, но в итоге все получилось: из федеральных экспертов мы везли на слет Елену Погребижскую, Виталия Лебедева и Диму Белякова – редактора, фотографа и документалиста. Звезд везли. Но журналисты не понимали, зачем это надо, почему надо туда ехать и сидеть там два дня. Но с этого слета и началась история редакции «Гражданских медиа».

По мнению Божок, за прошедший с того слета год социальная повестка в крае существенно изменилась: появилось больше социальных спецпроектов, а в тех СМИ, которые могут себе это позволить, публикуются дополнительные вкладки и рубрики.

В этом году необходимое количество участников «Гражданские медиа» набрали в первый же день. «Если в прошлом году мы звонили, писали, ходили и уговаривали, то в этом году было просто: мы разместили информацию в соцсетях, расшарили, и все. Сейчас заявок уже гораздо больше, чем нам надо – хорошо, что помещение позволяет принять всех. К нам летят из Сахалина, снова едут из Владивостока, из Биробиджана. То есть, прошла информация о том, что мероприятие было толковое, и в этом году стоит поприсутствовать», — отмечает Божок.

Фото: «Гражданские медиа»

Социальная журналистика всегда работает с историями, которые могут изменить чьи-то жизни здесь, на земле. У СМИ, активно работающими с некоммерческими организациями, всегда в избытке истории, когда их публикации смогли помочь людям, нуждающимся в поддержке. Есть такие истории и у «Гражданских медиа».

«У нас была история про организацию, поддерживающую писателей. В одной деревне жил мужчина, который прослыл каким-то слишком строгим, с ним не очень любили общаться односельчане. И тут оказалось, что он пишет книги, истории об их селе, где действующие лица – это его односельчане. Причем книги достаточно интересные. Мы рассказали о нем, и через некоторое время нашелся меценат из Якутии, который напечатает тираж. Все односельчане в шоке от того, что, оказывается, рядом с ними все это время жил писатель. Он нам звонил с радостью, говорил, что его теперь зовут в школу на встречу с детьми. Да и люди стали к нему по-другому относиться. Они просто не знали, что рядом есть такой интересный человек», — рассказывает Ксения Божок.

«Гражданские медиа» не собирают напрямую деньги на помощь кому-то и не просят о пожертвованиях, но добиться какой-то отдачи, бесспорно, хочется, говорит она. «Например, у нас был цикл материалов про выпускников детских домов. Их истории интересны. С одной стороны, они простые: парень и девушка, оба из детского дома, создали семью. История о том, как они воспитывают ребенка, с чем сталкиваются, как люди к ним относятся. Вроде просто, но я знаю, что очень многие читают эту историю и плачут, потому что она честная.

В планах «Гражданских медиа» – расширить географию проекта. Сейчас они находятся в процессе организации собственной устойчивости. По словам Божок, «Гражданские медиа» планируют снова подавать заявку на президентский грант. Следующий проект, скорее всего, будет направлен на масштабирование технологии, которую в этом году они пилотируют на территорию всего Хабаровского края.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Вебинар «Как получить информационную поддержку Фонда президентских грантов»

Вебинар проводит Фонд президентских грантов. К участию приглашаются как руководители проектов, так и участники команды, отвечающие за продвижение проекта в социальных сетях и взаимодействие со…

В России предлагают создать ассоциацию социально ориентированных СМИ

Заместитель генерального директора издательского дома «Комсомольская правда» Роман Карманов предложил создать ассоциацию СМИ для обсуждения освещения и поддержки деятельности добровольческих и благотворительных организаций и инициатив.