Фото: Даниил Бессонов

Елена и Александр Палевские, профессиональные керамисты и руководители проекта «Открытая керамика», рассказали АСИ о том, как люди с аутизмом могут стать лидерами в традиционных ремеслах, какие преимущества перед «обычными» людьми есть у людей с ментальными нарушениями и как можно монетизировать такой труд.

В Туле есть государственные организации, которые занимаются обучением детей с особенностями развития, в частности, с ментальными нарушениями. Однако они занимаются преимущественно детьми до 18 лет. Судьба подопечных после достижения совершеннолетия остается вне их поля зрения. В 2014 году сотрудники этих организаций связались с Центром традиционной тульской керамики, чтобы подростки с особенностями развития получили возможность обучаться в гончарной мастерской. Так появилась инклюзивная мастерская «Открытая керамика«.

Лепка как средство заработка, реабилитации и социализации

Центр традиционной тульской керамики создали Александр и Елена Палевские вместе со своей коллегой Натальей Худовой. Александр — профессиональный гончар, Елена — керамист, кандидат искусствоведения и народный мастер России (для получения этого звания нужно одобрение комиссии Союза художников России и рекомендации от действующих народных мастеров. — Прим. ред.), Наталья — мастер изразца. Вместе они занимаются сохранением и развитием гончарного дела.

Открытая керамика
Елена Палевская. Фото: Даниил Бессонов

В «Открытой керамике» ученики старшего возраста с ментальными расстройствами проходят инклюзивное обучение в качестве подмастерья мастера традиционной керамики, а в дальнейшем сами становятся мастерами и полноценными участниками трудовых и экономических процессов. Их работы реализуются наравне с работами других мастеров, становясь одновременно средством заработка, реабилитации и профориентации.

«У меня есть смелая теория о том, что ментальные нарушения, в частности, аутизм, не то что не являются помехой, а дают преимущества в традиционных ремеслах. Эти преимущества связаны с тем, что мышление таких ребят очищено от примесей современных проблем. У современных людей тоже множество ментальных проблем: клиповое мышление, рассеянное внимание и масса прочих вещей. Пускай наши ученики не считают интегралы и наивно рассуждают о социальных вопросах, но при этом они максимально сосредоточены, продуктивны и их образное мышление намного лучше развито», — говорит Елена Палевская.

В то время как обычные ученики удивляются, почему мастера Центра традиционной тульской керамики не делают вещи по образцам Instagram или Pinterest, их коллеги с ментальными особенностями кропотливо выводят под руководством наставников узоры на гончарных изделиях и изразцах. Такие же делали в Туле несколько веков назад. В этом организаторы проекта видят еще и способ сохранения исторического культурного наследия.

«Существуют современные тренды, и это абсолютно нормально. Но мода быстро меняется. В то же время наши воспитанники сохраняют то, что будет востребовано всегда — национальное искусство, наши художественные промыслы», — говорит Елена Палевская.

Открытая керамика
Фото: Даниил Бессонов

«Я сама получила звание народного мастера в 15 лет, еще до аттестата о среднем образовании. Мои работы хорошо принимали, хвалили, но тогда я не понимала причин этого. Работы были хорошими, но не были высшим пилотажем. И только потом я сама, получив искусствоведческое образование, поняла: у меня был не замылен глаз, у меня не было профессионального образования, что делало меня лучшим мастером, чем моих коллег, прошедших школу “ученого искусства”. Как и я когда-то, эти ребята с ментальными особенностями смотрят на процесс совершенно по-другому, потому что не имеют нагрузки “художественной образованности”, что иногда только вредит народным мастерам. Их “неученость” заменяет навык, полученный в процессе работы бок о бок с мастером. Это делает их намного ближе к творчеству мастеров XVII-XVIII века, ведь и их предки не были профессиональными художниками в современном понятии, но тонко чувствовали красоту и имели время оттачивать мастерство постепенно — от ученика до подмастерья и далее до мастера»,- объясняет Елена Палевская.

Особенные люди – лидеры и учителя

Вот, к примеру, Артем Мурагин. Ему 32 года, у него аутизм. Он практически не говорит. Социализация и тем более трудовой процесс при наличии подобных особенностей крайне затруднены. Но оказалось, что в керамическом ремесле он лидер, а не аутсайдер.

Открытая керамика
Фото: Даниил Бессонов

Можете ли вы нарисовать идеально ровный круг, не заходить за края при работе с кистью? На глаз, без разметки, распределить фигуры на предмете и нарисовать их? Можете ли несколько часов просидеть за кропотливой работой, не отвлекаясь на кофе, перекур и социальные сети? Он – может.

«Однажды меня спросили: не думаю ли я, что работы людей с инвалидностью покупают из-за жалости? Но после нескольких лет личного опыта продаж я смело могу заявить: у Артема есть собственная клиентура, даже почитатели, люди, готовые приезжать за его работами, потому что они качественные, настоящие, красивые. Я это знаю, потому что сама не люблю, когда “особенности” превращают в навязчивый бизнес»,- говорит Елена Александровна, мама Артема.

Обучение происходит по принципу подсадничества, когда мастер занимается такой же задачей рядом с учеником, и тот подглядывает и перенимает особенности работы над изделием. В таком случае словесная коммуникация не требуется. Важно, чтобы молодые люди с особенностями работали в дружественной среде. На крупном предприятии никто не может дать гарантию дружелюбности.

Это Артур и у него тоже расстройство аутистического спектра. При этом у него есть специальное образование – он закончил колледж культуры и искусств.

Открытая керамика
Фото: Даниил Бессонов

Артур занимается в «Открытой керамике» всего полгода, но уже достиг больших успехов. Руководители проекта хотят, чтобы, помимо специальности гончара, он смог еще преподавать маленьким детям.

«Какой родитель с ребенком на уровне детского сада не хотел бы, чтобы его ребенок лепил? У нас огромный поток людей с детьми четырех-шести лет, которые хотят обучать их лепке. Артур – потенциальный учитель для таких детей, особенно учитывая свойственную ему и другим ученикам с особенностями доброту. Я преподавала и вела дипломы у специалистов в области керамики. Сейчас Артур действительно напоминает профессионала», — делится Елена Палевская.

Несколько месяцев Артур проходил адаптацию и работал под присмотром куратора. За полгода он стал вполне самодостаточным специалистом. Ему все еще сложно работать полностью самостоятельно, есть необходимость давать команды и рекомендации. Но преподаватели уверены, что со временем он перестанет нуждаться в помощи со стороны.

Монетизация проекта

Продукция, сделанная этими и другими ребятами с ментальными особенностями, продается в сувенирной лавке в тульском Кремле, где покупателями становятся преимущественно туристы. Но администратор лавки не делает упор на то, кем именно сделаны изделия, полностью исключая разницу в работах мастеров.

«Я часто сам работаю в лавке. И до момента покупки обычно не рассказываю историю того или иного изделия. Никто не говорит: «Заходите к нам, у нас есть работы особенных людей». Но если вещь человеку понравилась, и он ее берет, то ее происхождение только добавляет ценности в его глазах», — отмечает Александр Палевский.

Монетизация труда осуществляется максимально в интересах мастеров с особенностями развития. Поскольку себестоимость складывается из материалов, инструментов и прочего, руководители проекта стараются, чтобы максимальное количество операций выполняли сами ребята. Сейчас стоит задача создать так называемое сопровождаемое производство, когда есть обслуживающий персонал, который помогает не совершать ошибки и выходить из сложных ситуаций, но основную работу выполняют люди с ментальными нарушениями.

Открытая керамика
Александр Полевский. Фото: Даниил Бессонов

«Например, такое производство есть в Германии. Мы заказывали у них гончарный круг по абсолютно конкурентоспособной цене, мало того, он оказался самым легким из всего, что есть на рынке», — поясняет Александр Палевский.

Проект вышел на самоокупаемость, но теперь стоит задача начать получать прибыль для его развития.

«Как нам говорили в Агентстве стратегических инициатив, социальное предпринимательство – все еще предпринимательство. Когда представители Фонда поддержки социальных проектов приезжали в Тулу на подписание соглашения с областью, Дмитрий Богданов  (директор департамента акселерационных программ Фонда поддержки социальных проектов — Прим. Ред.) прочел лекцию об акселерационной программе для социальных проектов, и мы поняли, что нам это нужно. Мы же уже много лет работаем в своей области, поэтому нам было проще. Но уровень экспертов, которые с нами работали, и их искреннее неравнодушие помогли по-новому посмотреть на проект», — говорит Елена Палевская.

Открытая керамика
Фото: Даниил Бессонов

«Запланированная нами работа — это долгий, настраиваемый вручную процесс, требующий поддержки, которая может быть различной. Так, город помог нам с помещением, в прошлом году мы получили небольшие гранты, которые позволили вывести проект на новый уровень. Но мы не хотим этой поддержки навечно. Ценность же акселерационной программы заключается в понимании того, как монетизировать проект после поддержки», — продолжает народный мастер.

«Наш проект не заканчивается грантами, он может существовать самостоятельно и после», — добавляет Александр Палевский.

Открытая керамика
Фото: Даниил Бессонов

Проект «Открытая керамика» вошел в число 38 финалистов акселерационной программы, отобранных из 400 проектов со всей России. В регионе аналогов ему нет. Сейчас проект готовится переехать в самостоятельное помещение, благодаря чему получится расширить целевую аудиторию и создать полноценное сопровождаемое производство, продукция которого будет реализовываться в рамках туристической индустрии региона.

Материал подготовлен в рамках поддержки социальных предпринимателей — участников акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Мастерские тут рядом

Центр для людей с аутизмом «Антон тут рядом» в прошлом году отметил пятилетие. Один из самых важных проектов центра – мастерские, где люди творят и…

В здравом уме и твердой памяти

Решить 15 математических упражнений за две минуты, запомнить как можно больше слов из 30 показанных на экране, быстро подобрать синонимы, антонимы и ассоциации к словам,…