Новости
Новости
29.03.2024
28.03.2024
27.03.2024
18+
Статьи

Продать благотворительный фонд: законно ли это?

Можно ли по закону продать благотворительный фонд, выяснял у экспертов корреспондент Агентства социальной информации.

Фото: Нина Зотина / РИА Новости

«Продается действующий благотворительный фонд с безупречной репутацией, хорошей историей и полным пакетом документов». Такие предложения сейчас нередко можно увидеть на сайтах частных объявлений. Авторы подобных объявлений хотят получить за свой товар от 100 тыс. до 1 млн рублей.

Петр Селищев, юрист:

«Деятельность НКО регулируется статьями 123.24-25 Гражданского кодекса РФ. Когда речь заходит о продаже НКО, возникают два главных вопроса – насколько законна такая продажа и откуда в этой схеме берутся деньги. То есть, почему речь идет именно о продаже, а не о передаче полномочий от старого учредителя новому.

Фото из личного архива Петра Селищева

Как именно происходит процедура «продажи» НКО, можно только предполагать. Существует схема продажи ООО (общество с ограниченной ответственностью). Чтобы выяснить стоимость ООО, оценивают его активы. Какие активы могут быть у НКО? Репутация, связи, доноры, имущество. У НКО нет цели извлечения прибыли, но такая организация может заниматься коммерческой деятельностью для достижения своих целей. Например, у НКО может быть благотворительный магазин. Но по закону все это продать невозможно.

Продажа НКО по сути — переоформление документов. «Покупатель» входит в состав учредителей.

Как может выглядеть договор, подтверждающий передачу денег? Я думаю, что деньги в таких случаях берут за оформление услуг. Не прямой договор купли-продажи, как при продаже коммерческой организации, а договор оказания услуг по регистрации в НКО (если есть посредник) или расписка о передаче денег (денежные средства за пакет документов НКО переданы и получены). Но будет ли такая расписка иметь юридическую силу — это большой вопрос. Есть случаи, когда договор купли-продажи НКО оспаривался в суде.

В одном из объявлений о продаже НКО я видел цену в 1 млн рублей. Судя по информации в интернете, эта благотворительная организация владела агрохолдингом, то есть фактически речь все-таки шла о продаже имущества.

По закону в случае ликвидации НКО имущество организации должно быть направлено на благотворительные цели, для которых и создана НКО. По сути, происходит ликвидация организации. Старые люди уходят, приходят новые. Закрывая НКО, учредители не могут поделить между собой оставшиеся средства. Это незаконно. По идее они обязаны это имущество передать безвозмездно.

А еще не лишним будет напомнить, что НКО несет ответственность перед донорами (жертвователями). Если, например, вашей организации подарили здание или пожертвовали квартиру, то как-то нехорошо это продавать, более того, незаконно. И донор, узнав об этом, вполне может расторгнуть договор пожертвования в судебном порядке, если сможет доказать факт продажи».

Владимир Берхин, соруководитель «Все вместе за разумную помощь», президент благотворительного фонда «Предание»:

«Тема продажи НКО часто обсуждалась в предыдущую «эпоху», когда распределением президентских грантов занимались грантооператоры. В то время для того, чтобы подать заявку на грант, нужно было соблюсти некоторые формальности, в частности, грант не могла получить НКО, существующая менее года. Должен был пройти некий срок с момента регистрации НКО. Поэтому тогда время от времени говорили о людях, готовых купить НКО, чтобы успеть подать заявку на грантовый конкурс. Какая-то коррупционная составляющая грантового процесса, к сожалению, существует всегда. Тема продажи возникает, когда кому-то нужна организация «для освоения бюджета».

Насколько мне известно, юридически процедуры продажи НКО не существует. Но нередко приходится слышать о том, что смена учредителей НКО происходит на договорной основе. Можно предположить, что в такой схеме могут фигурировать и деньги.

Фото: Агентство социальной информации

Обычно после смены учредителя название организации меняется. В реестре юрлиц сохраняется ОГРН, по нему можно узнать прежнее название.

Но смена учредителя и названия далеко не всегда связана с чем-то незаконным. Нередко мы видим такую историю: кто-то когда-то организовал НКО, несколько лет занимался благотворительностью, но устал, выгорел, нет больше сил «тянуть» свою НКО. Он готов передать организацию в хорошие руки вместе с базой данных доноров, налаженными связями, командой, чтобы проект сохранился».

Дарья Милославская, председатель ассоциации «Юристы за гражданское общество»:

«Понятие купли-продажи четко определено в законодательстве, оно подразумевает обмен товара на деньги. Но когда мы говорим: «А не продашь ли ты мне два часа своего времени?» или «Кому бы продать свое хорошее настроение?», то имеем в виду не прямую конвертацию товара в деньги, а процедуру посложнее.

При продаже НКО речь идет исключительно о смене учредителей. 20 лет законодательство о НКО нас убеждало, что учредитель для некоммерческой организации – как родитель. И отменить это родительство было невозможно. Даже если «ребенка» усыновили, его «биологические родители» оставались во всех документах. Процедура выхода из учредителей НКО в законодательстве не была предусмотрена. И вот в 2016 году она появилась, и стало возможным менять учредителей.

Фото: Агентство социальной информации

Чтобы выйти из учредителей НКО, нужно прийти к нотариусу с заполненным заявлением о выходе из состава учредителей, заплатить пошлину в размере 1200 рублей, получить документ о смене учредителя и пойти с ним в налоговую службу.

Но многие организации существуют давно. У них есть опыт, репутация. Это ценится. И когда такая организация заключает договор или участвует в конкурсе, ее опыт и репутация учитываются. Организация с десятилетним стажем с большей вероятностью выиграет конкурс, чем НКО, созданная позавчера.

Поэтому не исключено, что находятся люди, которые хотят на этом заработать и свое учредительство пытаются «продать». И тогда к нотариусу «продавец» и «покупатель» идут вместе.

Один выходит из состава учредителей, другой входит в него, заверяет соответствующее решение, что он теперь учредитель этого фонда. Эта процедура, конечно, более сложная. Одно заявление отправляется в налоговую, другое — в минюст. Если они все заполнены правильно, то через месяц у фонда уже другой учредитель.

Я бы не стала огульно говорить, что каждый, кто подал в интернете объявление о продаже благотворительного фонда, – мошенник. Надо разбираться в каждой конкретной ситуации. Может быть, это пиар-акция? Если я бы написала: “Отдам фонд в хорошие руки”, то это будет звучать как “Отдам ненужное пианино. Самовывоз”. Другое дело — “Продам антикварный инструмент”.

Нужно смотреть, какой фонд, кто учредитель. Если там десяток учредителей и один говорит, что он его продаст, то есть, поменяется один учредитель из десятка, то по сути ничего не изменится.

А бывает, что человек создает фонд, а через несколько лет решает больше не заниматься благотворительностью. Но ликвидировать фонд не так просто. Это целая бюрократическая процедура, в процессе деятельностью фонда могут заинтересоваться налоговые органы, выяснить, что есть нарушения, выписать штрафы. Проще найти человека, который собирается создать благотворительный фонд, и передать ему дела. Таких людей можно искать среди знакомых, но что делать, если знакомых не нашлось?»

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике