Фото: «Доступная среда»

Как социальные предприниматели в Воронеже создают тактильные системы для незрячих.

В 2015 году в Воронеже открылся региональный учебно-ресурсный центр «Доступная среда», который помогает в адаптации людям с инвалидностью. Основатель и руководитель центра – Александр Попов. Одно из направлений его деятельности — создание тактильных систем информации и навигации. В 2018 году центр участвовал в первой акселерационной программе Фонда поддержки социальных проектов, проведенной совместно с Агентством стратегических инициатив и Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Социальный бизнес и НКО на одной площадке

В 2010 году Александр Попов понял, что из-за прогрессирующей болезни он скоро не сможет ходить. Он решил переоборудовать свою квартиру и дом, но столкнулся с проблемой: в городе не было организаций, которые бы профессионально занимались доступной средой для инвалидов. Тогда Александр сам стал помогать Воронежскому обществу инвалидов, а потом к нему подтянулись другие активисты, и в 2015 году они основали учебно-ресурсный центр «Доступная среда». Сейчас на одной площадке действуют две организации: НКО «Воронежское общество инвалидов» и ООО «Доступная среда».

«Как НКО мы ведем огромную работу. Сегодня, например, встречались с дорожниками, с которыми обсуждали, как правильно делать занижение бордюров. И таких работ, которые мы выполняем не за деньги, много», — рассказывает Александр Попов.

Фото: Александр Попов

НКО получает гранты на конкретные задачи, но для их реализации нужно вкладывать дополнительные средства. Поэтому донором обеих организаций стал социальный бизнес по производству тактильных систем адаптации и навигации. Их «Доступная среда» начала делать с момента основания. Раньше воронежские предприятия заказывали тактильные системы у московских фирм, но с введением государственной программы «Доступная среда» потребность в них выросла, поэтому производство оказалось востребованным. К тому же в Воронеже у центра нет конкурентов.

Таблички, пиктограммы и мнемосхемы

Системы навигации для незрячих людей бывают трех видов: напольные направляющие, тактильные системы информации и звуковые. Как считает Александр Попов, самый универсальный тип —второй: таблички, пиктограммы, мнемосхемы. Они одновременно работают на четыре категории людей с инвалидностью: с опорно-двигательными проблемами, нарушением слуха, нарушением зрения и интеллекта. Именно производством таких тактильных систем и занимается «Доступная среда».

«Мы год отрабатывали технологию в типографии: было много попыток, у нас долго не получалось. Нужно было поймать множество слоев, величину шрифта Брайля, понять, какие именно тактильные знаки считываются, а какие нет. Если здания имеют много кабинетов, как сделать так, чтобы человек смог запомнить движение по нему. Какой оптимальный объем информации для объектов, как правильно печатать, в каких цветах, что обозначать тактильно, а что нет. Вопросов было много», — делится опытом Александр.

Все выясняли методом проб и ошибок, потому что по мнемосхемам не существует ГОСТов или свода правил. Немного помог российский и мировой опыт коллег. Информацию на табличках и мнемосхемах указывают на языке Брайля и дублируют выпуклыми буквами на русском. Как отмечает Михаил Бобонов, председатель Воронежского регионального отделения Всероссийского общества слепых (ВОС), в этом – определенный плюс табличек. Системой Брайля сейчас пользуются единицы, поэтому необходимо дублировать все выпуклыми буквами, чтобы каждый мог прочитать. Плюс, желательно, добавлять аудиоинформацию.

Фото: «Доступная среда»

Производство тактильных систем

Разработка тактильных систем информации и навигации — трудоемкий процесс, который занимает много времени и требует особой точности. Сначала дизайнеры собирают всю необходимую информацию от учреждений, готовят макеты, которые отправляют на утверждение специалисту в ВОС. После они исправляют ошибки, согласовывают у заказчика и отправляют в типографию со специальными принтерами, которые печатают многослойно.

«Для разработки тактильных систем нужно внимательно изучить объект. Если такие работы делаются удаленно и нет возможности выехать на местность и проверить, то это приводит к неточностям. Были случаи, когда воронежские организации делали схемы у московских и питерских фирм, но там, где сложная архитектура и пути движения, часто допускали ошибки», — рассказывает Александр Попов.

Тактильные системы в государственных учреждениях

За три года работы клиентами центра стали около 300 организаций, из них всего несколько было коммерческих. Основные заказчики — предприятия, которые попали под программу «Доступная среда», то есть все бюджетные организации. Поскольку в Воронеже центр «Доступная среда» — единственная организация, которая занимается выпуском тактильных систем, обеспечить все учреждения в городе пока не успели. Наталья Городцова, председатель ВОС, называет это одной из основных проблем. Она считает, что по табличкам удобно узнавать информацию. Однако пока не все учреждения ими оснащены, незрячие люди не знают, стоит ли в конкретном месте их искать или нет. Александр Ефимов, музыкант и член ВОС, добавляет, что даже если таблички и мнемосхемы есть в учреждении, их сложно найти: «Чтобы воспользоваться табличкой и мнемосхемой, надо хотя бы знать, где они находятся — это не всегда очевидно. Например, в центре занятости «Молодежный» висят таблички и до входа, и после входа. Но как я, слепой человек, буду знать, куда мне подойти и где щупать?»

Ориентация по тактильным системам

Адаптация незрячих и слабовидящих людей зависит от того, насколько они подготовлены, социально активны и насколько у них развито доверие миру. Тактильные системы только отчасти упрощают их передвижение. Михаил Бобонов всегда ходит с сопровождающим, поэтому у него нет необходимости пользоваться табличками. Сергей Шахов, тоже музыкант и член ВОС, сталкивался с табличками в библиотеке для слепых: «Удобно, что каждая дверь подписана, поэтому меньше спрашиваешь у людей: сам подходишь к дверям и читаешь. Хорошо бы, если бы это было во всех поликлиниках и банках».

пиктограммы
Фото: «Доступная среда»

Александр Попов честно признает, что центру есть куда развиваться. В ближайшем будущем сотрудники центра хотят понять, как сделать мнемосхемы более удобными для считывания и восприятия. Для этого они активно общаются с пользователями и следят за развитием технологий, которые собираются применять в производстве. В центре хотят научиться делать тактильно-звуковые мнемосхемы, чтобы можно было притронуться к любому элементу схемы, и она сама сказала, куда идти и что делать.

«Тактильная история» в музее

Один из проектов центр «Доступная среда» делал совместно с художественным музеем имени Крамского, с которым давно сотрудничает: помогал с установкой пандусов и тактильных систем адаптации и навигации. Но для незрячих людей экспонаты музея все равно оставались недоступны. Поэтому музей совместно с общественной организацией решили сделать выставку тактильных экспонатов. Всего в нее вошло 11 копий — семь картин и четыре скульптуры.

Тактильные копии воронежские и московские скульпторы делали по фотографиям, поэтому экспонаты до мельчайших деталей соответствуют оригиналам. Лариса Китаева, заведующая научно-просветительским отделом музея и инициатор экспозиции, на открытии упоминала, что на выставке отражены практически все отделы музея.

картина1
Фото: «Доступная среда»

Всем посетителям на входе выдают аудиогиды, а рядом с экспонатами висят таблички с информацией о произведении. Она написана шрифтом Брайля и дублируется выпуклыми русскими буквами. В музее говорят, что незрячие редко приходят сюда по одному, обычно их приводят на экскурсию целыми группами. Люди с инвалидностью могут посетить выставку бесплатно.

Тактильные картины и скульптуры

  • Стела Рамосе
Фото: «Доступная среда»

Стела XIII века до н.э. посвящена писцу Рамосе — мастеру и устроителю царских гробниц. В верхней части стелы — деревянный ящик, в котором сидит богиня детородия Таурт, сжимающая в руках символы вечной жизни. В нижней части изображены молящиеся Рамосе с женой.

  • Михаэль Остендорфер «Христос»
христос
Фото: «Доступная среда»

В постоянной экспозиции представлена картина немецкого графика и живописца эпохи Возрождения Михаэля Остендорфера. Экспонат довольно редкий для региональных музеев, поэтому инициаторы проекта решили сделать ее тактильную копию. На ней на темном фоне и в темных одеждах изображен Христос, от которого исходит сияние в виде лучей. Авторы копии проработали картину до мельчайших деталей — завитушки на голове Спасителя стали рельефными, глаза выпуклыми, а лучи объемными.

  • Иван Крамской «Книги одолели»
Картина Крамского "Книги одолели"
Фото: «Доступная среда»

На картине «Книги одолели» живописец Иван Крамской изобразил свою дочь Софью. Она одета в нарядное платье, а ее волосы аккуратно уложены. Руки девочки опущены вниз, а в правой руке она держит книгу. У девочки хорошо проработан контур и детали одежды, волосы автор копии сделал рельефными.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Заключительный Demo Day выпускников акселератора Фонда поддержки социальных проектов

Demo Day завершит III акселерационную программу Фонда поддержки социальных проектов. Финалисты акселератора выступят с трехминутными презентациями своих проектов перед инвесторами, представителями корпораций и банков.

Вебинар «Как найти «своего» клиента»

Правильное определение целевой аудитории своего бизнеса – одна из основ успешного старта любого проекта, в том числе социально-предпринимательского. Но как понять, кто твой клиент? И…