Фото: Flickr.com/ Evolution Labs

Как работает кризисная онлайн-служба психологической помощи детям и подросткам «Твоя территория.онлайн», пояснила директор Благотворительного фонда «Твоя территория» Екатерина Федорова.

Как давно работает служба помощи?

Наша служба возникла в 2014 году. Она появилась в дополнение к телефону доверия кризисной службы, мы добавили к ней формат письменного консультирования. Это было связано с тем, что на телефон доверия чаще обращались взрослые люди, родители детей, а подростки не всегда готовы к разговору по телефону. И мы сразу увидели, насколько охотнее подростки начали обращаться в письменном виде. Конечно, это не мы придумали, в других странах дистанционная форма консультирования используется уже много лет. Через какое-то время мы стали специализироваться только на письменном формате и предлагать подросткам подобный вариант помощи в тех случаях, когда сложно говорить вслух о своей проблеме.

Дистанционный формат позволяет подросткам говорить о состояниях, которые они испытывают в данный момент.

Например, когда они находятся в депрессии или бывают суицидальные мысли. Или когда они впервые сталкиваются с опытом переживания утраты отношений или близкого человека. Причины обращений и формы поведения могут быть разными, в том числе самоповреждающие. Или экзистенциальные переживания этого возраста, когда подростки ищут смысл и опору в жизни и не всегда могут найти, поэтому им требуется помощь или разговор об этих переживаниях.

Консультации проводятся анонимно?

Обращающиеся за помощью как раз не хотят быть узнанными, и это нормально. Подросток может не называть своего имени. Также обратившийся может представляться как угодно и кем угодно. Может и зашифровать город, из которого он пишет.

Служба придерживается такого принципа: не важно, как тебя зовут, где ты живешь, важно, чтобы ты мог в разговоре с консультантом получить необходимую психологическую помощь.

Такие принципы разработаны специально для обеспечения доступности такого вида помощи.

Какие специалисты отвечают на вопросы? 

Мы работаем со специалистами, у которых есть психологическое образование или они завершают обучение на психолога. У нас есть те, кто постоянно дежурит на линии помощи, а есть психологи-волонтеры, которые приходят в свое свободное время, чтобы принять вопросы и дать консультацию.

Все специалисты проходят определенный отбор — это одно из необходимых правил для всех служб кризисной помощи, потому что обращение может быть эмоционально тяжелым как для самого обратившегося, так и для психолога.

В отбор входит собеседование, подготовка специалиста к специфике консультирования, чтобы в дальнейшем он мог быть допущен к работе в службе. Мы придерживаемся такого правила, потому что заботимся как о тех, кто к нам обращается, так и о наших специалистах.

депрессия ПНИ
Фото: Flickr.com/ Nora Black

Психологи тоже работают анонимно?

Да. Психолог в начале разговора всегда должен представиться. Но он обычно работает под псевдонимом, под именем, которое выбрал сам. Это делается для того, чтобы не быть узнанным за пределами самой службы. Наши психологи сами не могут написать подростку или где-то его найти. Точно также и подростки не могут найти наших консультантов вне службы помощи. Основная работа психолога направлена на изменение или стабилизацию состояния обратившегося и поиск ресурсов при кризисных состояниях.

Какой основной возраст тех, кто обращается за помощью?

Мы принимаем обращения от подростков и молодежи до 24 лет. Но чаще всего к нам обращаются в возрасте от 15 до 18 лет.

С какими проблемами чаще всего обращаются?

У нас достаточно много кризисных обращений. Наш формат позволяет работать с подростками из любого города и населенного пункта, где есть доступ к интернету, а специалистов в маленьких городах и селах практически нет.

Часто пишут с «высокой степенью кризисностью» — так мы называем обращения, связанные с суицидальными мыслями.

Также подростки часто говорят о случаях разного рода насилия (буллинг, продолжительное эмоциональное давление на подростка), обращаются после утраты (не только потери близкого, но когда они пытаются выстроить с кем-то отношения и утрачивают их). В этом случае психолог дает необходимую поддержку, возможность говорить об этом. Но одна из задач — чтобы вместе найти ресурсы в жизни, окружении, среди близких, которые помогут выйти из этого состояния.

подростки
Фото: Flickr.com / Anaïs.GS

Часто обратившихся беспокоят отношения с родителями, взаимодействие со сверстниками, вопросы, связанные со здоровьем (физическим и психическим — к этому относится утомляемость, тревожность). Мы знаем, что высокие требования бывают и у родителей, и в школе, и не всегда подростки могут объяснить, что у них есть какие-то недомогания. Также у нас есть агрессивные подростки, которые говорят, что испытывают негативные чувства по отношению к окружающим. Они обращаются за помощью и ищут способы справиться с этим, могут вылить свой гнев и на консультантов, чтобы интенсивность этого переживания снижалась.

Много обращений из крупных городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, где больше население и напряжение само по себе выше.

Существует ли обратная связь, бывают ли случаи благодарности?

Хорошей консультацией считается такая, когда подросток сообщает об улучшении своего самочувствия. Иногда присылают письма благодарности. В связи с тем что служба работает конфиденциально, мы эту конфиденциальность и здесь сохраняем, иногда меняем текст их благодарностей, но оставляем смысл сообщения.

депрессия
Фото: Flickr.com/ Just Ard

АСИ публикует отрывки таких благодарственных писем.

«Доброго времени суток. В этот раз я пришла сюда не за помощью. Я пришла выразить благодарность. Наверное, частично с вашей помощью я смогла осознать некоторые свои проблемы, а в серые вечера удержаться от самоповреждения. Сейчас все начало налаживаться. Я рада, что наткнулась на вас. Да, за несколько месяцев мне удалось лишь несколько раз достучаться до психолога в чате, но даже этого порой хватало. И думаю, я обращусь к вам еще не раз. Спасибо.».

«Здравствуйте, уважаемая «Твоя территория»! Я хочу выразить слова благодарности вашей службе. Спасибо консультантам Татьяне, Лене и Наташе, которые давно в службе. Спасибо за помощь, поддержку, понимание, теплоту. Спасибо за возможность задуматься, обрести границы и много другое. Сейчас, возможно, я уже переросла службу, и уже не обращаюсь по разным причинам. Возможно, в скором времени я сама буду заниматься столь важным делом, как помощь детям и подросткам. Выражаю большое уважение к вам и вашей работе!»

Благотворительный фонд «Твоя территория» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. Расскажите, на что планируете потратить выделенные средства?

Основная сумма будет направлена на оказание помощи: оплату дежурств консультантов-психологов, на прием обращений от подростков РФ. А также на то, чтобы укрепить ресурс, его техническую часть, чтобы мы могли работать и развиваться дальше, улучшать систему по оказанию помощи и привлекать другие кризисные службы, чтобы создавать рабочие места для консультантов в регионах для оказания помощи подросткам через линию «Твоятерритория.онлайн». Для развития системы с точки зрения IT-технологий, ведь такие ресурсы часто сталкиваются с рисками недостаточной защищенности личной информации. Поэтому мы планируем перейти на новые системы шифрования сообщений.

Проект «Твоятерритория.онлайн» получил грант Президента РФ по направлению «Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан». Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

 

 

 

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

В Перми специалисты по кризисной психологии обсудили, как защитить детей от насилия, буллинга и суицида

Краевую научно-практическую конференцию «Развитие системы психологической помощи детям и семьям, переживающим кризис», приурочили к Международному дню детского телефона доверия.