Фото: компания «Нестле»

Глава управления корпоративных коммуникаций и взаимодействий с государственными органами региона Европы, Ближнего Востока и Северной Африки компании «Нестле» рассказал о том, почему компания не будет отказываться от пластика, о роли бизнеса в защите окружающей среды.

5 сентября в Общественной палате РФ при поддержке компании «Нестле» состоялся V Всероссийский форум «Создавая общие ценности». Участники форума обсудили направления совместной работы бизнеса, государства и некоммерческих организаций с целью снижения негативного воздействия промышленности на окружающую среду.

Специально прибывший на форум глава управления корпоративных коммуникаций и взаимодействий с государственными органами региона Европы, Ближнего Востока и Северной Африки компании «Нестле» Барт Вандеветере рассказал корреспонденту Агентства социальной информации о том, каким образом бизнес может внести свой вклад в спасение природы, и как эта деятельность способствует развитию бизнеса.

Господин Вандевeтере, к чему должен стремиться бизнес, когда речь заходит о снижении негативного воздействия на окружающую среду?

Что касается нашей компании, то мы стремимся к нулевому воздействию на окружающую среду от нашей производственной деятельности.

Речь идет не просто о долгосрочных намерениях в целом, а о четком плане действий. В этой сфере мы приняли ряд конкретных обязательств как в мире, так и в России.

Первое обязательство касается утилизации отходов. Наша цель — к 2020 году снизить уровень промышленных отходов, предназначенных для захоронения, до нуля. Из 107 предприятий в регионе EMENA (Европа, Ближний Восток и Северная Африка), который я курирую, 74 уже выполнили это обязательство, два из них находятся в России.

Второе — снижение выбросов углекислого газа в атмосферу, нашей целью было к 2020 году сократить выбросы на 35% по сравнению с 2010 годом, мы достигли ее досрочно в конце 2017 года.

Третье обязательство касается бережного отношения к водным ресурсам. С 2010 года мы сократили объем потребления воды на производственных площадках на 50%. Кроме того, компания инвестирует средства в модернизацию очистных сооружений.

В последние годы экологи бьют тревогу по поводу загрязнения планеты пластиком. «Нестле» является производителем продуктов питания и использует большие объемы пластика в упаковке. Что вы предпринимаете для минимизации ущерба отходов подобного рода?

Во-первых, мы хотим, чтобы упаковка, включая пластик, не оказывалась на свалках и не загрязняла окружающую среду.

Наше обязательство – к 2025 году 100% упаковки нашей продукции должно подлежать переработке или повторному использованию.

Кроме того, мы ведем последовательную работу по увеличению доли переработанного пластика в составе упаковки, например, в пластиковых бутылках. В Европейском союзе действует достаточно жесткое требование о том, что доля переработанного пластика во вновь производимых пластиковых бутылках должна составлять не менее 25%.

Фото: компания «Нестле»

Помимо этого, в каждой стране, в которой работает «Нестле», мы стремимся содействовать созданию инфраструктуры раздельного сбора пластика, его сортировки и дальнейшей переработки.  В России мы еще в самом начале пути, но у нас есть успешный опыт работы на других рынках.

То есть речь не идет об отказе от пластика в ближайшем будущем?

Начну с того, что нам необходимо изменить свое отношение к пластику. Пластик не вреден сам по себе, а в качестве упаковочного материала имеет отличные свойства. Проблемы возникают не из-за пластика, а из-за безответственного отношения к нему в конце его жизненного цикла, когда его просто выкидывают, вместо того чтобы использовать снова и снова. А ведь пластик при грамотном подходе – это полезный ресурс. Например, если из старых пластиковых бутылок вы делаете пластиковый стул на террасу или что-то подобное, пластик работает, а не наносит ущерб. Это и есть экономика множественных жизненных циклов, к которой надо стремиться.

Огромное значение имеет создание соответствующей инфраструктуры для сбора и дальнейшей переработки или утилизации пластика и, конечно, информирование населения, потребителей, чему мы активно содействуем.

Так, важно разъяснять, что пластик бывает разный. Например, при производстве бутылок используется легко перерабатываемый вид пластика, узнать его можно по цифре «1» на донышке бутылки.

Верите ли вы в то, что люди во всем мире без дополнительных стимулов будут готовы сортировать свои отходы и читать цифры на пустых бутылках?

Я не сторонник каких-то штрафов или сборов. Все должно быть осознанно и добровольно. При этом мы должны совместно с НКО и органами власти формировать инфраструктуру, которая позволила бы это делать.

Необходимо запускать образовательные программы и пробовать на практике различные подходы, нужно тестировать различные режимы сбора пластика и выбирать наиболее эффективные варианты.

Это могут быть, например, корзины, специальные контейнеры для сбора пластика или возможность вернуть бутылку в магазин. В Западной Европе таким образом уже сегодня удается собирать до 90% пластиковых бутылок и крышек.

Вместе с тем, говоря об ответственном поведении потребителей, мы должны помнить, что и ответственность производителей продуктов питания в этой работе крайне важна. Сегодня вы не можете просто произвести товар, отгрузить его покупателям и забыть о нем.

Еще на этапе производства бизнес должен задумываться о том, как будет использована или утилизирована упаковка продукции.

В мире общепринято такое понятие, как «расширенная ответственность производителя». На Западе этот подход уже давно в центре внимания, и в России он становится актуальным.

С упаковкой более или менее понятно, а что с ее содержанием? Население планеты растет, продовольствия требуется больше. Реально ли обеспечить всех экологически безопасной пищей, и чтобы она при этом была людям по карману?

В Целях устойчивого развития ООН до 2030 года говорится о необходимости ликвидации голода и содействия устойчивому развитию сельского хозяйства. «Нестле», благодаря своему широкому географическому присутствию и лидерским позициям в индустрии способна в этой части сделать очень многое. Например, мы работаем над повышением питательной ценности продуктов питания и снижением уровня насыщенных жиров, трансжиров, сахара и соли.

Для повышения питательной ценности продуктов мы увеличиваем содержание цельного зерна, овощей, добавляем витамины и минеральные вещества. В прошлом году, руководствуясь этой задачей, мы изменили 8,4 тыс. наших рецептур!

Что касается продовольственной безопасности, то чтобы обеспечить питанием население планеты, необходимо производить больше продуктов при меньших затратах. Сокращая потребление воды и повышая эффективность использования энергии, мы существенно экономим на производственных расходах. Например, в прошлом году мы реализовали по всему миру 600 проектов по снижению уровня потребления воды, сэкономив таким образом более 5,5 млн кубометров воды.

Фото: компания «Нестле»

Кроме того, в нашей компании по всему миру работают более 5 тысяч агрономов, которые помогают фермерам повысить эффективность работы их хозяйств, чтобы добиться производства здоровой и безопасной продукции. Только лишь в Кении и Эфиопии, где производится кофе, мы обучаем около 120 тысяч фермеров.

Можете ли вы назвать объем средств, которые вкладывает «Нестле» в технологические и научные разработки с целью содействия устойчивому развитию планеты?

Конечно. В 2017 году мы инвестировали порядка 1,7 млрд швейцарских франков в научно-исследовательскую деятельность по всему миру. Эти средства идут на исследования по повышению питательной ценности продукции, ее экологической безопасности и т.д. Если взять мировую пищевую промышленность, то это самая высокая цифра как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к себестоимости единицы продукции.

В то же время «Нестле» – это коммерческая компания. Мы понимаем, что эти расходы являются вкладом в устойчивое развитие нашего бизнеса в будущем.

Не возникает ли у вас ощущения, что усилия компании в сфере устойчивого развития могут быть обречены, если на глобальном уровне отношение к экологическим проблемам останется прежним? Взять хотя бы Парижское соглашение по климату, которое сейчас оказалось под угрозой…

Надо сказать, что я оптимист, и в «Нестле» мы верим в эффективность нашей стратегии устойчивого развития. Несколько лет назад, когда обсуждалось Парижское соглашение, наша компания была в рядах тех, кто активно настаивал на том, чтобы соглашение было подписано как можно скорее. Я подчеркиваю, что даже не столько правительства государств, сколько некоммерческие организации и представители промышленных кругов говорили о необходимости подписания этого соглашения.

Мы заинтересованы в том, чтобы получить предсказуемую среду для ведения бизнеса в долгосрочной перспективе. Во всем мире бизнес уже инвестирует в решение экологических проблем. А главное, что отношение потребителей к проблемам окружающей среды также постепенно меняется в лучшую сторону.

Разумеется, нам нужна помощь и правительств, и некоммерческих организаций, и мы будем предпринимать усилия для их большего вовлечения в эту проблематику.

Материал подготовлен в рамках партнерства с компанией «Нестле».

 

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем