Фото: фотограф-волонтер Мария Горемычкина для благотворительного магазина «Лавка радостей»

Как работает платформа для поиска pro bono фотографов и можно ли найти фотографа за пять минут, рассказала АСИ волонтер сообщества «Фотографы в помощь» Наталия Чернова.

Сообщество «Фотографы в помощь» появилось в Facebook в 2016 году по инициативе фотографа Ольги Павловой и журналиста «Эха Москвы» Ирины Воробьевой.

Ирина Воробьева. Фото: Ольга Павлова

Ирина Воробьева ведет программу про благотворительность «Чувствительно». Туда приходят фонды и добровольцы, создатели проектов и эксперты поговорить о тех проблемах, которые решают НКО, о людях, которым помогают и которые сами готовы помогать. Также Ирина работает в общественной организации пилотов АОПА-Россия, в противопожарной программе Гринпис России, с 2011 года ищет пропавших людей, волонтер «Лиза Алерт».

Ольга Павлова. Автопортрет

Фотограф Ольга Павлова училась в Лондонском колледже коммуникаций (London College of Communication). Здесь работал волонтерский отдел, где можно было найти проект по своей специальности и стать волонтером. Ольга сделала четыре больших фотопроекта. Приехала в Москву и поняла, что хочет продолжать. Пришла в РДКБ и стала одним из первых фотоволонтеров в стране, когда мало кто понимал, зачем снимать детей в больнице. Сейчас есть большое сообщество фотографов-волонтеров, а у фондов, например, «Подари жизнь», появились штатные фотографы.

Ольга Павлова как волонтер снимала бездомных людей, детей с ментальным нарушениями, детей на ИВЛ, детей после трансплантации костного мозга. Вместе с этим работала гламурным фотографом, снимала обложки журналов и рекламу. В журнале Vogue, куда Ольга пришла работать фотографом, познакомилась с Наталией Черновой, фоторедактором. Потом Ольга Павлова стала фотографом Русфонда, так волонтерская деятельность превратилась в работу.

Сообщество «Фотографы в помощь», созданное Ириной и Ольгой, помогает благотворительным фондам и НКО находить фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, художников и видеооператоров. О создании, развитии и будущем сообщества pro bono АСИ узнало у волонтера Наталии Черновой.

Наталия Чернова. Фото: Ольга Павлова

Что стало отправной точкой для создания сообщества?

Было несколько фотографов, в том числе Ольга Павлова, которые снимали для фондов и заодно помогали. Оля снимала календари, просто людей, фотографировала в больницах. И в какой-то момент запросов на фотографии от фондов накопилось много. Они висели в воздухе.

То есть фондам не хватало бесплатных фотографов?

Не каждый фонд может себе позволить платного фотографа. Понятно, что это работа не очень дорогая. Но порой, кроме денег, существует еще проблема нетворкинга, когда ты просто не понимаешь, куда бежать. Тем, кто работает в медиаиндустрии, в принципе понятно, как искать фотографа: есть профессиональные сообщества, списки в записных книжках, позвонил и заказал. Как поступать благотворительным фондам, НКО — непонятно. Куда нужно звонить? Ирина Воробьева предложила сделать платформу, сообщество, на которую мы будем получать запрос от фондов, а фотографы будут откликаться. Так это и зародилось.

Мы не благотворительный фонд, мы коммуникационно-сервисная площадка, сообщество. Мы не собираем и не даем деньги. Мы соединяем людей.

Что было самым сложным в организации такой помощи?

Самое сложное — реагировать моментально. На профессиональной съемке у вас есть контент-план, редакционное задание, бриф для фотографа. В фондах бывает по-разному. Возникает задача — организовать день рождения, например. И не всегда первая мысль — надо заказать фотографа. Поэтому запросы от фондов возникают в последний момент и требуют моментального реагирования. Порой за сутки. У кого руки посвободнее, может обратиться дня за три-четыре. Профессиональному фотографу нужно вычленить из своего графика денежные проекты и вклеить туда бесплатные.

Какое время в среднем уходит на то, чтобы найти фотографа?

Самое быстрое — пять минут. Столько времени мы потратили, чтобы найти фотографа организации «Старшие братья Старшие сестры» на пикник по случаю их 15-летия. Кроме того, на день рождения благотворительного магазина «Лавка радостей» за два часа откликнулись два фотографа. Для этого многое сложилось. Во-первых, это в центре. Во-вторых, это праздник. В-третьих, вечернее время, после работы.

Влияет ли сам проект на время поиска? Есть ли направления работы, для которых сложно найти помощника?

Для бездомных собак в приютах мы искали целый месяц.

Фото: фотограф-волонтер Елена Майорова, для БФ «Помощь бездомным беспородным животным» (в питомнике 2500 собак)

Почему?

Далеко ехать. Может быть, кто-то боится приютов. Искали фотографа недели три. Но я всегда за то, чтобы фонды писали правду. Не «быстренько приедете, отснимете и уедете», а чтобы люди рассказали, как это на самом деле будет проходить. Реально в день получается снять десять собак — их нужно вывести, уговорить, поставить, причесать. Если человек работает pro bono, не надо его ставить в неловкое положение, чтобы он сделал плохую работу.

А с мотивацией проблем не возникает?

На самом деле мотивация у профессиональных фотографов очень высокая. Основная сложность — привлечь именно тех фотографов, которые готовы быстро откликаться.

Еще одна проблема возникла, когда изменился алгоритм Facebook. Организационные страницы стали просто исчезать из просмотров у обычных людей. Поэтому сейчас мы публикуем дополнительный контент, который все время втягивает людей на страницу. Мы рассказываем про фотографов, поднимаем историю документальной фотографии, вручаем призы, ставим видео.

Как обычно выглядит организация съемки сообществом?

Ко мне обращается фонд, говорит, на какое время нужен фотограф. Я делаю публикацию, находится фотограф. Дальше связываем координатора из фонда и фотографа, и я выхожу из этой цепочки. Через какое-то время мы всегда делаем отчеты. Я прошу фонды прислать мне получившиеся фотографии, и мы благодарим фотографа на нашей странице.

В объявлении всегда должны быть дата, время, длительность работы, что нужно снять, объект съемки — дети, собаки, праздник, забег, что вы хотите в результате получить; адрес, ссылка на фонд и контакты координатора.

Фотограф-волонтер Анна Кириенкова для БФ «Помощь бездомным беспородным животным» (в питомнике 2500 собак)

А зачем нужен координатор?

В съемках всегда есть продюсер, организатор съемки. Это человек, который помогает организовать всех на съемке. В нашем случае — это координатор. К тому же после съемки он может рассказать, как все проходило. Любой бекстейдж — это всегда интересно: собака покусала или повар поругал.

Какие организации могут обратиться к вам за помощью?

В первую очередь это благотворительные фонды и НКО, включая государственные организации, которые не могут позволить себе фотографа. Мы не поддерживаем коммерческие кружки, стартапы. Иногда звонят отдельные люди, которым нужна помощь. Например, обратилась беременная женщина, которой нужно собрать денег на операцию ребенку, и какой-то фонд попросил у нее профессиональные фотографии для сбора средств. Мы работаем с организациями, поэтому к нам должен обратиться сам фонд, которому нужны фотографии. Мы не откажем.

Чаще это маленькие организации?

Да, крупные фонды приходят меньше. У них есть свои фотографы. Даже если внештатные, они постоянно для них снимают. То есть такие фонды знают, к кому обратиться. Наша задача — помочь в первую очередь тем, кто этого не знает.

Фото: фотограф-волонтер Мария Горемычкина для благотворительного магазина «Лавка радостей»

Кроме фотографов, у вас есть и другие специалисты?

Да, но мы начали их привлекать не сразу. Очевидно, что есть спрос не только на фотографов, но и на дизайнеров, иллюстраторов, художников, верстальщиков, даже визажистов. Фондам также нужны видеооператоры и монтажеры, но от них низкий отклик. Поэтому ищем их вручную, знакомимся, просим обратить внимание на сообщество. Но с видео сложнее, потому что это более длительные проекты — видео нужно обработать, смонтировать, добавить титры, а это время. И ты должен понимать, готов ли ты это время отдать.

С художниками чуть проще. Например, один питомник беспородных бездомных животных проводил конкурс социального плаката. Наши знакомые художники тоже захотели участвовать. В итоге собрали 80 плакатов. Осенью попробуем эти плакаты разместить, например, на подвешенных страницах в журналах. Журналы не будут против, чтобы размещать классные, веселые макеты, которые созданы хорошим художником.

Конкурс социального плаката. Художник Елена Ильина

Дизайнеры помогают делать инфографику и какие-то небольшие вещи. За сайты не беремся. Но периодически, чтобы не привлекать дизайнера, мы предлагаем какие-то быстрые решения, готовые технологические инструменты, программы, которые можно освоить самостоятельно.

Люди, которые помогают фондам, обязательно должны быть профессионалами?

По-разному бывает. Кто-то еще нарабатывает портфолио, а кто-то уже фотограф. Есть профессиональные фотографы со своими сайтами, страницами. Иногда люди пишут — я не профессиональный фотограф, но показывают портфолио, где можно увидеть их фотографии. Но совсем «нефотографов» у нас нет. И нормально, когда приезжает несколько фотографов — и профессионалы, и любители — всегда можно выбрать фотографии.

В любом случае это должно быть сделано качественно. Pro bono — это не волонтерство. Это профессиональная помощь, которая оказывается бесплатно. Если работаешь, то работай в том же объеме и качестве, в котором ты делаешь это за деньги.

Фото: фотограф-волонтер Анна Кириенкова для БФ «Помощь бездомным беспородным животным» (в питомнике 2500 собак)

Были ли примеры недобросовестного сотрудничества и есть ли какой-то алгоритм действий, чтобы их предотвратить?

Я даже сделала памятку. Ее можно прочитать в описании сообщества.

Были ситуации не то чтобы недобросовестного сотрудничества, просто люди не знают, как стоило поступить. Например, несколько фотографов едут в фонд, снимают, присылают фотографии. Фонд пишет — у нас было два или три фотографа, имен не помним. В итоге все фотографии без подписи.

Это неправильно. Мы не заключаем авторский договоров, но есть простые правила. Фотографы дарят вам работу, но не свое авторское право. Pro bono они это делают или за миллион, они фотографируют от своего имени. Поэтому если не знаете, лучше спросите.

Что вы планируете изменить в сообществе?

Мы хотим сделать так, чтобы сообщество росло — стабильно, маленькими шажочками, но росло. Чтобы увеличивалось количество запросов и откликов. Чтобы была диверсификация по творческим профессиям — фотографы, видеооператоры.

Хотим выходить в офлайн. Начнем с кружков, попробуем привлекать детские, подростковые сообщества, школы к участию в социальных проектах. Хотим предлагать студентам, выпускникам — а у них есть видеооператоры, фотографы — коммуницировать напрямую с фондами. Ведь студентам нужно писать дипломные работы, а тема социальной ответственности в медиа и креативе — это большой тренд. Возможно, будем проводить короткие тренинги, встречи с фотографами. Пока работаем только на Москву.

Фото: фотограф-волонтер Юлия Поливникова для БФ «Старшие братья Старшие сестры», проект «Я — шеф», образовательный проект с Eataly

По вашему мнению, вырос ли уровень визуального оформления НКО за последние годы?

Мне кажется, сильно вырос. У больших фондов большие возможности, маленьким фондам труднее. Многие переделывают сайты. Например, фонд «Настенька» скоро запускает новый сайт. Я думаю, это происходит из-за того, что профессионалы готовы и хотят менять что-то, например, помогать фондам перезапустить сайт. Кроме того, играют роль знакомства — улучшилось взаимодействие между благотворителями и креативщиками, медийщиками. Идет повышение запроса на качество. Мы уже не увидим некачественные фотографии у фонда «Вера». Свой иллюстративный и фотографический стиль появился у организации «Детские деревни SOS».

Мне кажется, это правильно, когда фонды работают на плюс. Например, «Игры победителей», «Дом с маяком».

Люди имеют право на красивые фотографии и фотографии на память даже если они потеряли волосы, на красивую инфографику, даже если это про сбор денег для больных детей, на красивые фотоотчеты.

Вы работаете в сообществе как волонтер. Чем вас это привлекает?

Я получаю глубокое удовольствие от этой помощи, потому что это сложно. Десять лет я занималась организацией съемок для глянцевых журналов с западными и российскими фотографами. Это было трудно: трудные переговоры, большие команды, сложная логистика. Но работа волонтера оказалась гораздо сложнее. Мне кажется, визуальная память — это важно. Человек растет, живет, уезжает, болеет, а история остается.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ!

24 октября АСИ исполнилось 24 года.

Благодарим за сотрудничество и надеемся на вашу поддержку.

Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

В России исследовали практику pro bono

Авторы исследования поставили своей целью отразить актуальное состояние pro bono помощи в России и поспособствовать ее популяризации и развитию.

Общероссийский гражданский форум: pro bono волонтерство в помощь некоммерческим организациям

В рамках прошедшего в Москве в минувшую субботу IV Общероссийского гражданского форума состоялась дискуссия о набирающем популярность движении pro bono — волонтерских профессиональных услугах. Эксперты…