Фото: Игорь Цыкунов. Фото предоставлено Форумом Доноров

Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров — о том, как находить правильные слова для подписей к фотографиям.

Самый талантливый, на мой взгляд, редактор сформулировал секрет своей профессиональной успешности: «Ненавижу слова». Именно так, не иначе. Что-то мне подсказывает, что многие коллеги с ним согласятся. Только надо дать пояснение непосвященным: «лишние слова». Как недавно оказалось, подписи к фотографии сейчас самый массовый жанр. Есть много других, но если быть честным, то из всех текстов современный читатель выбирает иллюстрации и текст их комментирующий. Всё.

Мы уже шесть лет проводим фотоконкурс «ОБЪЕКТИВная благотворительность». С каждым годом в Форум Доноров приходит всё больше фотографий, а выставка победителей захватывает городские публичные пространства, парки, вокзалы, международные конференции и даже добралась до Давоса. Отмечаем, что уровень фотографий растёт, но текст, похоже, кажется участникам второстепенным элементом.

Между тем, именно текст делает снимок: 200-400 знаков и малопонятная постороннему сцена «взрывается», обретает реальность, будоражит чувства, подсказывает смысл. Сразу скажу, что написать с таким эффектом совсем не просто. Профессионалы знают, что чем короче текст, тем сложнее его создать. Но всё будет проще, если соблюдать правила.

1. Знать цель текста: что он должен изменить

Перед тем, как писать – важно знать какую реакцию должна выполнить подпись. Что должен подумать или сделать человек, какие эмоции он испытает, какое решение примет? Держать в голове все время эту цель и оставлять в тексте только то, что ведёт к ней.

2. Знать задачи текста: информировать, убедить, развлечь, подвигнуть к действию

Есть всего четыре задачи, которые выполняет текст. Он либо информирует о событии, либо убеждает сменить точку зрения, либо удивляет и развлекает, либо заставляет действовать. И это разные задачи – невозможно добиться всех сразу. Сосредоточьтесь на чём-то одном.

3. Понимать аудиторию: кому предназначен текст

Дейл Карнеги стал известен своей фразой: «Я люблю клубнику со сливками, но когда иду ловить рыбу, беру с собой червей». Понимайте, к какой аудитории вы обращаетесь. И в зависимости от этого выбирайте слова, фразы, определения. В идеале – представляйте людей, когда пишите. Думайте даже о шрифте: пожилым людям сложно читать мелкие тексты.

4. Знать контекст: где будет размещен текст?

Текст со снимком в брошюре будет сильно проигрывать, если его разместят на билборде. В зависимости от носителя текст меняется в объеме и экспрессии. Чем больше пространства – тем текст меньше и эмоциональней. Плакат уже призывает, он не может полноценно информировать.

5. Выбрать жанр: репортаж, портрет, интервью, новость

Подпись под снимком имеет свой микрожанр и может быть оформлена как рассказ о событии (репортаж), описание человека (портрет), его мысли о важном (интервью), краткая информация (новость). Жанр должен быть один, из его рамок не стоит выпадать.

6. Выбрать стиль: научный, деловой, художественный, публицистический

Стиль зависит от аудитории. Но в благотворительности лучше обращаться к читателю живым языком. Напишите сначала текст как письмо к другу, а потом отрежьте обращение к нему. Вы же не общаетесь с ним слишком официально или выспренно? От канцеляризмов есть таблетка: glvrd.ru.

7. Выбрать тон: сухой, романтичный, трагичный, оптимистичный, отстраненный

Любой текст имеет тональность, а она зависит от цели, задачи, аудитории и эмоций, которые вы пожелаете вызвать у читателя. Обязательно читайте готовый текст в слух. Так помимо ошибок вы найдете и «передержки» в тональности.

8. Определить структуру текста: сюжет, вовлечение, композиция

Даже самый короткий текст может иметь свой сюжет: завязку, кульминацию, развязку. Он же может строиться по структуре: внимание, интерес, желание, действие, удовлетворение. Дайте ему композицию: закольцуйте начало и конец, задайте вопрос и ответьте на него или пишите загадку, ключом к которой служит фотоснимок.

9. Сесть и написать текст!

Мой совет – садитесь за дело, когда у вас хорошее настроение и творческое состояние. В погоне за ними – послушайте правильную музыку, прочтите хорошую книжку, желательно классиков. Читабельность текста можно проверить на ресурсе: Readability.io.

10. Отредактируйте текст

С этим всё просто – удалите всё лишнее: абзац, предложение, слово, звук. Сократите и упростите аббревиатуры, добивайтесь полного минимализма – чем короче, тем лучше. Избегайте писать тексты длиннее 4 500 знаков (как в этой колонке) и приходите учиться в Школу визуальных коммуникаций нашего проекта.

Материал является частью Школы визуальных коммуникаций проекта «ОБЪЕКТИВная благотворительность. 2.0», победителя Конкурса субсидий для СО НКО, проводимого Комитетом общественных связей города Москвы.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ!

24 октября АСИ исполнилось 24 года.

Благодарим за сотрудничество и надеемся на вашу поддержку.

Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Человек и фотоаппарат

О том, что нужно обязательно знать, приступая к фотографированию, рассказывает член жюри конкурса Форума Доноров «ОБЪЕКТИВная благотворительность» фотограф Евгений Дидик.