Фото предоставлено СДЮТиЭ

Станция детско-юношеского туризма и экскурсий (СДЮТиЭ) существует в Норильске почти 30 лет, но только осенью 2017 года здесь появился свой музей — «Музей бродячих романтиков». Небольшая экспозиция рассказывает об истории появления и развития спортивного туризма самого северного в мире клуба туристов.

Музей или вертолетная площадка

«Мы очень долго мечтали о музее, о том, чтобы как-то сохранить и передать детям информацию о тех, кто стоял у истоков этого романтичного и сурового вида спорта, о качествах людей, достойных подражания, чтобы дети учились на их примере преодолевать трудности, объединяться и помогать друг другу, — рассказывает директор Станции детско-юношеского туризма и экскурсий http://norilsk-sdutur.ru Светлана Гальченко. – Наши педагоги даже провели опрос, о чем мечтают наши дети. И каково было наше удивление, когда мы увидели, что практически все написали «музей». Вторым был – «веревочный парк». Ну а потом началось – вертолетная площадка, бассейн и что-то там еще, — смеется Светлана. — Но музей стоял на первом месте».

Светлана Гальченко
Фото: Слава Замыслов/АСИ

И педагоги станции решили создать музей. Подготовили заявку и подали ее на конкурс социальных проектов, который компания «Норильский никель» проводит в городах своего присутствия по благотворительной программе «Мир новых возможностей», благо опыт подачи заявок у них уже был. Станция — активный участник конкурса социальных проектов, неоднократно становилась его победителем.

Так, в 2013 году станция выиграла грант на реализацию проекта «Веселый паучок» по оборудованию скалодромной полосы в спортзале школы, а в 2015-м здесь на средства гранта появилась еще одна полоса — «Кудыкина горка».

Школа бродячих романтиков
Фото: Елена Висенс/АСИ

«Вот здесь наши ребята учатся азам альпинизма. Здесь проходят ежедневные занятия и соревнования. Когда у нас холода – дети в спортзале занимаются. Когда потеплее – ходим в походы в тундру», — рассказывает Светлана.

В 2016 году СДЮТиЭ выиграла грант в размере почти 300 тыс. рублей на создание «Музея бродячих романтиков». «На эти средства мы организовали сам музей, купили и оборудовали витрины для экспонатов. А еще 30% средств, чуть больше 100 тыс. рублей, вложили мы сами – в ремонтные работы: замена освещения, ремонт пола и прочее, — рассказывает Светлана Гальченко. — Без гранта у нас, конечно, ничего бы не получилось, потому что из муниципального бюджета на содержание и развитие центра нам выделяют очень мало денег. Их хватает только на выполнение муниципального задания, а хочется же всегда сделать немного больше, чтобы было по-настоящему интересно и ребятам, и нам», — делится Светлана.

Лыжи – наше всё!

Директор станции ведет нас по коридору первого этажа и заводит в дверь, за которой – небольшой предбанник с коллекцией лыж и вход в сам музей, в эмблеме которого тоже – лыжи.

Школа бродячих романтиков
Фото: Елена Висенс/АСИ

«Мы называем это – наш мегаполис. Вот так мы видим большой город: через лыжи. Это самое любимое место ребят, у которого они часто фотографируются», — поясняет Светлана.

Лыжи в регионе, где даже в июне местами лежит снег, один из главных атрибутов, и не только туристических. Лыжные прогулки, лыжные походы – часть учебной программы станции.

«У нас есть очень хороший образовательный ресурс – лыжная база СОК «Оганер», — рассказывает Светлана Гальченко. — Там два учебных кабинета, лыжехранилище, которое мы сейчас хотим обновить. Наши дети получают там теоретические знания и тут же, на месте, на территории базы могут эти знания на практике закрепить. То есть это не сложные трассы, а по близлежащей местности, что хорошо, потому что дети не перемерзают. Зимой у нас все же суровые морозы, и в длительные походы ребят не отправишь. И потом, что делать им зимой? Мы проводим соревнования в зале и на лыжной базе».

Школа бродячих романтиков
Фото предоставлено пресс-службой компании «Норильский никель»

Лыжам был посвящен еще один проект, который тоже стал победителем конкурса «Норникеля» в 2016 году — «Школа лыжных приключений». Примечательно, что руководитель проекта – не преподаватель станции, а ее ученица – 12-летняя Вероника Оробцова. Сумма гранта небольшая – всего 100 тыс. рублей, но это позволит детям и их педагогам почаще проводить походы выходного дня, во время которых можно будет оттачивать свое лыжное мастерство, увлекательно и интересно проводить свободное время.

С миру по нитке

«Музей бродячих романтиков» занимает небольшое помещение станции. На одной стене — панно с изображением гор и тайги и карта региона, на другой – фотографии местной природы, на третьей – экран для показа видеосюжетов, в дальнем углу комнаты – лодка, походная брезентовая палатка и стилизованный костер с настоящим котелком.

Школа бродячих романтиков
Фото предоставлено пресс-службой компании «Норильский никель»

«Здесь все сделано руками наших педагогов по туризму и краеведению. Так, палатку мы шили сами: восстанавливали по эскизам довоенных лет, — рассказывает Светлана. – Но палатка – не просто палатка, а интерактивная обучающая зона. Там стоят планшеты, туда можно зайти, сесть и поработать, в том числе с учебным материалом».

В создании музея принимали участие и преподаватели, и учащиеся — весь персонал станции.

Школа бродячих романтиков
Фото предоставлено СДЮТиЭ

«Экспонаты в основном из личных запасов преподавателей и родителей наших детей. Что-то приносили норильчане, делились своими коллекциями. Вот, котелочек висит. Это было целое дело: он был новым, блестящим, только что из магазина, но не очень-то подходил для музея. Мы многим предлагали поменяться: мы дадим вам новый, а вы нам – старый, повидавший разное. Ну никто не хотел отдавать свой старый котелок! Потом все же одного человека уговорили, — вспоминает Светлана и добавляет: — Надеемся, что будем пополнять нашу коллекцию».

В экспозиции есть не только старые лыжи, ледорубы и другое альпинистское и туристическое снаряжение, но и много фотографий, карт, документов, путевые отчеты и маршрутные книжки, плакаты, книги. В коллекции музея уже более тысячи единиц хранения.

Школа бродячих романтиков
Фото предоставлено СДЮТиЭ

«Мы ведем научно-исследовательскую деятельность по материалам музея, собираем информацию об организации первого в Норильске городского туристского клуба «Таймыр», о членах этого клуба, их первых спортивных походах и достижениях. Ищем контакты с теми членами клуба, которые уже не живут в Норильске, уехали на материк. Нам очень важны их рассказы и воспоминания о тех годах, а если у них остались фотографии, походный инвентарь и они готовы поделиться, это замечательно», — добавляет Светлана.

Школа бродячих романтиков
Фото предоставлено СДЮТиЭ

От теории к практике

 «Мы попытались сделать экспозицию так, как мы ее понимаем и видим. Здесь представлены виды туризма, которые у нас развиты: горный, пешеходный и водный туризм. Но музей используется не только как экспозиция, но и как интерактивная комната. Так, наши ребята учатся здесь работать с картами, и им это очень нравится, — делится Светлана Гальченко. — Вообще, очень многое зависит, конечно, от преподавателей. Но они молодцы. Они творчески подходят к своей работе, они очень толковые и преподносят ребятам материал в игровой форме, а так он лучше усваивается. Обучение через игру – замечательный метод».

«Им все нравится, потому что для многих это все в новинку. Раньше они думали, что многое, что здесь представлено, существует только в кино и в книгах. А тут они живьем могут увидеть и потрогать, например, ледорубы. А когда им рассказываешь, что, оказывается, есть несколько видов ледорубов и что они существуют с очень древних времен, они не верят, — подключается к разговору Николай Колтаков, бывший выпускник станции, а ныне – один из преподавателей. – Им не знакомы такие понятия, как туризм и альпинизм. Туризм – для них это прежде всего заграница, а что есть такой туризм, где люди бродят по тайге, по горам и тундре, живут в палатках, готовят на костре, для них в большинстве в диковинку. А слово «альпинист» у них вообще вызывает восторг».

Светлана Гальченко и Николай Колтаков
Фото: Слава Замыслов/АСИ

На станции принимают детей с семи лет, то есть с первого класса. «Самые сильные доживают до 11-го класса, а некоторые потом возвращаются к нам работать. Буквально сейчас четыре человека, которые у нас выпустились, где-то поработали и вернулись к нам. Потому что они здесь поймали свою волну, нашли свой коллектив и хотят продолжать заниматься своим любимым делом», — продолжает Николай.

Для начала первоклассников обучают теории: завязывать разные виды узлов, укладывать правильно рюкзак, разжигать костер.

Школа бродячих романтиков
Фото предоставлено СДЮТиЭ

В первый свой поход они отправляются без ночевки: утром ушли, вечером вернулись. Когда появляется небольшой опыт, дети идут в поход с одной ночевкой, потом — с двумя и так далее. Самый длительный поход был в позапрошлом году для 11-классников: 20 дней. В год обычно проходит три-четыре похода по семь-десять дней.

«Но главное в этом – навыки общения. Дети через походы и подготовку к ним социализируются, учатся объединяться в группы, помогать друг другу, просить другого человека ему помочь или самому оказать помощь. В походах дети очень меняются, — рассказывает Светлана Гальченко. — В процессе коллективной деятельности развиваются и коммуникативные способности. Вот у меня в одной группе были ребята, которые конфликтовали между собой. Они сходили в поход и стали друзьями. Потому что в походе они учатся тому, что без поддержки друг друга ничего не получится».

Что дальше?

«Музей бродячих романтиков» совсем молодой. Он открылся в октябре 2017 года, но уже включен в маршруты городских экскурсий. В ближайших планах – проводить здесь интересные творческие встречи, тематические вечера «у костра», вечера авторской песни.

«Традиция авторской песни сейчас понемногу уходит, хотя мы здесь это очень любим. Когда мы собираемся с коллегами, мы поем и хотим приобщить к этому наших ребят», — делится Светлана Гальченко.

Школа бродячих романтиков
Фото предоставлено пресс-службой компании «Норильский никель»

Полгода работы музея оказалось достаточным, чтобы понять, что помещения не хватает для тех функций, которые музей выполняет. И директор станции уже подумывает над тем, чтобы расшириться – на первых порах за счет кладовки, которая рядом.

«А еще очень хочется воплотить в жизнь и другие мечты наших ребят. Мы даже попытались подготовить проект веревочного парка. Проект назвали «Парк Путоранского туризма». Но он вышел очень дорогостоящим – чуть меньше 5 млн рублей — и нас не поддержали. Но мы не сдаемся и хотим немного переделать проект, удешевить его и снова подать», — заключает Светлана.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

«Таймыр. Маршрутами исторической памяти». Как краеведческий музей в Дудинке сохраняет память об одном из самых северных лагерей ГУЛАГа

Город Дудинка основали во второй половине XVII века. В начале 1930-х годов на Енисее начали строить Дудинский порт – в основном для нужд возводившегося в…