Предоставлена Ольгой Варпаховской

Почему подготовка ребенка к детскому саду может быть даже важнее, чем подготовка к школе? Колонка основательницы центра «Зеленая дверца».

Современная жизнь ставит перед нами часто новые более серьезные задачи. Еще вчера большинство из нас думали о том, что ребенка надо готовить к школе, ведь ее программы становятся более углубленными.

А о детском саде думали так: главное, чтобы места были; отдали – а там их научат всему: и из чашки пить, и на горшок ходить и занятия с ними будут проводить, а наше дело — вовремя привести в сад и вовремя забрать. Что нужно маленькому? Уход и присмотр.

У меня под окнами находится детский сад. И нет дня, чтобы по утрам не был слышен плач, от которого даже постороннему человеку становится не по себе. А каково родителям? Конечно, это плачут новенькие. Большинство из них поймут, привыкнут к тому, что расстаются с мамой не навсегда, что она вернется. Но не все привыкнут, даже термин такой есть – не садовский ребенок.

Постепенно приходит понимание, что воспитание и образование дошколят не менее, а даже более важное дело, чем школьное и вузовское. Именно в первые годы жизни закладываются те основы роста и развития детей, плоды которого сказываются на всех последующих этапах.

Это наша — родителей и специалистов — задача сделать так, чтобы вопрос адаптации к началу посещения детского сада перестал быть таким болезненным.

Конечно, нужно начать с того, что может сделать семья.  Обычно,  мама и папа хлопочут о том, чтобы найти хороший детсад, а малышу показывают  садик и рассказывают, что там ребятки весело играют, и ты тоже пойдешь играть с ними, и тебе будет весело.

А что думает ребенок, услышав, что его отдадут в сад? Кто-то из вас замечал, как вопросительно и с тревогой поднимает на маму глаза, стоящий рядом с ней сын или дочь: «Мама меня куда-то отдает? Да, здесь много игрушек и весело играют дети, но как без мамы? Почему она меня отдает? Я ей больше не нужен?»

Главная трудность — разделение ребенка и матери на достаточно продолжительное время. Но является ли эта трудность непреодолимой?

Если к двум годам ребенок имеет опыт конструктивного взаимодействия с другими детьми и взрослыми,  если он чувствует себя в эмоциональной безопасности в то время, когда мама не находится непосредственно с ним рядом, имеет представление о правилах в обществе, то адаптация к детскому саду пройдет у него быстро и безболезненно.

Что может помешать ребенку получить такой необходимый опыт? Прежде всего, желание родителей быть идеальными родителями. Быть неидеальными родителями – это быть нормальными людьми, которые совершают ошибки в силу отсутствия абсолютного знания и готовые исправлять их. Быть неидеальными родителями значит не испытывать постоянный эмоциональный дискомфорт от того, что у вас неидеальные дети.

Принять ребенка таким, какой он есть – это принять его во всех его индивидуальных особенностях, во всем разнообразии человеческой внешности, особенностях темперамента, склонностях, состоянии здоровья.

Наше несовершенство – главная движущая сила, ведущая нас вверх.

Ребенок, который уверен в том, что важен для родителей таким, какой он есть, легче сможет в детском саду найти свое место среди других детей.  Родители должны донести, что и другие люди – тоже не менее важные и уникальные. Доверие, которое ребенок приобретает в семье – основа его эмоциональной безопасности в общении с другими людьми.

Как ребенок узнает, что он важен? Он узнает об этом тогда, когда обнаружит, что его даже самые первые неуклюжие проявления замечаются взрослыми и преобразуются в слова, отражающие смысл происходящего с ним. Когда мать чутка к проявлениям ребенка и отвечает на них, тогда и начинает ребенок ощущать свою важность для взрослого. Так с первого же часа общения родителей с новорожденным происходит становление их отношений не только телесных, но и истинно человеческих – словесных.

Чтобы ребенок чувствовал себя значимым и рос в атмосфере эмоциональной безопасности, с первого дня его жизни мать, отец и ребенок выстраивают уверенные доверительные отношения. Это начало всех начал – рождение безопасных отношений человеческой привязанности. Не физической, а создающей душевную связь близких родных людей, прежде всего матери, отца и ребенка.

Стадия диады «мы», обеспечивающей становление надежной привязанности, закономерно переходит к не менее важной для развития стадии разделения этой диады к двум физически разобщенным, но объединенным родственными связями отдельностям: ребенку и взрослому. Эта стадия открывает новые возможности в развитии ребенка, когда  расширяется пространство самостоятельного активного познания, происходит постепенное разделение диады «мы». Успешное прохождение этой стадии развития ребенка является гарантом безопасного вхождения ребенка в пространство детского сада.

Пока мама в своем сознании продолжает быть слитой с ребенком  в единое «мы» — ребенок продолжает оставаться слитым с матерью. Если мама активно привязывает своего ребенка к себе, выполняет за него то, что малыш уже давно может делать сам (например, пить из чашки, есть ложкой и т.п.), то такому ребенку будет особенно тревожно  в детском саду. И в первую очередь он будет испытывать большие трудности в общении и с детьми, и со взрослыми.

Если общение малыша с миром ограничено общением только с мамой и узким кругом знакомых детей, то такой ребенок чаще всего будет испытывать недоверие, страх и даже агрессию, оказавшись в непривычной ситуации общения с другими детьми.

Очень важно помочь детям научиться взаимодействовать друг с другом без изначального ожидания агрессии, видеть в другом ребенке, идущем на контакт, позитивную мотивацию.

Даже когда другой ребенок забирает у вашего малыша игрушку, то часто достаточно спросить «агрессора»: «Ты хочешь поиграть с Васей, поэтому тебе важно взять Васину игрушку?  Вася понравился тебе? Но когда ты вырываешь у него игрушку – ему это не нравится. Ты предложи ему свою, может он захочет поменяться». А обращаясь к своему ребенку можно сказать: «Ты понравился этому мальчику, его зовут Петя. Он хочет с тобой играть, поменявшись игрушками. Ты согласен?»

Даже если ваш сын остается напуган и не спешит играть с Петей, он успокаивается, потому что случившаяся ситуация оказывается вовсе не такой враждебной, как казалась только что. Это в опыте взаимоотношений очень важно. В следующий раз ребенок будет такую ситуацию встречать спокойнее и скорее всего доброжелательный контакт новых друзей состоится.

Немалую роль в адаптации ребенка к детскому саду играет контакт родителей с воспитателями. Малышу важно знать, что, уходя из сада, мама доверяет его воспитателю на то время, пока ее не будет, оставаясь навсегда его единственной мамой, которая любит его всегда, даже когда он временно не видит ее.

***

Есть такое место в Москве, куда съезжаются родители с малышами от рождения до трех лет, чтобы не оставаться наедине со своими вопросами и тревогами, которых и у мам, и у пап, и даже у бабушек и дедушек, которые только-только встретили своих малышей, оказывается немало. Это место — «Зеленая дверца».

Двери «Зеленой дверцы» открыты для всех категорий семей: полных и неполных, с одним ребенком и многодетных, местных и мигрантов, с приемными детьми и с детьми с особенностями развития.

Именно для того чтобы в каждой конкретной семье сложилась необходимая обстановка для развития, и существует «Зеленая дверца», ее развивающее, познавательное пространство для детей и место общения и обобщения для взрослых — место, где дети и родители могут получить профессиональную помощь. Родители и опекуны здесь открывают для себя важность ранней социализации ребенка не только для того, чтобы он умел общаться, а, что не менее важно, для того чтобы оказать необходимую поддержку малышу в его нелегкой работе освоения речи и мышления, постижения окружающего мира и его социальных законов.

Об авторе: Ольга Варпаховская — возрастной физиолог, социальный педагог, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова. Основатель первого в России Московского центра ранней социализации «Зеленая дверца» по комплексной профилактической модели «Зеленого дома» Ф. Дольто, открытого 2 октября 1995 года и реализуемого РОО «Мы и наши дети». Автор ряда печатных работ по адаптации детей и подростков к образовательным учреждениям, ранней социализации, а также по творчеству Ф. Дольто и работе модели «Зеленого дома».

 

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ!

24 октября АСИ исполнилось 24 года.

Благодарим за сотрудничество и надеемся на вашу поддержку.

Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

В Москве состоится международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

Конференция, которая состоится 12-14 мая 2016 года, является ведущей в сфере дошкольного образования в России. Она направлена на обсуждение профессиональным международным научным сообществом актуальных вопросов дошкольного…

Пять важных инициатив российских учителей

Что придумали победители всероссийских конкурсов Рыбаков фонда, чтобы заинтересовать детей своим предметом, расширить границы их мира и сделать школьную жизнь интересной.