Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Как московская бумажная фабрика открыла двери для художников, помогает пристраивать бездомных животных и помогла местным жителям открыть музей.

За воротами заводских зданий в Переведеновском переулке — мини-городок с цветными домиками. Это Центр творческих индустрий «Фабрика» — арт-пространство, созданное для демонстрации и реализации культурных проектов. Оно занимает часть зданий фабрики технических бумаг «Октябрь».

Чтобы попасть на выставки «Фабрики», нужно просто открыть дверь выставочного зала — никаких касс и билетов здесь нет.

Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова считает, что современное искусство в России там и не достигло заслуженной популярности.

«Нам бы не хотелось ставить дополнительный барьер в виде цены за билет. Для нас это благотворительная деятельность: мы не ставим себе цели зарабатывать на искусстве».

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Место для работы

Сначала арт-пространство задумывалось именно как выставочная площадка — на момент его открытия в 2005 году в Москве не было таких центров современного искусства. Но со временем выставочных площадей в городе становилось все больше и ЦТИ углубился в лабораторные проекты: не только показывать результат работы художников, но и давать им место для творчества прямо на «Фабрике».

В советское время художникам предоставляли мастерские для работы, но теперь им все чаще приходится работать в платных съемных мастерских или в своей квартире — и ограничивать размеры своей работы. В пространстве «Фабрики» художникам создают атмосферу для работы.

«Это пространство не столько нацелено на показ уже готового продукта, сколько на создание его прямо здесь, в этих стенах», — добавила директор центра.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

«Фабрика» предоставляет мастерские по конкурсу. Такая поддержка предусмотрена для художников старше 35 лет. Ася Филиппова объясняет, что в России, как и в Европе, поддерживают в основном молодых художников.

«В 35 лет у них происходит тяжелый слом: художник внезапно понимает, что, если он к этому моменту не подписал контракт с галереей, не поставил себе жизненные «зачеты», то он оказывается на периферии внимания. Это психологически очень тяжело для них. Поэтому наша программа «Фабричные мастерские» нацелена именно на художников от 35 до 50, которые не успели к этому моменту достичь устойчивого статуса», — объясняет Ася Филиппова.

Войти в Басманный район

На одной из молодежных биеннале в «Фабрике» проходила выставка студентов РГГУ о Басманном районе. Для выставки они собрали много материала, вещи из прошлого, а затем — начали проводить экскурсии по городу. Во время таких экскурсий к ним присоединялись местные жители и рассказывали свои истории, передавали старые фотографии, документы, украшения интерьера.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Урбанист и ведущий мастер-класса на «Фабрике» Свят Мурунов предложил собрать эти материалы в экспозиции. Так команда начала проект «Войти и разрешить»: они налаживали связь с местными сообществами и открыли музей, посвященный истории района и его жителям.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ
Музей «Войти и разрешить» занимает стены коридора «Фабрики». Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Одной из первых частей экспозиции стала история Буденовского городка — конструктивистского поселка, построенного в Москве в 1920-е-30-е годы. Также команда проекта составила карту всего района с обозначением маршрутов для экскурсионных прогулок.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

«Нам очень хотелось, чтобы современное искусство для людей, живущих вокруг «Фабрики», стало чем-то интересным и нестрашным», — говорит Ася Филиппова.

По ее словам, коммуникация с местным сообществом налаживается очень трудно. В Европе есть специальная дисциплина «Медиация», которая помогает налаживать контакты и объяснять людям то, с чем они еще не сталкивались: «У нас это только-только нарождается — это действительно нелегкий процесс, особенно в России. Современное искусство здесь для всех чуждое, неинтересное, непонятное. И сломать этот лед сложно».

Следующие экскурсии будут проходить на молодежной биеннале в июне 2018 года. Время от времени и другие экскурсоводы, которые рассказывают о Басманном районе, включают музей на «Фабрике» в свои программы.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Бездомные животные на «Фабрике»

«Фабрика» — площадка для выставок не только художественных работ, но и бездомных животных. Здесь регулярно проходят мероприятия фонда «Дарящие надежду», на которых можно забрать питомца из приюта.

Поддержать такие выставки «Фабрике» предложила режиссер Олеся Буряченко, которая помогает фонду «Дарящие надежду».

«Гуманность, доброта, забота и сострадание — это всегда хорошо. А фонд «Дарящие надежду» занимается этим ответственно и профессионально, поэтому у нас сложилось сотрудничество», — добавила директор «Фабрики».

В центре также установили «добрый ящик», куда можно положить вещи для малообеспеченных семей, детей-сирот, бездомных людей. Ящик установлен по инициативе актеров Никиты Кукушкина и Анны Назаровой.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Ася Филиппова, директор ЦТИ «Фабрика»

Ася Филиппова
Фото предоставлено ЦТИ «Фабрика»

Я окончила экономический факультет МГУ и работала в инвестиционном фонде, который занимался приватизацией и инвестировал в российские промышленные предприятия — в частности, приобрел эту фабрику. Перед руководством встала задача наладить менеджмент на всех этих предприятиях. Тогда я получила MBA в области промышленного производства и мне предложили стать директором фабрики, на тот момент еще работающей как производство технических бумаг.

В то время открывались границы, мы начали конкурировать с продукцией из Китая, Кореи, Европы. Становилось все труднее жить по старинке, производить бумагу. Москва бурно развивалась: заниматься производством в Центральном округе стало сложно и по экологическим, и по логистическим причинам. Я стала директором фабрики в ноябре 2003 года, а к концу 2004-го поняла, что нужно менять ее структуру. Мы пересмотрели ассортимент производимых бумаг, у нас освободилась часть помещений и мы стали переводить их на производство культурного контента.

«Фабрика», как мне и хотелось, стала местом, где люди в первую очередь работают и придумывают что-то новое, интересное, чего нет в других местах. В этом и есть, на мой взгляд, наша уникальность.

Кристина Пестова, координатор арт-резиденции «Фабрики»

Кристина Пестова. Фото из личного архива

Первый раз я пришла на «Фабрику» незадолго до того, как устроилась сюда на работу. Мой друг помогал художнику Кишану Манро, работавшему в фабричной арт-резиденции, сделать выставочный проект и иногда советовался со мной, где в Москве найти ту или иную вещь для выставки. Во время резиденции Кишана я впервые увидела фабричные выставочные залы и саму резиденцию тоже.

К тому моменту  я уже успела поработать и в галерее, и в музее, и в центре современного искусства, однако прирасти душой к одному из этих мест у меня так и не вышло: каждая из этих площадок так или иначе реализовала коммерческие проекты, а мне было интересно заниматься другим.

В августе 2016 года я оказалась на интервью у Аси Филипповой и уже через неделю вышла на работу на «Фабрику». С тех пор я координатор арт-резиденции (программа «Художник в резиденции») и исполняю обязанности пиарщика.

Наверное самое важное на «Фабрике» – это то, что здесь каждый занимается по-настоящему любимым делом. Мне повезло, я работаю с зарубежными художниками, которые приезжают в Москву, чтобы сделать проект, провести исследование, сочинить что-нибудь. Мне нравится, что «Фабрика» – это больше исследовательская мастерская, чем выставочный зал.

Художники находят здесь поддержку, возможность выставить работы и найти своего зрителя. В то же время работа «Фабрики» не ограничивается выставками: мы создаем точку притяжения для всех, кому интересна современная культурная жизнь и кто хочет найти друзей и единомышленников.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Москвичей приглашают к участию в создании виртуального музея Басманного района столицы

Эколого-культурное объединение «Слобода» приступило к созданию онлайн-музея Басманного района. По задумке авторов проекта, весь район — это музей под открытым небом, в котором соединяются разные…

Первая в России карта сенсорной безопасности появилась в столичном Пушкинском музее

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина составлена карта сенсорной безопасности, которая показывает рекомендованные места для людей со сниженным порогом сенсорной чувствительности.