Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Интервью

История со вкусом

Как культуролог Наталья Никитина превратила Коломну в туристический центр и почему этот город стал ее любовью и страстью.

Фото: Слава Замыслов /АСИ

Интервью с Натальей Никитиной, генеральным директором Некоммерческого партнерства «Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей», – часть проекта Агентства социальной информации, Благотворительного фонда Владимира Потанина и «Группы STADA в России». «НКО-профи» — это цикл бесед с профессионалами некоммерческой сферы об их карьере в гражданском секторе. Материал кроссмедийный, выходит в партнерстве с порталом «Вакансии для хороших людей» и интернет-изданием «Афиша Daily«.

С 2008 года Наталья вместе со своей командой создает в Коломне «городок в табакерке» — место, где хочется жить. Для этого сделано многое: появилось несколько музеев, город стал центром туризма, причем не только для жителей московского региона, создано более 100 новых рабочих мест и восстановлен исторический бренд «Коломенская пастила».

Наталья, расскажите, с чего все началось? Как получилось, что вы стали заниматься возрождением исчезнувших вкусов? Как решили начать формировать творческий кластер в отдельно взятом месте и тем самым радикально изменить и бытовую жизнь там?

Наверное, все было предопределено образованием, которое мне дали мои родители и которое я потом сама достроила, поняв, чем же я хочу заниматься. Классика воспитания девочек в России, обычный девичий набор: музыка, танцы, рисование. Девочка-юрист или финансист — редкость для моего детства. Но все меняется. Недавно попалось на глаза  объявление: клуб » Умничка» курс «Ментальная математика» с трех лет и старше…

Я не училась в бизнес-школе Лондона. Первое мое образование – музыкальное. Я преподавала музыку, потом поступила в университет культуры на два факультета сразу – социальный менеджмент и связи с общественностью.

Ну, что такое социальный менеджмент? Не очень понятно. Архитектор или доктор, например, получает диплом и начинает практиковать: проектировать пространство, строить дома или лечить людей. А здесь расплывчатое облако, но и там можно найти себя.

Фото: Слава Замыслов/АСИ

И где вы себя нашли в этом облаке?

Моя жизнь так повернулась, что культура и наследие стали сферой моей профессиональной деятельности. Я всегда тяготела к этому – к классической музыке, истории, красивым вещам, музеям и театру.

Первый опыт работы с наследием был в усадьбе Кривякино в моем родном городе Воскресенске. Администрация города поручила мне заняться прекрасным историческим местом – уникальным парком, усадебным домом. У проекта была сверхзадача: однодневной акцией изменить позицию администрации, которая хотела было сделать из этой территории обыкновенный парк отдыха. Это уже культурная политика.

Это и есть, по-вашему, «культурная политика» —  когда затевается проект, чтобы изменить отношение к тому или иному месту, явлению и тем самым изменить и его судьбу?

Да, когда действие направлено на то, чтобы через образы, символы, знаки менять отношение к обычным, устоявшимся вещам. И с практическими последствиями, конечно.

Что такое «культурная политика» может пояснить следующий образ. Представим себе равносторонний треугольник и разделим его на три уровня, как слоеный пирог. Нижняя длинная часть треугольника – это те культурные предложения, которые есть в нашей жизни – театры, кинозалы, музеи, галереи. Это продукты, которые мы потребляем в свой досуг. Более узкий средний уровень – уровень культурного планирования. Этим занимается управление культуры, люди, которые призваны проектировать культурные события, а самая маленькая, самая острая верхняя часть – зона культурной политики, проектирования чего-то нового. Слово «проект» означает «брошенный вперед». Это какие-то новые, прорывные вещи…

Фото: Слава Замыслов/АСИ

Тогда, в Кривякино, в итоге получилось изменить отношение к наследию?

Чтобы эту акцию осуществить, мне понадобилось много времени. В какой-то момент я поняла, что мне нужно учиться. Судьба меня свела с Николаем Никишиным, который преподавал в Шанинке (Московская высшая школа социальных и экономических наук. – Прим. ред.).  Тогда он мне сказал: «Сходи в Шанинку, поучись. Там тебе так мозги проветрят, что ты лучше меня будешь знать, что тебе с этой усадьбой делать».

Заинтриговал меня. Я проучилась там два года. Усадебный проект » Парк на один день», на мое счастье, получился удачным. По сути, это была моя выпускная работа. Не обошлось и без «орденов и медалей». От фонда Владимира Потанина была музейная стажировка в Великобританию как награда за лучший реализованный проект конкурса. Диплом Европейской ассоциации наследия The Best in Heritage — проект был признан «инновационным и вдохновляющим». Ассоциация на этот конкурс принимает проекты «с выдержкой» — их результаты рассматриваются спустя три года после реализации…

Однодневная акция, на которой были министры, руководство города, губернатор, развернула судьбу усадьбы.

За один день памятник переместился вверх в огромном списке объектов РФ, нуждающихся  в реставрации. Это федеральный памятник, и сейчас он стоит отреставрированный, крепко стоит.  Еще один эффект – руководители города отказались от обычного ЦПКиО на месте усадьбы и пришли к тому, что ландшафт тоже надо рассматривать как памятник. Кроме того, в местных школах стали изучать творчество писателя Ивана Лажечникова. Он родился в Коломне, а здесь, в усадьбе Кривякино, была летняя дача его семьи.

Реконструкция исторического флигеля усадьбы купцов Сурановых в Коломне, где сейчас располагается Музей пастилы. Фото: Слава Замыслов/АСИ

В чем была суть этой акции?

Художником проекта был Николай Полисский, повезло в очередной раз. Пошли от исторической правды. В автобиографическом произведении «Немного лет назад» Иван Лажечников написал о том, как был устроен парк. Это большая удача, литературный документ, если хотите. Нам осталось только материализовать его воспоминания. А так как это был городской праздник, мы позволили себе добавить усадебные увеселения на XIX век: собачьи бега, духовой оркестр, фейерверки — вертушки.

Объекты старого парка (паромец, придеревные скамьи, главный дом, крытую дорогу)  собрали в легкие полупрозрачные конструкции из натурального материала, как зарисовки карандашом. Они были наложены на естественный парковый ландшафт. И всем кто пришел стало очевидно, как эта территория может жить своей историей. Нерв проекта был заложен в его названии «Парк на один день», к вечеру Николай начал все разбирать и увез в Николо-Ленивец.

Почему решили ничего не оставлять?

Оставлять смысла не было – не было управляющей компании, парк не закрывался – кто бы это все поддерживал? Задача была решена: проект изменил отношение к территории, иначе люди стали на нее смотреть. А до этого в районе железнодорожной станции никто даже не мог сказать, как проехать в Кривякино…

Это было в 2006 году. И так мы дальше и пошли по жизни вместе с Иваном Лажечниковым. И коломенскую пастилу тоже он нам подарил…

Фото: Слава Замыслов/АСИ

Как это случилось?

Идею проекта «Ледяной дом» мы не раз обсуждали с научным руководителем проекта, филологом Владимиром Александровичем Викторовичем. Одноименный роман, конечно, перечитывали, где и нашли описание коломенской пастильницы. Подробно описав колоритную особу  – необыкновенный лик, нарумяненные щеки, брови, сарафан, вязанные  чулочки… в конце добавил — рекомендую вам мою землячку – коломенскую пастильницу.

Вот оно! Коломенскую!!! Нашу значит…

Мы крепко задумались. Надо, надо делать и кокошник, и сарафан, и пастилу коломенскую…

Магазин в Музее пастилы. Фото: Слава Замыслов/АСИ

Какая идея была сначала: создать музей или возродить производство? 

Началось все с продукта.

Сами делать не собирались. В радиусе 100 километров объехали несколько кондитерских производств. Никто не взялся. Нет ТУ, нет упаковки, нет отработанной технологии…  На кондитерской фабрике в Озерах одна из технологов нас искренне пожалела. «Девочки, дорогие, ну что же так убиваться… Возьмите наш зефир, положите в свою коробочку, и сердце успокоится… Вам же на один день». Это теперь я понимаю — что и хорошо, что никто не взялся…  Хорошо, что нас никто не разбаловал, что нам не оставили шансов размещать заказы на исторические продукты где либо. Потому что это особая фактура. Это поиск, испытания, неудачи…

У стандартного пищевого производства нет на это ни времени, ни ресурса. Эта работа требует любви, страсти, терпения, авантюризма, рисков и большого труда… Пищевым производствам, в нашем обычном понимании, это не под силу, это просто не их задача. С течением времени это позволило отработать свою технологию, свою устойчивую трехчастную модель: первое — исследование и архивные изыскания вокруг локального бренда, второе — создание музея и третье — свое, не на аутсорсинге, производство с возвращением исторических технологий.

Только при своем производстве можно отвечать за качество. Свое производство — это еще и своего рода лаборатория. Мы все время находимся в создании «старого — нового» продукта.

На производстве. Фото: Слава Замыслов/АСИ

А когда решили делать музей?

Когда поняли, что пастила нужна и интересна людям. Написали грантовую заявку в фонд В. Потанина на конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». Получили поддержку и ровно через год — 24 января 2009 года  — открыли музей. Здание нам дал в аренду город, мы его отреставрировали и начали работать.

И наша жизнь самым волшебным образом начала меняться и наполняться новыми смыслами. Этот один маленький и сладкий кусочек пастилы начал притягивать к нам интересных и творческих людей, так называемый креативный класс: художников, режиссеров, артистов, литераторов и историков.

Фото: Слава Замыслов/АСИ

Мы начали издавать свой журнал, делать театральные программы, видеоролики и небольшие художественные и мультипликационные фильмы, шить для своих сотрудников исторические костюмы по старым кроильным книгам, писать научные статьи и собирать собственный архив.

В одном из публичных выступлений вы говорили, что в ноль удалось выйти через год. Когда первый музей был открыт, было уже семь сортов пастилы. Сколько сейчас?

Сейчас больше 30. Важно отметить, что эти вкусы — не фантазии наших кондитеров. Все они — точная реконструкция рецептов, собранных в национальной библиотеке имени Ленина. Существует отдельная коллекция, специально разработанная упаковка, которая так и называется «Музейная коллекция. Исторические рецепты». Это рецепты и XVII, XIX и начала XX веков. Они все очень разные — простые и понятные вкусы и те, которые удивляют, просто заставляют вскинуть бровь. Очень трудоемкие в производстве и несложные, с которыми справится любой поваренок. Вся коллекция — это нематериальное наследие Коломны, то, что нужно сохранить для наших детей.

Фото: Слава Замыслов/АСИ

Сколько музеев действует сейчас? Какова туристическая посещаемость?

В музейное объединение «Коломенский посад» входит четыре музея, литературное кафе «Лажечников», арт-резиденция и три небольших производства. По данным Министерства культуры Московской области, Коломну посещают 1 млн 200 тыс. человек в год. Наши объекты – около 120 тыс. человек.

Скажите, как строится ваш рабочий день?

Нет никакого жесткого регламента или расписания. Один день не похож на другой. Наверное, потому, что это не работа от звонка до звонка, а это моя жизнь. Текущие офисные вопросы — счета, документы, встречи; производственные вопросы — от новых вкусов в коллекции до простого ремонта, музейная работа — будь то смена экспозиции или новая программа или последние найденные уникальности из архива.

Фото: Слава Замыслов/АСИ

Все перечисленное — внутри музейного объединения. А есть еще внешний мир — конференции, круглые столы, немного читаю в Сколково по программе «Моногорода», встречи с журналистами, записи  на радио или телевидении.

Я стремительно живу, очень концентрированно. Бывают такие дни, что вечером мне кажется, что утренние дела были не сегодня.

Иногда я сама думаю: как все успеть? При этом себя не расплескать и КПД не потерять. Ответ простой — творчество. Оно присутствует во всех рабочих процессах. Оно как наркотик, как буфер, как лекарство. Дает силы и толкает вперед. Ну вот свежий пример. Приезжал ваш фотограф, прожил со мной полдня, занимался репортажной съемкой. Если бы это было формально, только потому, что надо — все бы закончилось за 15 минут, и он бы устал и я бы торопилась все побыстрее закончить. Так нет. Мы обсуждали свет, задники, центр кадра, портретную съемку и еще много чего. Расстались почти друзьями и я уверена, он приедет в Коломну еще не раз))).

Что в вашей работе больше всего нравится?

Делать новое. Будь то новая программа музея, или новый дизайн макета упаковки, или проектирование нового объекта на Посаде. Особое удовольствие, когда получается очень по-своему, красиво во всех смыслах и как ни у кого.

В этом и есть сила. Сила творчества.

Фото: Слава Замыслов/АСИ

Большая команда у вас?

Около 100 человек. Это очень разные люди — от искусствоведов до простых рабочих, продвинутая молодежь и люди с ограниченными возможностями здоровья.

Формально они все сотрудники АНО «Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад»?

Не только. У нас несколько организаций, с разными юридическими формами. Непосредственно производством продукции занимается ООО «Коломенский посад».

А так называемый «ближний круг» — люди, с которыми вы вместе что-то придумываете, обсуждаете, их много? 

Это всего несколько человек — и однокашники из Шанинки, с которыми мы на одной волне, и люди, с которыми мы уже много лет вместе и запустили не один проект. Если без фамилий — это арт-менеджер, историк, архитектор — реставратор, музейный работник, искусствовед, дизайнер, культуролог, экономист.

Встреча сотрудников за обедом в «Калачной». В неформальной обстановке обсуждаются насущные вопросы. Фото: Слава Замыслов/АСИ

Как бы вы назвали способ управления, который есть у вас?

В современной корпоративный культуре появился новый тренд — нравственный лидер. Компании, которые жили по законам 90-х, прикладывают огромные усилия, чтобы «переписать » корпоративную историю, изменить имидж руководителя. Что это для меня – «нравственный руководитель»? Бережно к людям и честно по отношению к делу. Скорее всего, этому стилю управления уже есть современное определение, не буду его изобретать))).  На следующей неделе для нашей большой команды запланирован корпоративный тренинг «Дизайн мышления «. Возможно, там и получим ответ на ваш вопрос.

Как вы отбираете новых людей?

Мой подход к отбору персонала сложился, если хотите, был подсмотрен во время одной из профессиональных музейных стажировок в Великобритании. Первые два года претендент на официальную должность в музеях Великобритании работает волонтером.

Неужели вы два года ждете?

Нет, конечно. Пару недель мы присматриваемся друг к другу. Причем я никому не диктую, когда приходить и сколько времени проводить у нас.  За новым человеком наблюдает управляющий музея, как бы курирует его. Мы советуем прийти в субботу, когда пик и очень много посетителей, и в понедельник, когда их меньше, и мы можем заниматься тем, что наклеиваем этикетки на пакеты или еще что-то такое. Через какое то время становится понятно, прежде всего для него самого, готов ли он работать в субботу, когда некогда попить воды и потом, в понедельник, делать то, что не прописано в должностной инструкции.

Просто на собеседовании этого не разглядишь. Мы сразу погружаем в процесс, смотрим в деле. Бывают  такие соискатели, которые  не возвращаются,  понимая, видимо, что это работа не для них.

Фото: Слава Замыслов/АСИ

Что бы вы посоветовали тем, кто хотел бы повторить ваш опыт? Что нужно знать, чтобы открыть производство по воссозданным рецептам?

Несколько лет назад в одной из гастрономических школ Англии мы брали однодневный образовательный курс по производству сидра. В конце дня я спросила у учителя-сидродела, а что он подразумевает под понятием «авторское производство». Мастер ответил, не задумываясь.

Первое — глубочайшее знание предмета, профессиональный подход. Глубокие знания о продукте, который ты производишь. Формула почвы, на которой растут деревья, дающие плоды, технология производства, исторические сорта.

И второе — любовь и страсть. Сделать что-то очень качественно. И сделать это для людей.

Если мы эти два пункта перенесем на любую сферу деятельности нашей жизни, то все мы будем счастливо и благополучно жить… как вы считаете?

Фото: Слава Замыслов/АСИ
В «Калачной». Фото: Слава Замыслов/АСИ

Почему именно Коломна и то, что вы здесь делаете, стало вашей любовью и страстью?

Я всегда мечтала жить в красивом месте. Коломенский посад прекрасен. Это была  одна из мотиваций приехать сюда и пустить корни.

Здесь все соразмерно человеку. Река, храмы, прекрасные виды. Все дышит историей. Коломна научилась жить с наследием. Это и есть наша любовь и страсть.

На завтрак не французский круассан (хотя я их тоже очень люблю), а коломенский калач. По воскресеньям — неспешное чтение вслух. Послеобеденный чай — самовар на углях. Вечером — немое кино с тапером. Совместный корпоративный обед — томленая каша в горшке из печи. Мы строим свой особый мир, такой «городок в табакерке», где хочется жить.

Томатный постный суп, приготовленный в печи, с «хлебной шапкой». Фото: Слава Замыслов/АСИ

***

«НКО-Профи» — проект Агентства социальной информации, Благотворительного фонда Владимира Потанина и «Группы STADA в России». Информационные партнеры: журнал «Русский репортер», платформа Les.Media, портал «Афиша Daily», онлайн-журнал Psychologies, портал «Вакансии для хороших людей», портал AlphaOmega.Video.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике