Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Как «культурный заповедник» для «своих» превратился в просветительскую площадку для всего города — в спецпроекте АСИ.

Город в городе

Долгое время дворец культуры ЗИЛ, которому в 2017 году исполнилось 80 лет, принадлежал одноименному автомобильному заводу. Огромное здание почти в центре Москвы было известно лишь сотрудникам предприятия и местным жителям.

«В 2012 году мы застали здесь «ДК-заповедник». Есть музей-заповедник, где намеренно сохраняют то, что должны увидеть будущие поколения. Здесь получилось ненамеренно. ДК не входил в систему государственных учреждений. Это была закрытая агломерация, город в городе, со своими правилами и уставом», — рассказала АСИ директор Культурного центра ЗИЛ Елена Мельвиль.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ
Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Реформы

Все в ЗИЛе говорило о прошлом — и интерьер, и типы деятельности. Шесть лет назад началось обновление центра — отсюда вывезли 400 тонн мусора, включая старые занавески и испорченную мебель, сделали ремонт, завезли компьютерную технику (в то время компьютером пользовалась только бухгалтерия) и приступили к программным изменениям.

Ни одна творческая студия от этих изменений не пострадала. Руководство дополнило традиционные направления (хореографию, изобразительное искусство, народный хор, фольклор) новыми — арт, спорт, наука, интеллектуальный досуг, раннее развитие и др. В центре стало больше творческих коллективов — сейчас здесь работают от 40 до 60 групп, в которых занимаются свыше 2000 человек. На сценических площадках центра показывают современные театральные и танцевальные постановки.

Фото предоставлено Культурным центром ЗИЛ

Подростки в ЗИЛе

До 2012 года деятельность дворца культуры в основном была интересна детям и пожилым людям. Однако руководство культурного центра решило обратиться к аудитории, которой школа и родители иногда уделяют недостаточно внимания, — подросткам.

«Завтра эта аудитория будет работать, и ее нужно готовить к будущему уже сейчас. Все считают, что они уже выросли, но они еще дети. Очень важно было зацепить их интерес, чтобы они не проводили время у компьютера или в плохой компании», — считает директор культурного центра.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

В ЗИЛе для подростков работают творческие и профориентирующие программы: занятия по анимации, кино, работе со звуком и другим направлениям деятельности. Участники посещают мастер-классы, лекции и создают свои проекты. В 2015 году в центре также открылась бесплатная Лаборатория полезного действия.

Два раза в год (весной и осенью) для работе в Лаборатории отбирается около 20 человек 12-17 лет. В свободное от учебы время они ходят на занятия по интересам и придумывают проекты, помогающие развивать городское пространство, социальную ответственность жителей, учатся решать социальные проблемы. Это могут быть культурные, экологические, архитектурные и другие проекты. Следующая Лаборатория стартует осенью 2018 года.

Кроме того, в Культурном центре ЗИЛ свои научные лаборатории открыл Политехнический музей. Дети и подростки занимаются здесь химией, биологией, математикой, автодизайном, робототехникой. Сюда съезжаются школьники со всего города.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Открытое образование

В Культурном центре ЗИЛ ежедневно проходят открытые бесплатные лекции по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, посвященные науке, современным городским практикам, культуре, современному искусству. Лекции проводят в том числе молодые ученые из Высшей школы экономики, РАНХиГС, Московской высшей школы социальных и экономических наук. Это дает им возможность практиковаться в преподавании.

Они следуют и за современными трендами — здесь читают лекции по цифровым технологиям и криптовалютам, генетике и проблемам старения. Расписание лекций доступно здесь.

Помимо открытых лекций, в ЗИЛе решили возобновить вечернюю школу для взрослых — знакомый с советских времен формат обучения.

«Многие пожилые люди теряют социальный авторитет в семье, потому что не понимают цифровые технологии, не умеют работать на компьютере и в социальных сетях, забыли школьную программу и не могут помочь сделать уроки», — объясняет Елена Мельвиль.

В программу вечерней школы входят основные школьные предметы — математика, геометрия, химия, физика, биология, русский язык, литература, география. Каждому из них отведено десять занятий. Занятия не похожи на обычные школьные уроки, это скорее факультативные интенсивы. В основном их ведут аспиранты МГУ, МГТУ имени Баумана и других вузов. В вечернюю школу ходят более 80 человек.

Для пожилых людей в ЗИЛе также открыты бесплатные курсы цифровой грамотности. Обучение ежегодно проходят более 60 человек. На курсах осваивают компьютер, интернет и соцсети, есть и более продвинутые занятия по программированию сайтов.

Курсы цифровой грамотности. Фото предоставлено Культурным центром ЗИЛ

«Мы воспринимаем бесплатные программы не как социальную нагрузку, а как маркетинговый инструмент, — объясняет Елена Мельвиль. — Как только человек начинает ходить сюда бесплатно и считать это место полезным, интересным и важным, он приводит своих знакомых, близких. Таким образом мы привлекаем сюда людей и наши платные программы также становятся востребованными».

Подиум зрелой красоты

В 2014 году на площадке культурного центра и впервые в России прошел «Подиум зрелой красоты» — модный показ с участием непрофессиональных моделей 50+. Теперь его организуют ежегодно, не только в Москве, но и Санкт-Петербурге. Автор идеи — Анастасия Лазибная — получила поддержку благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

За несколько лет проект раскрутился — теперь свою одежду на конкурсе представляют и региональные дизайнеры, а на подиум вместе с женщинами выходят мужчины. Дизайнеры предоставляют одежду бесплатно, событие помогают организовать спонсоры.

Подиум зрелой красоты-2017. Фото: Дарья Самсонова / Ресурсный центр НКО Москвы

Проект «Подиум зрелой красоты» появился в ЗИЛе благодаря победе в конкурсе «Арт-резиденция». В нем могут участвовать непрофессиональные творческие коллективы, хореографы, художники, режиссеры, городские активисты. Они предлагают проект, который можно реализовать на площадке культурного центра, а в случае победы получают финансовую поддержку и площадку центра для осуществления своего замысла.

«Для нас принцип открытости не только в том, чтобы посетитель мог потребить услугу, а в том, чтобы он мог ее предложить, создать. Это и привлекает сюда людей. Кому-то хочется получить не только доступ к культурным благам, но и реализовать свое право на участие в культурной жизни и творческую самореализацию», — рассказала Елена Мельвиль.

Места для работы и отдыха

В ЗИЛ можно приходить не только на лекции, показы и занятия, но и для самостоятельной работы. Провести время можно в зонах коворкинга — здесь работает бесплатный Wi-Fi, есть розетки, кулеры с водой и стеллажи для буккроссинга, — или в библиотеке.

Во взрослой библиотеке собрано около 60 тыс. изданий современной литературы. Ее фонд пополняется в том числе за счет книжного магазина, который культурный центр открыл как свое структурное подразделение, — прибыль магазина идет на покупку новых книг. Кроме того, книжный магазин частично покрывает расходы на бесплатные лекции и мастер-классы в библиотеке. Книжные новинки библиотеке ЗИЛа дарят и издательства.

«Нам не финансируют библиотечную услугу — библиотека здесь только потому, что мы этого хотим», — отметила директор центра.

Взрослая библиотека. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Здесь же проходят лекции, семинары, концерты. Специальные «бэби-концерты» организуют в детской библиотеке ЗИЛа. Дети каждую неделю слушают классическую и народную музыку в живом исполнении. Кроме того, музыканты рассказывают им о произведениях и авторах. В детской библиотеке действует продленка — родители могут оставить здесь ребенка на время лекции или занятия.

Детская библиотека. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

НКО в ЗИЛе

Площадку Культурного центра ЗИЛ полюбили и некоммерческие организации. Среди них те, кто помогает людям с инвалидностью, многодетным семьям, занимается социальным обслуживанием, культурными проектами. Они получают от центра бесплатные билеты на концерты, спектакли, елки, фестивали, могут провести свое событие на площадке ЗИЛа.

«Мы никому не даем деньги, но можем дать бесплатную услугу и возможность провести мероприятие. Даже если проводим коммерческие события, например «Фабрику мультфильмов», детские дома и инвалиды могут посетить мастер-классы и посмотреть мультфильмы бесплатно», — добавила директор центра.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Свои занятия здесь проводит Центр творческих проектов «Инклюзион», который ставит спектакли с участием людей с инвалидностью. В ЗИЛе работает и кружок «Душевное творчество» — арт-терапия для молодых людей с ментальными расстройствами.

«В центре царит свобода творчества и самовыражения. А люди, которые ценят свободу, как правило, социально ответственные. Именно они, чувствуя здесь глоток воздуха, предлагают социальные проекты, которые могут быть интересны другим», — добавила Елена Мельвиль.

В разное время в ЗИЛе также ставили спектакль о пожилых людях, собирали литературу для детей-сирот, проводили день в поддержку людей с инвалидностью, благотворительную акцию детского хосписа «Дом с маяком». Кроме того, здесь размещен Добрый ящик для сбора одежды, обуви, игр для нуждающихся семей, установлен контейнер для сбора ненужной одежды на переработку от благотворительного магазина Charity Shop.

Елена Мельвиль, директор Культурного центра ЗИЛ:

Елена Мельвиль. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

— По первому образованию я инженер-металлург. Второе образование получила в области экономики и управления. Я работала в международной благотворительной организации, занималась культурными проектами и культурным обменом, поэтому очень хорошо знала некоммерческий и благотворительный сектор. Когда фонд был расформирован, мы создали свой фонд «Институт культурной политики», который занимался в большей степени просветительской деятельностью в культуре, проектированием, помощью по фандрайзингу. Затем зарегистрировали Агентство творческой индустрии для консалтинга в сфере культуры. Попутно я преподавала и до сих пор преподаю правовые и экономические модели деятельности в культуре в Шанинке, РАНХиГСе и других вузах.

В 2012 году Сергей Капков, в то время руководитель Департамента культуры Москвы, предложил попробовать реализовать предложения, которые мы с коллегами давали в качестве привлеченных экспертов, в Культурном центре ЗИЛ. Так мы попали в государственный сектор, в котором никогда не работали.

Помню, еще студенткой я пыталась устроиться в «Макдоналдс», который только открылся на Тверской, там было требование — без опыта работы в советском общепите. Мне кажется, это работает и здесь. В государственное учреждение нужно приходить без опыта работы в этом секторе. Так ты видишь его другими глазами и можешь предложить много нового и интересного, использовать инструменты, которые здесь обычно не применялись.

В нашей ментальности сложилось такое представление об идеальном культурном учреждении: есть всё, всё бесплатно и для всех. Это нереально. Идеальная реальная модель культурного центра — это четкий баланс (он у каждого свой) между платностью и бесплатностью, социальным и коммерческим, направлениями деятельности. Одни удовлетворяют духовные запросы аудитории, которая ориентирована на «вчера», другие — тех, кто смотрит в будущее, которые про «вчера» ничего не хотят знать. Как правило, это молодое поколение. Найти такой баланс — вот что важно.

Софья Горизонтова, заведующий лекторием, руководитель детской и взрослой библиотек:

Софья Горизонтова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

— Я закончила университет по специальности «Социокультурное проектирование» и пошла работать в районный ДК. После первого же месяца работы поняла, что не хочу этим заниматься, потому что деятельность районного клуба не соответствовала моим представлениям о работе культурного учреждения. Тем не менее благодаря ДК я попала в ЗИЛ (как-то нас отправили на методический семинар) и влюбилась в это пространство. Нашла открытую вакансию, подала резюме, и меня взяли.

Мне нравится в ЗИЛе его открытость, доступность, понятность, — конструктивисты так проектировали свое здание, чтобы пространство само подсказывало, куда двигаться. Огромные панорамные окна, много света — здесь чувствуешь себя легко и свободно. При этом нет давящего чувства, что ты маленький человечек.

Моя страсть — популяризация науки, это одно из основных направлений лектория. До того, как я пошла учиться на культуролога, хотела поступать на медицинский факультет. Здесь я воплощаю свою мечту.

Идеальный культурный центр в моем понимании — это современное в плане своей концепции пространство, которое чувствует дух времени, предлагает качественный и актуальный интеллектуальный «продукт» и дает человеку возможность реализовать себя. Мы всегда открыты для предложений и работаем с молодыми лекторами, которые впервые пробуют себя в такой роли. Например, осенью проходил конкурс проектов для молодых лекторов «Пожалуйста, говорите», лучшие из них реализуются на нашей площадке в течение текущего года.

 

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ!

24 октября АСИ исполнилось 24 года.

Благодарим за сотрудничество и надеемся на вашу поддержку.

Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Ритм места, ритм событий, ритм развития: в Норильске прошел форум социальных технологий

31 марта в Норильске в четвертый раз прошел Форум социальных технологий «Город — это мы!», организованный по инициативе компании «Норильский никель» при поддержке администрации Норильска…