Фото из архива Аксаны Ковалевой-Мусси

1 марта — Всемирный день музыкальной терапии. Аксана Ковалева-Мусси рассказывает, что это, кому помогает и где готовят музыкальных терапевтов.

Многие сегодня слышали или читали о том, как музыка влияет на человека. Когда на вопрос «чем вы занимаетесь?» я отвечаю «я — музыкальный терапевт», я все чаще слышу не «а что это?», а «как здорово». И люди начинают рассказывать о том, как музыка или музыкальный терапевт помогли им или их знакомым.

Что же такое музыкальная терапия?

На сайте Всемирной федерации музыкальной терапии есть определение: «Музыкальная терапия – это профессиональное использование музыки и ее элементов в медицинских, образовательных и повседневных условиях для воздействия на отдельных людей, группы, семьи или сообщества, которые стремятся повысить качество своей жизни и улучшить свое физическое, общественное, коммуникативное, эмоциональное, умственное и душевное здоровье и благополучие».

Музыкальные терапевты сегодня работают в больницах, поликлиниках и реабилитационных центрах, детских садах и школах, в организациях по обслуживанию людей с особыми нуждами, центрах социальной зашиты и адаптации, центрах психического здоровья и психиатрических больницах, в хосписах и домах престарелых, исправительных учреждениях и в программах помощи при алкогольной и наркозависимости.

Среди целей — развитие и поддержка социальных, коммуникативных, умственных навыков, повышение уверенности в себе, самовыражение, эмоциональное развитие, работа над мелкой и крупной моторикой, концентрацией внимания, памятью.

Музыкальные терапевты помогают улучшить качество жизни, обеспечить релаксацию или, наоборот, повысить активность, а также пережить утрату.

С кем работают музыкальные терапевты

Музыке «все возрасты покорны». Среди клиентов музыкальных терапевтов можно найти детей, подростков, взрослых с нарушениями психического здоровья, особенностями развития, трудностями обучения и физической недееспособностью, болезнью Альцгеймера и другими возрастными заболеваниями, наркотической зависимостью и алкоголизмом, черепно-мозговыми травмами, острыми и хроническими болями; а также матерей до, во время и после родов.

Фото из архива Аксаны Ковалевой-Мусси

В моей личной практике были беременные подростки, дети и подростки с аутизмом, дефицитом внимания, синдромом Дауна, различными особенностями развития речи, моторики, когнитивных навыков. Я работала в онкологическом, паллиативном, и педиатрическом отделениях больниц, в домах престарелых, а также с людьми, переживающими тревожные состояния или психологические травмы.

История

О применении музыки в больницах написано еще в средние века (на Ближнем Востоке музыка была обязательным компонентом лечения уже в начале второго тысячелетия). Музыкальная терапия как дисциплина зародилась в Америке в начале ХХ века, когда музыканты (профессиональные и любители) стали работать в госпиталях с ветеранами Первой, а затем и Второй мировых войн. Первая университетская программа обучения была открыта в университете штата Мичиган в 1944 году, а в 1950-м была сформирована  Национальная ассоциация музыкальной терапии, со своей конституцией, стандартами университетского образования и клинической практики, исследовательской работой, научными журналами, а позднее, в 1985 году, и с сертификацией. В странах Европы развитие дисциплины началось немного позже, с 1950-1960-х годах.

Где готовят музыкальных терапевтов

Сегодня университетские программы существуют во многих странах мира: в Южной и Северной Америке (Канада, США, Аргентина, Бразилия), ЮАР, Австралии, Японии, Таиланде, Индии, во многих странах Западной и Восточной Европы. Более сотни университетов мира предлагают обучение по этой специальности, только в США их свыше 70. Музтерапевты получают степени бакалавров, магистров и докторов наук. Еще больше музтерапевтов работают в странах, где еще нет университетских программ (Ближний и Дальний Восток, Восточная Европа, страны Южной Америки). Как правило, это специалисты, получившие образование в других странах. Список дисциплин варьируется в зависимости от страны и университета, туда входят психология и патопсихология, психология музыки, музыкальный блок (игра на нескольких инструментах, вокал, теория и история музыки), основы клинической практики, анатомия/физиология, знание различных состояний и заболеваний. В Канаде и США требуется прохождение интернатуры (1 тыс. часов) в дополнение к практике, что в совокупности дает 1200 часов. Больше информации можно получить, посмотрев запись доклада 2015 года.

На территории России и пост-советского пространства музыкальные терапевты пока не получают университетского образования, как за границей. Они вынуждены искать курсы (чаще краткосрочные) и штудировать книги, интернет-поисковики. Легче тем, кто владеет английским — на этом языке масса исследований, книг, онлайн-курсов.

В помощь музыкальным терапевтам создан портал «Музтерапевт.ру» — платформа для развития школ и практик в России. Основатели и волонтеры этого проекта — организаторы первой в России конференции по терапевтическому использованию музыки. Конференция проводится  в Москве в мае, начиная c 2015 года.

От редакции:

На сайте «Музтерапевт.ру» есть тест. Пройдя его, можно узнать, есть ли в человеческом мозге, в отличие от мозга животных, особый участок, отвечающий за восприятие музыки, помогает ли музыкальная терапия сократить пребывание недоношенного младенца в отделении неонатальной интенсивной терапии и другие интересные факты.

***

Аксана Ковалева-Мусси — неврологический музыкальный терапевт, магистр музыкальной терапии (МТ), член Американской и Канадской ассоциаций МТ, специалист по мировым стандартам начального образования музыкальных терапевтов. В проекте «Музтерапевт.ру» — эксперт качества предлагаемых материалов и спикеров на мероприятиях.

«Музтерапевт.ру» — некоммерческий образовательный проект, направленный на развитие академической (доказательной) музыкальной терапии в России. Это открытый информационный ресурс и площадка для профессионального общения практикующих музыкальных терапевтов и других специалистов, использующих музыку как средство терапии, медицинских работников, психологов, работников сферы социальной защиты населения, музыкантов-волонтеров, потенциальных клиентов (пациентов) и заинтересованных организаций и частных лиц.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем