Фото: Flickr.com/ Georgia Physicians

В России с 1 января 2018 года вступает в силу закон о телемедицине. Кто может воспользоваться удаленной консультацией и все ли российские медики готовы общаться с пациентом на расстоянии, выяснял корреспондент АСИ.

Теперь врачи официально смогут консультировать больных c помощью цифровой видеосвязи. Помощь доктора, хоть и удаленно, но станет доступнее. Доктор сможет корректировать лечение, следить за состоянием здоровья пациента. Хотя на первичный прием пациенту все-таки нужно будет явиться. А повторные визиты к врачу и наблюдение можно будет осуществить «на расстоянии». Но все ли готовы осваивать новые технологии и действительно ли такая возможность появилась в местах, удаленных от главных медицинских центров страны?

Медицина по проводам

Это новое направление несет в себе много преимуществ. Во-первых, пациент может выбрать любого специалиста, минуя очереди и записи за месяц. Достаточно назначить время консультации, удобное для обеих сторон. Во-вторых, повышается качество оказания медицинской помощи: пациента готовы внимательно выслушать, в отличие от поликлиник, где действует строгий регламент, и, соответственно принять наиболее правильное решение. И в-третьих, у пациента есть постоянный доступ ко всем своим данным исследований и анализов. Любые результаты обследований, в каком бы медучреждении они не проводились, передаются в отдельное хранилище. В любой момент пациент или врач может посмотреть историю болезни и назначения. Таким образом медицина становится персонализированной, ориентированной на конкретного человека.

телемедицина
Фото: Flickr.com/Krunja Photography

У врачей же в этом случае появляется возможность проводить консультации в режиме реального времени, и самим консультироваться с коллегами. Доступ к данным пациента открыт из любой точки мира, заявку на консультацию можно принять в удобное время. Среди врачей, у которых есть доступ к телемедицине, будет составляться соответствующий рейтинг с отзывами пациентов, что будет стимулировать их к профессиональному росту.

Кто может рассчитывать на помощь

«Особенности телемедицины в том, то врач не контактирует с пациентом лично. Общение осуществляется с помощью телемедицинских технологий, с помощью видеообмена. На данный момент у многих жителей России достаточно ресурсов, чтобы получить онлайн-консультацию врача. Такие консультации по интернету считаются в некотором роде профессиональной телемедициной. Уже налажена и система удаленной коммуникации между врачами и средним медперсоналом», — говорит Владимир Грицаюк, директор государственного казенного учреждения дирекции здравоохранения Троицкого Новомосковского административного округа.

Эксперт привел пример: существует медицинский работник (фельдшер) в деревне или на селе, который затрудняется с постановкой диагноза, или врач, который в силу неопытности не может трактовать правильно диагностические исследования или данные анализов. Тогда у него есть шанс связаться с более узкими специалистами, маститыми врачами. В течение сеанса связи он может презентовать историю больного, представить его анамнез, данные исследований и получить мастер-консультацию.

«С помощью телемедицины мы можем собирать мультидисциплинарный консилиум, когда есть сложный пациент, и постановка диагноза находится не в плоскости одного специалиста, а требует участия представителей нескольких специальностей. Теперь мы можем собрать всех врачей в одно время с помощью телекоммуникационной цепочки и представить им пациента. И не важно, где в тот момент находится этот больной. Может быть осуществлен консилиум узких специалистов, когда участковый врач или врач общей практики приглашает к себе на медицинскую консультацию эндокринолога, невролога и кардиолога, предположим, при полиморбидной патологии (когда пациент страдает несколькими заболеваниями). В этом случае пациенту не придется проходить каждого специалиста по очереди, а потом у терапевта координировать назначения. Но для всего этого необходима достаточно хорошая интернет-связь, — подчеркнул Владимир Грицаюк. — Согласно указу Президента РФ Владимира Путина, все лечебные учреждения должны быть обеспечены скоростным интернетом, широкополосным доступом. Бери и пользуйся, никто не мешает… Как альтернатива, есть спутниковый интернет. Должен быть достаточно хороший сигнал и широкополосный для передачи видеоизображения высокого качества, в том числе в формате 4К».

Не только интернет

Чтобы в удаленных деревнях и поселках начали активно прибегать к телемедицине, одного интернета не достаточно. Нужны люди, готовые и умеющие использовать ее возможности для лечения.

С 2013 года Московским городским научным обществом терапевтов при поддержке Фонда Тимченко разрабатывается система дистанционной диагностической помощи жителям отдаленных малонаселенных деревень.

В 2015-2016 годах проект прошел апробацию в Пряжинском и Прионежском районах Карелии. Там проводились образовательные семинары по внедрению дистанционного обследования и ведению больных с хроническими неинфекционными заболеваниями. В пользование жителям отдаленных населенных пунктов переданы 13 телемедицинских терминалов (диагностических кейсов). Кейс выдается в деревенские домовые хозяйства, им могут свободно воспользоваться жители и включает в себя периферийное устройство и автоматизированное место работы врача-эксперта. Главный элемент кейса — смартфон с установленной программой, которая может опросить человека. Вопросы зависят от ситуации – фрагмент профилактического осмотра, экстренная ситуация, мониторинг течения хронических неинфекционных заболеваний, предрейсовый осмотр водителя. Также кейс содержит приборы для измерения артериального давления, сахара крови и т.д. Вся собранная информация отправляется врачу-эксперту, автоматически обрабатывается с вынесением предварительных заключений. Врачу остается либо согласиться с этим заключением, либо поставить свой диагноз.

телемедицина
Диагностический кейс. Фото: tv-karelia.ru

Но все-таки основой телемедицины считаются три составляющих — врач, пациент и обмен медицинскими данными между ними.

«Эти составляющие определяют возможности, которые можно реализовать. Чем меньше данных предоставят врачу, тем меньше возможности для диагностики и лечения, — рассказал Владимир Гераскин, генеральный директор ОО «Телемед. Хелп», выступая на секции «Забота по воздуху. Возможности и этические границы использования высоких технологий» V Национальной конференции «Общество всех возрастов», которая прошла в октябре. — А пациент должен не только получить доступ к своей электронной медкарте, но и возможность связаться с нужным врачом с любого устройства (планшета, стационарного компьютера, смартфона). В будущем же должны быть разработаны мобильные приложения для врачей и пациентов. Чтобы человек, находясь в любой точке мира, мог получить медицинскую консультацию».

Таким образом у пациентов может появиться возможность общаться и с зарубежными специалистами. Тем более что в режиме конференц-связи к общению вполне может подключиться и переводчик.

Как рассказал Владимир Грицаюк, сейчас пациенты с любыми диагнозами могут получать телемедицинскую помощь. Единственное, существует один нюанс: это обращение не может быть первичным. Но, вполне вероятно, что в будущем в этот закон примут поправки и появится возможность первичного обращения.

«Возьмем пострадавших людей в экстремальной ситуации, во время спасательных операций, отрасль тактической медицины. Я предполагаю что первичное телемедицинское обращение тоже будет актуально», — полагает специалист.

Хранение и обработка данных

«Не достаточно поставить компьютер, камеру или кейс и сказать: «теперь ты в телемедицине», нужно организовать систему соответствующим способом», — подчеркнул Владимир Гераскин.

Для успешной работы телемедицины требуется сертифицированный защищенный канал связи и устройство для приема-передачи данных. Защищенный канал связи включает в себя сертифицированный сервер, который предусматривает определенную кодировку персональных данных видео/аудиообмена, согласно ФЗ № 152 «О защите персональных данных граждан». Плюс ко всему необходима достаточная скорость потока, чтобы видео было качественным. Однако все нормативные акты и требования к телемедицине вступят в России только с 1 января 2018 года.

«Сейчас стандарты телемедицины не противоречат закону, если по обе стороны находятся медицинские работники. Один — презентует пациента, а другой принимает решение о его диагнозе. На данный момент такая связь осуществляется и это уже день сегодняшний», — пояснил Владимир Грицаюк.

По мнению эксперта, пока у нас относятся к телемедицине с осторожностью, несмотря на то, что в реальности это работающий инструмент.

«Телемедицина будет доступна для всех только тогда, когда будут внедрены цифровые решения будущего. Сейчас мы используем устаревшие технологии. В будущем, безусловно, система защиты данных — блокчейн — станет основополагающим инструментом для телемедицины, так как позволяет иметь доступ к персональным данным пациента, — считает Грицаюк. — Согласно такой системе, сведения о телемедицинской консультации должны быть разбиты на блоки, чтобы сохранялась защита и достоверность. Также должно быть большое количество логфайлов (файлы, содержащие системную информацию о действиях, произошедших на сервере) для хранения всех сведений о консультациях. Чтобы специалист мог просмотреть и сравнить настоящие данные с прошлыми, планировать будущее лечение или осмотр пациента. Эти требования реально выполнить, ничего сверхъестественного в них нет. Но принимаемые решения должны быть ориентированы на завтра. Должен быть заложен потенциал создания большого мощного центра обработки данных, мощного прокси-сервера, который способен осуществлять активный обмен и доступ. Не менее важен и вопрос облачного хранения данных с постоянным доступом к ним».

телемедицина
Фото: Flickr.com/Auburn University

При этом специалисты утверждают, что доступ к системе хранения данных должен быть не только у пациентов и государственных медучреждений, но и у частных клиник, чтобы они также смогли бы участвовать в консультациях и консилиумах.

Перспективы развития

Прежде чем запустить пилотный проект в Карелии, российские специалисты изучили более 60 практик из Европы, США, Индии и других стран. Результаты были собраны в 12 схем применения технологий: от дистанционной связи пациента и специалиста до мобильных служб. Пилотный проект стартовал только после экспертного обсуждения с заинтересованными специалистами и структурами начался.

Акцент ставится на развитие системы профилактических осмотров пожилых людей, проживающих в сельской местности, с использованием мобильно-дистанционных технологий для выявления основных хронических неинфекционных заболеваний. Уже создан и апробирован опытный прототип специального медицинского диагностического набора. Теперь эксперты, на основе собранных данных, опишут и обоснуют научно-экономически технологическую модель мониторинга параметров здоровья у пожилых людей, проживающих в сельской местности. Они также проведут анализ возможных несоответствий профилактической работы действующим нормативным актам — чтобы найти решения, которые могут быть внедрены в масштабах страны.

Особых требований к врачам, которые оказывают телемедицинскую помощь, не предъявляется. Но к консультации в телемедицине будут допущены только те, кто имеет соответствующие сертификаты специалистов.

«Если какой-то человек будет предлагать телемедицинскую консультацию, наверное, оправдано спросить у него документы о том, что он может эту консультацию осуществлять. Неважно, какая форма собственности у предприятия, которое осуществляет телемедицинскую консультацию, — это может быть частный медцентр, негосударственный, муниципальный, какой угодно. Важно другое. Первое, есть ли лицензия от Росздравнадзора на осуществление данного вида деятельности; второе, есть ли специалист с соответствующим сертификатом, и третье, отзывы пациентов и коллег — своеобразный рейтинг», — подытожил Владимир Грицаюк, директор государственного казенного учреждения дирекции здравоохранения Троицкого Новомосковского административного округов.

Рекомендуем

Впервые в России телемедицина получила свой ГОСТ

Национальный стандарт для телемедицины утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Этот документ стал одним из первых законов в области телемедицины.

Консультации онлайн и электронные рецепты: медицина переходит на удаленный режим

По мнению экспертов, качество оказания медицинской помощи, особенно в регионах, может существенно улучшиться после внедрения телемедицины. Освоив IT-технологии, врачи смогут оказывать помощь пациенту на расстоянии, а…