Фото: Слава Замыслов/ АСИ

Сегодня в массмедиа много разговоров о форме и упаковке, но недостаточно — о смыслах и роли журналиста, рассказывающего о людях.

Агентство социальной информации приурочило к дню своего рождения ток-шоу «Теория большого хайпа» с участием молодых редакторов и преподавателей медиадисциплин — разговор о том, как будет выглядеть социальная журналистика завтра.

Зачем «социалка» самому журналисту

По словам Романа Лобашова, креативного продюсера телеканала «Моя планета», старшего преподавателя факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, в прошлом автора и ведущего телепрограммы «День аиста», журналисту, работающему в социальной сфере, нужно понимать, для чего он туда приходит. У каждого успешного автора есть свои личные истории, почему и как они решили заняться социальной журналистикой.

«Перед тем как занять эту нишу, нужно прежде всего определить для себя цели и задачи. Минимум — практика малых дел, когда текст побуждает читателя к важным поступкам. Можно достичь и максимального успеха — изменения взглядов аудитории и разрушения стереотипов, — считает Роман Лобашов. — Социальная журналистика должна давать знания реальной жизни. Она не просто освещает социальные проблемы, а в ней должно быть заложено начало к изменениям в обществе».

По мнению Лобашова, для социальной журналистики главное — результат. Студенты должны понимать: выбирая социальную журналистику, они идут по пути интересному, но сложному.

«Вести по пути» и воспитывать

Привлекая аудиторию, большинство медиа и интернет-порталы идут на разные хитрости — создают забористые заголовки, подбирают скандальные поводы. Юлия Рузманова, редактор разделов «Город» и «Люди» The Village, прибегает к кликбейтингу (броским заголовкам) тогда, когда нужно побудить аудиторию читать на сложные темы. Люди зайдут по ссылке «Ей оставалось жить три дня», но прочитают хорошую историю о преодолении.

АСИ конференция ток-шоу
Роман Лобашов. Фото: Слава Замыслов/АСИ

«Через треш и скандал нельзя сделать социальную журналистику, хотя это легче, чем создать интересный и глубокий материал, — возражает  Роман Лобашов. – Контент должен вовлекать человека в другую историю. Например, включил телевизор и изменил отношение к проблемам окружающих — никогда не думавший об усыновлении готов усыновить, никогда не помогавший бездомным идет помогать».

Заинтересовать читателя – это лишь небольшая часть задач журналиста и редакции в целом, считает Галина Мосалова, продюсер спецпроектов портала «Такие дела». По ее мнению, необходимо вести читателя по правильному пути. Иначе у ресурса будет много времени уходить только на отслеживание негативных комментариев.

«Среди разнообразия материалов личные истории лучше всего читаются, но в этом ключе важно понимать, к чему приводишь пользователя, и какое будет его последующее действие. Вот это как раз цель фандрайзингового текста», — подчеркнула Мосалова.

Также, по словам продюсера спецпроектов портала «Такие дела», нужно найти язык (стиль) — просто говорить о частных историях, «не слезливо, а честно и просто, чтобы цепляло».

Как считает редактор и ведущая публичных интервью TheQuestion Юлия Варшавская, рупором для многих медиа служит интернет, редакция может формировать через социальные сети интерес к определенным материалам, поднимать актуальные проблемы.

«Пользователям со временем хочется публиковать качественные вопросы и интересные комментарии. Тут и происходит воспитательный момент», — говорит Юлия Варшавская.

Посредник в помощи

Социальная журналистика должна быть неким проводником между органами власти, НКО и нуждающимися. Каждый материал, поднимающий важные для определенных граждан проблемы, должен сподвигать на их решение, — уверены эксперты.

«Я как мама ребенка с РАС могу сказать, насколько все изменилось внутри только одной проблемы. Активность фондов и СМИ привела к тому, что через три года мой ребенок пойдет в обычную школу, а не в интернат. В социальной журналистике нужно попытаться услышать именно аудиторию, участвовать в проблемах людей», — считает Юлия Варшавская.

По ее мнению, социальная журналистика может служить и отличным способом популяризации благотворительных фондов. Так, например, многие звезды часто в интервью говорят об их личном вкладе в деятельность той или иной организации. «Для фондов — это «золотая жила». Но каждое издание (интернет-ресурс) старается учитывать интересы своей аудитории и писать об определенных НКО», — отметила редактор и ведущая публичных интервью TheQuestion.

«В социальной сфере люди могут выстраивать диалог. И моя цель — подвести читателей к этому, — говорит Варшавская. — По моей статистике, количество читателей, интересующихся социальной тематикой, выросло. Обо всех темах, которые обсуждаются в обществе, люди спрашивают у нас на сайте».

АСИ конференция ток-шоу
Фото: Слава Замыслов/АСИ

Журналисты —  вредители?

Из зала был задан вопрос: «Не будет ли социальная журналистика вредить социальной сфере? Журналисты не мешают?»

Юлия Рузманова уверена, что журналистика нужна разная, но социальная просто не может навредить.

Тем не менее, социальным журналистам приходится сталкиваться с опасениями по поводу их деятельности. «Нас очень часто считают такими журналистами, вредителями, — рассказал Роман Лобашов. — У каждого автора должна быть этика — это прежде всего. Когда пишу, думаю: как не навредить. Есть и блогеры, которые интуитивно помогают, не вредят. Если ты не навредил — молодец, а если не навредил и помог — это вообще замечательно. Это ниша не для всех, для людей, которые пришли сюда не деньги зарабатывать и хайп ловить, а для тех, кто хочет что-то менять. Я за то, чтобы добиваться справедливости. Хочется видеть журналистов, настроенных оптимистично. Когда видишь свет и объединяешься с подобными, тогда эта кучка людей становится могучей».

Контакт с читателями

Современные требования выводят журналистику в интерактивную среду. Под запросы пользователей сайты стараются дать как можно больше информации. Просматривая новости, человек может пойти дальше по ссылкам, узнать, когда происходило что-либо подобное или кому еще необходима помощь. При этом каждое издание старается бороться за уникальность своего контента — именно это зачастую привлекает большую аудиторию. Важно дать читателям возможность высказаться, обсудить между собой и с редакцией проблемы героев материала.

«Прямой и честный контакт с читателем должен сохраняться, для этого каждое издание старается «держать марку». При этом важна работа редактора — именно человек, а не робот должен следить за контентом, отбирать и модерировать его, — уверена Мосалова. — Говоря о новом сервисе Дзен в Яндексе, хочу отметить: любой агрегатор превращается в кашу-малашу, если нет редакторской работы. С помощью роботов пока невозможно построить доверительные отношения, а они должны стоять на первом плане при создании коммуникации с аудиторией».

По мнению Юлии Рузмановой, благодаря журналистам люди должны узнавать о том, кто нуждается в поддержке, где помочь, какие заболевания существуют и т.д. «И если мы пишем о людях с инвалидностью, мы должны говорить в позитивном ключе. Подача материала не должна быть плаксивой. Таким образом, мы ставим знак равенства между всеми людьми», — считает Рузманова.

Требования к журналистам

Признавая недолговечность социальных проектов в СМИ, эксперты считают, что основная причина тому — недостаток финансирования. Большинство таких программ оплачивается из бюджета, а коммерческих вливаний  — минимальное количество. Еще один момент — это нехватка образованных журналистов, готовых поднимать острые социальные вопросы, и решать проблемы нуждающихся не ради больших гонораров, а ради реальных дел.

«Большинство людей составляет свою картину мира благодаря как раз медиа, поэтому обществу необходимы журналисты с высоким уровнем образованности. Те, кто может массовому зрителю показать проблемы нуждающихся. В современных условиях это одна из самых сложных ниш в журналистике, — говорит Роман Лобашов. — Начинающим репортерам, корреспондентам и авторам я бы посоветовал, в первую очередь, попытаться что-то сделать: поднять социальный вопрос, который вас волнует, и попытаться его решить. Но в этом случае важно не играть в социальную журналистику, а от души рассказать о нуждающихся людях, о том, кто и что может изменить их ситуацию».

***

Ток-шоу стало частью конференции «ЗаЧем будущее социальной журналистики», прошедшей в медиацентре «АСИ-Благосфера» в честь 23-го дня рождения Агентства социальной информации. Агентство благодарит всех участников дискуссий, приглашенных гостей, зрителей, центр «Благосфера» в лице директора Натальи Каминарской, ООО УК «Металлоинвест» в лице директора по социальной политике и корпоративным коммуникациям Юлии Мазановой, Российский государственный социальный университет в лице ректора Натальи Починок и декана факультета коммуникативного менеджмента Игоря Романова, факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ-ВШЭ в лице профессора Анны Качкаевой, руководство и преподавателей факультета журналистики МГУ за то, что конференция смогла состояться.

Медиацентр «АСИ – Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

Центр «Благосфера» — открытая общегородская площадка, созданная для вовлечения граждан в благотворительность через личный опыт участия в социальных, благотворительных и культурных проектах. Основными направлениями работы центра являются просветительские и образовательные проекты для граждан, инкубатор городских социальных инициатив, популяризация деятельности некоммерческих организаций как поставщиков социальных услуг и партнеров государства, сбор и распространение аналитической информации о развитии благотворительности в городе. «Благосфера» должна объединить на одной площадке коворкинг, информационный и образовательный центры, стать пространством, где могут на регулярной основе проходить социальные фестивали и просветительские мероприятия для москвичей.

Рекомендуем

ОЛЬГА АЛЛЕНОВА: до некоторых журналистов дошло, что социальные темы — это про нас

Специальный корреспондент ИД «Коммерсант» Ольга Алленова по итогам конференции «ЗаЧем будущее социальной журналистики» рассказала Агентству социальной информации о вызовах социальной журналистики, ее сверхзадачах и героях.

ЗаЧем будущее социальной журналистики (ТЕКСТОВАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ)

Агентство социальной информации вместе с центром «Благосфера» в свой день рождения проводит конференцию о социальной журналистике в России с участием известных журналистов, блогеров, медиаэкспертов, преподавателей…