Фото: in-museum.ru

«Инклюзивный музей» — проект, объединивший музеи и некоммерческие организации из разных городов ради построения безбарьерной среды, стартовал в мае 2017 года.

В этом году основное внимание уделяется детям с особенностями ментального развития и интеграции их в общество.

Создание «Инклюзивного музея» стало возможным благодаря объединению усилий Российского национального комитета Международного совета музеев (ИКОМ) и инклюзивного социального проекта «Колесо Обозрения», инициативу которых поддержал благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».

«Каждый раз, начиная работать с музеем, который не имел опыта реализации инклюзивных программ, мы сталкивались с набором одних и тех же вопросов, сомнений. И стало понятно, что при всем обилии материалов и информации, которую разрабатывают фонды и дают различные конференции, музейные сотрудники недостаточно знают об этой теме, в частности, об особенностях взаимодействия с посетителями с инвалидностью», — рассказала Наталия Черкасова, основатель «Колеса Обозрения» .

Обучение для сотрудников музеев

Для реализации проекта “Инклюзивный музей” была создана команда экспертов, представляющих музеи, имеющие опыт в реализации инклюзивных программ, и некоммерческие организации, занимающиеся реабилитацией и социализацией детей с особенностями ментального развития.

Эксперты проекта собрали материалы, которыми могли бы пользоваться все сотрудники музейной сферы и смежных областей. Так был создан обучающий блок, содержащий информацию об особенностях терминологии, этикета, и в целом — коммуникаций и взаимодействия с людьми с особенностями развития, а также рекомендации музеям по формированию инклюзивной среды. В рамках проекта были проведены обучающие вебинары с привлечением ведущих экспертов НКО и музеев по этим темам. В вебинарах приняли участие более 450 сотрудников музеев со всей России. Простым и доступным языком эксперты рассказывают об основных моментах, которые необходимо знать для того, чтобы заниматься развитием инклюзии в музеях.

«При обучении мы стремимся, в первую очередь, помочь музеям снять социально-психологический барьер. Мы также призываем их информировать с помощью различных каналов аудиторию, с которой они работают, о том, что у них уже есть инклюзивные программы или они будут созданы в ближайшее время. Без эффективной коммуникации невозможно построить успешную работу. Кроме того, важно привлекать самих людей с инвалидностью к разработке инклюзивных мероприятий и учитывать обратную связь от участников для того, чтобы совершенствовать и развивать эти программы», — говорит Динара Халикова, директор по проектам ИКОМ России.

По мнению Халиковой, обучающие материалы и советы специалистов могут заинтересовать не только действующих сотрудников музеев, но и студентов, преподавателей кафедр, которые готовят музейных специалистов. Записи всех вебинаров доступны на сайте проекта «Инклюзивный музей».

Основные темы онлайн-семинаров: понимание инвалидности (этикет и терминология); взаимодействие с людьми с аутизмом; коммуникация с людьми с синдромом Дауна и людьми с ДЦП; помощь маломобильным посетителям музейного пространства; организация инклюзивных программ; международный опыт музейной работы с людьми с инвалидностью (прежде всего, с нарушениями ментального развития).

Барьеры коммуникации

Сотрудники музеев часто имеют определенный набор стереотипов при взаимодействии с людьми с особенностями развития. С другой стороны — в семьях с детьми с особенностями развития тоже существуют свои страхи.

«Их опасения связаны с тем, насколько комфортно будет пребывание ребенка в музее, и сможет ли ребенок получить положительный эффект от занятия в музее, какие возможные негативные моменты такого опыта (реакция ребенка на новое пространство, отношение окружающих и сотрудников музеев). Плюс ко всему семьи с детьми с инвалидностью зачастую не осведомлены о возможностях музеев, которые проводят инклюзивные занятия. Здесь есть проблема в коммуникации», — утверждает Наталия Черкасова.

Музеи-партнеры

«Инклюзивный музей» собрал лучшие практики со всей страны. В итоге «музеями-партнерами» стали 12 учреждений, сотрудники которых выступают экспертами и консультантами, помогают в разработке материалов для семинаров.

Русский музей (Санкт-Петербург) и Дарвиновский музей (Москва) были одними из первых, кто начал развивать инклюзивные программы и дал возможность людям с инвалидностью беспрепятственно посещать такие учреждения. Русский музей открыл свои двери для людей с особенностями развития в 1991 году. Тогда началась работа по социальной адаптации и творческой реабилитации через средства изобразительного искусства, которая продолжается по настоящее время.

«Наши эксперты приняли участие в создании обучающих видеороликов и буклетов для работников культуры. В дальнейшем мы намерены продолжить сотрудничество с «Инклюзивным музеем»: всегда открыты к новым идеям и предложениям коллег», — подчеркнула руководитель инклюзивных программ Русского музея Ольга Гончарова.

Как пояснила заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея Татьяна Кубасова, на протяжении всей своей истории музей был открыт для широкой публики. Еще с 20-х годов прошлого века основатель музея А.Ф. Котс организовывал экскурсии с тактильным осмотром экспозиции для незрячих посетителей, сопровождая свой рассказ подробными комментариями. С 2003 года музей начал вести работу по комплексному приспособлению учреждения для посетителей с инвалидностью.

«С 2005 года реализуется проект по социокультурной реабилитации посетителей с инвалидностью музейными средствами. Это совместная работа сотрудников музея и реабилитационных учреждений. Она направлена на создание в учреждении комфортной среды и разработку методов, помогающих интеграции посетителей с инвалидностью в культурное пространство. Совместно с партнерами мы постоянно организуем семинары по различным направлениям работы в музеях с данной категорией посетителей. Реализуются совместные творческие и образовательные проекты», — говорит Татьяна Кубасова.

Арт-терапия, или особенности восприятия

Адаптировать большую коллекцию экспонатов под потребности каждого человека довольно сложно, считают руководители ведущих музеев страны. Но благодаря совместной работе музейных сотрудников, специалистов в области изобразительного искусства, психологии, педагогики, медицины и социальной сферы создаются новые музейные арт-терапевтические программы.

арт-терапия
Фото: rusmuseum.ru

«Среди них — программы психологической поддержки молодых людей с зависимым поведением и их родственников, программы творческого развития для людей с нарушениями опорно-двигательной системы, группы по изучению изобразительного искусства для людей с аутизмом, ментальными особенностями. Таким образом, все большее количество людей вовлекается в процесс социальной адаптации и реабилитации средствами изобразительного искусства и музейной среды», — считает Ольга Гончарова.

В разных учреждениях есть свои возможности. Так, в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля для посетителей с интеллектуальными нарушениями разных типов и людей с нарушениями слуха и зрения создали трехмерные копии картин с барьельефами, рельефами и отдельно стоящими объектами. Предметы, которые художник изобразил на холсте, изготавливают по отдельности из силикона и размещают так, как будто они находятся перед посетителем. Вместе с рельефной копией полотна получается картина в двух вариантах, которую можно исследовать доступными человеку способами.

«Это позволяет дольше акцентировать внимание и больше работать со смыслом предмета. Помогает в развитии речи и моторики. Это скорее не арт-терапевтическая, а арт-педагогическая программа», — уточнила Ирина Гавриленко, сотрудник отдела просвещения и музейной педагогики.

Омский музей изобразительных искусств начал работу по инклюзии с сотрудничества с адаптивными школами в 2014 году. Позже появился проект интеграции в музейное пространство слепоглухих людей.

картина Омск
Картина в трехмерном изображении «Вид Дортрехта в четырех лье от Роттердама» нидерландского художника-пейзажиста Андреаса Схелфхаута. Фото: http://vrubel.ru

«Обе программы нацелены на развитие художественной грамотности, на изучение истории искусств, но в каждом случае мы использовали максимально доступные элементы. Когда мы вводили трехмерные копии картин, мы подразумевали, что с ними будут работать люди с нарушениями зрения. Эти картины теперь встали в экспозицию, постоянно находятся в свободном доступе и вызывают интерес у всех посетителей, вне зависимости от их особенностей», — утверждает сотрудник музея.

Гранты для успешных проектов и День инклюзии

Организаторы проекта «Инклюзивный музей» намерены и дальше повышать информированность — как специалистов в профессиональной среде, так и широкой общественности. В ближайшем будущем на сайте проекта будет сформирована афиша инклюзивных программ, где музеи смогут сообщать о всех своих планируемых событиях.

Помимо этого, музеи из разных регионов страны смогут принять участие в грантовом конкурсе, рассказав о своих достижениях в развитии инклюзии, и получить финансовую поддержку на предстоящий год. Максимальная сумма гранта — 200 тыс. рублей.

Задача конкурса — выявить успешные музейные программы, помогающие социализации, реабилитации, творческому самовыражению, а также профориентации детей с инвалидностью, прежде всего с нарушениями ментального развития.

Финансирует все проекты «Инклюзивного музея», и в том числе грантовый конкурс, фонд Сбербанка «Вклад в будущее». По словам программного директора благотворительного фонда Марины Михайловой, такая поддержка для региональных учреждений ощутима и дает хороший стимул для создания лучших практик и методик, разрабатываемых в музеях. Конкурс стартовал в октябре, награждение победителей состоится в декабре 2017 года.

«Инклюзивный музей» – это важный шаг в направлении открытости и доступности музеев для всех. Благодаря таким проектам развивается общество в целом, так как подобной социально значимой инициативе могут последовать и другие учреждения, как в сфере культуры, так и других областях. И со временем не будет необходимости разрабатывать инклюзивные программы, потому что мы будем жить в инклюзивной среде», — считает Марина Михайлова.

Привлечь внимание большинства жителей страны к развитию безбарьерной среды авторы проекта «Инклюзивный музей» намерены с помощью специально учрежденной Всероссийской акции “Музей для всех! День инклюзии”, которая пройдет 2 декабря.

“Несмотря на то, что в этом году проект уделяет основное внимание детям с особенностями ментального развития, во время акции музеи предложат интересные мероприятия для людей с разными формами инвалидности, для взрослых и детей, для их родных и близких, а также всех желающих. Это могут быть экскурсии, творческие занятия, мастер-классы, лекции и другие события”, — поясняет Динара Халикова.

«В этот день музеи расскажут и покажут свои возможности не только целевой аудитории — людям с инвалидностью. Мы бы хотели, чтобы в акцию было вовлечено как можно больше разных людей и чтобы музеи стали примером инклюзивных пространств для других общественных учреждений», — считает Наталия Черкасова.

Специалисты уверены, что такие проекты как «Инклюзивный музей» способны объединить разные по статусу и специфике музеи для одной главной цели. Те музеи, у которых уже есть практика такой работы, могут легко поделиться со своими коллегами. Рекомендации «Инклюзивного музея» основаны на опыте, а информация доступна абсолютно для всех в полном объеме, без каких-либо ограничений.

Справка

Основная деятельность ИКОМ России направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия, при этом в контексте современных требований общества организация стремится укрепить социальную роль музеев и их влияние на улучшение качества жизни разных групп и сообществ.

Инклюзивный социальный проект «Колесо Обозрения» прививает детям с инвалидностью и их семьям любовь к искусству и творчеству и консультирует музеи в вопросах организации инклюзивных программ.

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» поддерживает проекты, повышающие доступность получения знаний, инвестирует в развитие практико-ориентированного обучения и формирование качественно новой воспитательной и образовательной среды. Программы фонда адресованы как учителям, воспитателям, руководителям системы дошкольного, среднего и дополнительного образования и социальных учреждений и родителям (опекунам). В фокусе особого внимания — воспитанники детских домов и интернатов и дети с особенностями здоровья и развития.

Партнеры проекта «Инклюзивный музей»: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей русского импрессионизма, Музей занимательных наук «Экспериментаниум», Государственный Дарвиновский музей, ГМЗ «Царицыно», Государственный Русский музей, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Институт русского реалистического искусства, МВО «Манеж», Мультимедиа Арт Музей, Музей «Огни Москвы», ГМКЦ «Интеграция», РООИ «Перспектива», БФ «Даунсайд Ап», РБОО «Центр лечебной педагогики», ЦРИД «Наш Солнечный Мир», Агентство социальной информации.

Рекомендуем