Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Интервью

ТАТЬЯНА ЗАДОРОЖНЯЯ. Художник-филантроп не любит давить на жалость

Автор «Полезных привычек» рассказала в интервью Агентству социальной информации, о чем думает художник, когда рисует на тему благотворительности, и какие картинки считаются добрыми.

Веселые рисунки Татьяны Задорожней знает почти весь интернет. Картинки со смешными персонажами и забавными фразами способны поднять настроение каждому. Три года назад ее персонажи стали прививать  подписчикам блога новую полезную привычку – заниматься благотворительностью. А нынешним летом Татьяна конвертировала любовь к своим картинкам в сбор средств для детского хосписа.

Татьяна, есть ли прототипы из реальной жизни у ваших персонажей?

Нет такого, чтобы конкретный человек превратился в персонажа моих рисунков. Любой персонаж – это некая совокупность качеств, которые присущи разным людям.

Каждому персонажу вы придумываете интересную фразу. Например, «Как разобраться в себе, если ты шкаф». Или «Михаил создает проблему на ровном месте, чтобы точно никуда не укатилась». Игра слов, рифмы, подтексты. Что приходит вперед – фраза или картинка?

Чаще всего это одновременный процесс. Бывает, что в голове возникает какая-то фраза, а потом уже думаешь, как это должно выглядеть. Но бывает и так, что ты малюешь на листочке что-то бессмысленное, а только потом, глядя на картинку, понимаешь, о чем это, дорисовываешь и дописываешь.

Сейчас вы сотрудничаете с несколькими благотворительными организациями. А с чего все начиналось?

А началось все с социальной рекламы про привычки. Мне написала директор фонда «Детские сердца» Катя Бермант, что есть такая идея придумать картинки, что маленькие и регулярные пожертвования в благотворительный фонд – это очень большое дело, которое может многим помочь. И донести эту мысль нужно было доступно и понятно, приятно и без лишнего морализаторства. Мы поговорили, я придумала истории в картинках из двух частей. У одного персонажа странные и смешные привычки, а у второго – полезная привычка заниматься благотворительностью. Дизайнер и художник Стас Жицкий подсказал нам с Катей, что круто было бы сделать из этого целую серию картинок. В итоге я придумала 30 разных привычек, но на улицах Москвы пока висели плакаты только с некоторыми из них.

Какой был отклик на сюжеты о социальной рекламе «Привычки»?

Мне сложно сказать, как реагировали не знакомые мне люди, так как я не видела их реакцию. Но я знаю людей, которые, увидев эту рекламу, стали подписываться на регулярные платежи в фонды.

Делать рисунки для благотворительных проектов сложнее, чем для коммерческих?

Я не разделяю свои картинки на благотворительные и неблаготворительные. Это те же самые картинки, которые я рисую для себя или для кого-то другого. Просто те, которые я создаю для фондов, используются для того чтобы привлечь внимание и пожертвования. Например, к определенным датам – 14 февраля, 8 Марта, Новому году я могу придумать что-то празднично-тематическое, чтобы фонд «Детские сердца» мог напечатать эти картинки на футболках, открытках, кружках для благотворительных ярмарок.

При покупке любой термокружки с картинкой от Татьяны Задорожней или мягкой фетровой овцы-мизантропа магазин Tasty-shop.ru будет перечислять 50 рублей в фонд «Детские сердца»

Поклонники ваших иллюстраций помогли детям, монетизировав лайки. Вы привлекли более 1 млн рублей на детский хоспис «Дом с маяком»*. Как вам это удалось? Значит ли это, что в современном мире столь высока роль визуальной подачи информации?

Я очень не люблю морализаторские нотки в благотворительных акциях и не люблю сильное давление на жалость, когда создается эмоционально тяжелый фон. Если ты видишь это постоянно, то перестаешь реагировать. Тебе просто хочется это закрыть и никогда больше не видеть. Мне хотелось сделать такую акцию, которая была бы легкой и приятной и привела бы к чему-то существенному. А поскольку я по жизни рисую и придумываю картинки, то у меня особых вариантов не было, чем бы я еще могла удивить.

По моей задумке, это было так: человек открывает Facebook или Instagram, видит картинку, получает какую-то положительную эмоцию и говорит сам себе: «Почему бы мне, если я получил хорошие эмоции, не потратить две минуты и не поучаствовать в сборе?» и перечисляет 100 или, например, 1000 рублей. Я радуюсь, что сбор продвигается, выкладываю новую картинку. И так далее. Каждый получил положительные эмоции, все довольны.

Конечно, если бы я просто выкладывала картинки и не форсировала этот сбор, постоянно не напоминала о нем своим подписчикам, то, наверное, не получилось бы собрать такую сумму. Иногда было ощущение, что я этим сбором уже всем надоела, но собранный миллион того стоил.

Таня Заодорожняя благотворительность

Вы сейчас говорили про эмоции. Какие эмоции нужно отразить в рисунках, чтобы они задели людей?

Если ты рисуешь и думаешь: «А как же люди на это среагируют, какие эмоции они получат», то ничего хорошего из этого не выйдет. Получится что-то совершенно искусственное. Нужно просто делать то, что считаешь интересным, правильным или смешным. Потом ты видишь отклик и, может быть, делаешь какие-то выводы для себя. Если пытаться понравиться всем, то это, скорее, приведет к провалу.

Должна ли благотворительность быть публичной?

Во-первых, я не считаю, что все должны участвовать в благотворительности. И я не считаю, что если кто-то участвует, то он классный и молодец, а кто нет, то что-то с ним не так. Мне приятно, что я могу что-то сделать и это облегчит кому-то жизнь. Поэтому я участвую. Но это личное дело каждого.

Я вижу, например, по своим знакомым, что когда они узнают, что ты принимаешь участие в благотворительных проектах, то тоже об этом задумываются. Они видят, что в этом нет ничего сложного – раз в месяц перечислить небольшую сумму в фонд. Или сходить на благотворительную ярмарку и купить там сувениры, а деньги пойдут в помощь, например, детям или животным или бабушкам и дедушкам в домах престарелых – кому что ближе. Многие люди не участвуют в благотворительности, просто потому что не задумывались об этом. Поэтому об этом надо говорить.

Да, в обществе есть предубеждение, что известные люди занимаются благотворительностью ради пиара. Но зачем им этот пиар, если они и так многого добились? Я считаю, что публичные акции идут во благо. Создается фон, что благотворительность – это часть нашей повседневной жизни.

Катя Бермант показывает орден за поддержку благотворительности, полученный Татьяной Задорожней в 2015 году от «Детских сердец»

Чего бы вам хотелось достичь в творчестве? Есть ли цель, связанная с иллюстрацией?

Интересный вопрос, на который мне сложно ответить. Мне кажется, иллюстрация – не та сфера, в которой могут быть четко сформулированные цели. Если ты бегаешь, то у тебя может быть цель – пробежать марафон или выиграть Олимпийские игры. Если ты актер, то, например, получить «Оскар». Мне просто хочется делать больше каких-то глобальных вещей.

*СПРАВКА

«Почти творческий эксперимент» Татьяны Задорожней на платформе «Пользуясь случаем» собрал 1 млн 173 тыс 200 рублей. Татьяна решила, что будет рисовать и выкладывать по картинке в день – для помощи детскому хоспису «Дом с маяком». Вместо «лайка» под понравившейся картинкой Татьяна предлагала своим подписчикам перевести хоспису сто рублей. Она надеялась, что миллион соберется к 31 июля, но уже 28 июля сбор превысил эту сумму. К концу акции сервис «Пользуясь случаем» принял 2652 пожертвования.

«Спасибо огромное всем, кто внёс свой вклад в эту сумму. Было очень приятно видеть среди присоединившихся знакомые имена — каждый раз у меня было чувство, что в этот момент мы с вами встретились и обнялись. Было очень радостно, что подавляющее большинство пожертвований было от совершенно незнакомых людей, то есть получилась не какая-то история только для «своих». Отдельное спасибо тем, кто не просто поучаствовал сам, но и призывал присоединиться других», — поблагодарила всех участников «Почти творческого эксперимента» на своей странице Facebook художница.

Фото: Анна Патаракина, Вадим Кантор, рисунки Татьяны Задорожней instagram.com/fevrony/

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике