Новости
Новости
23.04.2024
22.04.2024
19.04.2024
18+
Статьи

Серебряный возраст: «Никогда мы не были так счастливы»

Агентство социальной информации представляет шесть историй о людях, которые после выхода на пенсию открыли для себя новые профессиональные возможности. Некоторые говорят, что они счастливы как никогда.

Василий Моисеев работает в больших и малых формах. Фото: Николай Фомин

Жизнь пенсионеров из Санкт-Петербурга, Кеми, Каргополя и поселка Муезерского изменилась благодаря конкурсу «Активное поколение» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

История про Пушкина

Софье Яковлевне Фельдман из Санкт-Петербурга 82 года. В прошлом году она стала экскурсоводом.

Софья Яковлевна состоит в клубе «Мой Петербург», который был создан еврейской организацией «Ева» при поддержке программы «Активное поколение». Члены клуба — люди старшего поколения — научились рассказывать о городе через призму личных историй.

Софья Яковлевна – главный экскурсовод Коломны. Фото: Светлана Миневич

Первая ее экскурсия длилась четыре часа, она была автобусной. Экскурсантами были пенсионеры и инвалиды из организации «Ева». Вторая была двухчасовой. Третья экскурсия тоже длилась два часа, но была пешеходной – для друзей.

Историю Петербурга можно рассказывать как историю из личной жизни. Фото: Светлана Миневич

— Я всю жизнь прожила в одном районе Петербурга, в Коломне, но знала его плохо. Некогда этим заниматься, когда ты работаешь. На первых занятиях клуба «Мой Петербург» нам сказали, что нужно учиться рассказывать о городе как экскурсоводы. Мне все это показалось необычайно интересным. Я обошла мой район, каждый двор. Теперь могу рассказать, кто там жил. В  муниципальном совете я попросила карту нашего района, чтобы удобнее было ориентироваться. Карта у них была только на стене – пришлось снимать. Это целая работа! Я разыскала такие вещи, о которых даже экскурсоводы не знают. Например, обнаружила на канале Грибоедова дом с мемориальной доской, где написано, что в этом доме жил Пушкин. Но мы же знаем, что поэт в это время жил в другом месте — на Фонтанке!  Я пошла в библиотеку, к искусствоведам. Оказалось, что этот дом просто выглядит так, как тот дом, в котором он жил на Фонтанке. В библиотеке ко мне подошла женщина и сказала: «Ну что вы копаетесь? Дойдет до того, что с него снимут эту доску. Она же охраняет наш домик!» И я решила, что не буду шуметь.

В планах Софьи Яковлевны – организовать экскурсию для детей. Фото: Светлана Миневич

По словам Софьи Яковлевны, пенсионеры могут быть прекрасными экскурсоводами. Они много знают о городе и, главное, видели часть его истории своими глазами. Сама Софья Яковлевна пережила в Ленинграде блокаду – все 872 дня.

Слушатели Софьи Яковлевны – члены организации «Ева». Фото: Светлана Миневич

— Кто может лучше рассказать о том, что мы видели? Наши инвалиды, пенсионеры, – они все образованные люди, но их знания и опыт пропадают, — говорит Софья Яковлевна.

Елки-иголки!

На подведении итогов проекта «Школа резьбы по дереву» в Каргополе, в качестве своей «дипломной работы», Василий Геннадьевич Моисеев вырезал из дерева Копатыча из «Смешариков». Сейчас он делает для себя и на продажу игрушки, мебель и разные предметы, пригодные в хозяйстве. Он оборудовал свою мастерскую, купил токарный станок, электролобзик, шлифовальную машину, электрорубанок. Василию Геннадьевичу 59 лет. (В Архангельской области на пенсию люди уходят раньше, женщины — с 50 лет, мужчины — с 55. Это т.н. «северная пенсия» для людей, работающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему. — прим. ред.)

Пример прорезной резьбы. Фото: Николай Фомин

— Я работал в детском доме заместителем директора по административно-хозяйственной части. Три года назад вышел на пенсию. Мой сосед Николай Юрьевич Фомин, руководитель «Школы резьбы по дереву» предложил мне пройти небольшие курсы. Я ходил на занятия каждую неделю, по 2-3 часа. Учился делать эскизы, работать с электролобзиком. Я начинал свою трудовую жизнь токарем, делал фрезерные работы, работал с металлом. Теперь я осваиваю дерево,  изучаю материалы, читаю книги… Как только человек ложится на диван, начинают привязываться болезни. А когда шевелишься, вроде бы и ничего.

Василий Геннадьевич имеет постоянный приработок к пенсии. Его изделия принимают в лавке при музее и в хозяйственном отделе магазина. Спросом пользуются его игрушки из дерева. Например, он может сделать и разрезной двухэтажный деревянный домик с мебелью для кукол (фигурка взрослого – 8 см, ребенка – 6 см).  Сейчас он осваивает технологию изготовления новгородской игрушки.

Теперь у Василия Геннадьевича есть свои станки в мастерской. Фото: Николай Фомин

В проекте «Школа резьбы по дереву» принимали участие восемь человек пенсионного и предпенсионного возраста. На деньги по программе «Активное поколение» удалось купить оборудование – станок и электролобзики. Людей обучали прорезной, объемной и трехгранно-выемчатой резьбе. Два человека по окончании проекта украсили свои дома собственноручно сделанными наличниками.

Василий Моисеев (справа) и его учитель Николай Фомин. Фото: Николай Фомин

Николай Фомин хорошо понимает людей, выходящих на пенсию. Сам он готовился к этому шагу заранее.

— Человек выходит на пенсию и начинает метаться: куда ему идти? Кто-то находит себя в каком-то деле, а кто-то просто в пьянство ударяется. Я к пенсии специально готовился, и 7 лет назад открыл в Каргополе эко-парк «Медвежий край» . Сейчас мне 59 лет. У меня много направлений деятельности сейчас, но хотелось бы продолжить обучение пенсионеров. Я уверен, что каждый может себя найти в деле.

Поморская кадриль

Нина Корниловна Машталлер в 66 лет решила научиться танцевать. Сейчас ей 67 лет и она участвует в концертных выступлениях в семи номинациях народных и эстрадных танцев, включая вальс и поморскую кадриль.

Нина Корниловна (крайняя слева в верхнем ряду) и «Поморяночки». Фото: Ирина Устин

Нина Корниловна живет в городе Кемь на севере Карелии. До 58 лет она работала в дорожной организации, потом почувствовала, что устала и вышла на пенсию. Первое время отдыхала, а потом стало скучно. Нина Корниловна начала вязать – кофточки, пончо. Сидела и не двигалась, начала набирать вес, заболела нога. И Нина Корниловна решила, что нужно начинать двигаться, а лучше всего – танцевать.

— Я пришла  в группу «Музыкальная терапия» в октябре 2016 года. Мне хотелось двигаться.  Просто гулять по улице я не настроена. Здесь я хожу пешком на репетиции, танцую. И потом у меня настроение хорошее стало, как будто я впустила в свою жизнь новую волну.

В анкете на вопрос «Что вам дают занятия в клубе?» Нина Машталер ответила: «Я счастлива. Никогда не была такой счастливой».

«Поморяночки» на берегу реки. Фото: Ирина Устин

Руководитель проекта «Музыкальная терапия» — Галина Германовна Киселева. На первое занятие пришло меньше 10 человек, сейчас в их группе 25 участниц. Задумывался клуб как собрание людей старшего поколения для занятий движением. Были разработаны программы по дыхательной гимнастике и спортивным упражнениям. Участие в конкурсе «Активное поколение» позволило заниматься танцами. В 2016 году группа «Музыкальной терапии» стала одним из партнеров проекта «Свадебный уклад на поморский лад».

Нина Машталлер и Галина Киселева (вторая слева) в костюмах, которые сшили сами. Фото: Ирина Устин

Танцоры осваивают традиционные поморские танцы: «Кадриль», «Шин», «Одеянка», «Шестерка». Кадриль уже разучили. Этот танец исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику, друг против друга.

— Мы выучили поморскую кадриль, сами нашли материалы о танце, освоили его, сшили себе традиционные сарафаны, блузы. В ближайших к Кеми поселках люди радовались, когда мы приезжали к ним на гастроли. Сейчас в нашем репертуаре шесть танцев. Люди забыли про то, что у них болят ноги, спины и суставы. Они окунулись в новую жизнь.

Свадьба

Светлана Патракова организовала в городе Кемь уже два проекта по программе «Активного поколения». На базе местного клуба «Ляпачиха» в партнерстве с Кемским краеведческим музеем  в 2016 году был реконструирован обряд старинной поморской свадьбы.

Светлана Патракова о поморской свадьбе знает все. Фото: Ирина Ларионова

Участницы проекта изучили историю вопроса по музейным источникам, сами сшили костюмы, вышили полотенца и теперь для туристов или местных жителей разыгрывают театрализованное представление со всеми элементами старинного обряда. Светлане Патраковой 74 года.

Директор Кемского краеведческого музея Ирина Устин и члены клуба «Ляпачиха». Фото: Ирина Ларионова

—    Что нам дает программа «Активное поколение»? Конечно, мы приходим в клуб и так. Но теперь мы можем что-то купить и куда-то съездить. Вот мы купили материал на полотенца – он недешево стоит, нитки, парчу для костюмов. Съездили в деревню Нюхчу, чтобы детально узнать, как проводится этот обряд. А часть группы ездила на гастроли в Москву на фестиваль «Мельница Сампо». Наши участницы – люди в возрасте. Одной из них уже исполнилось 80 лет. Танцуют все!

Традиционное свадебное полотенце участницы проекта вышили сами. Фото: Ирина Ларионова

Волонтеры радости

Марианна Ролле из поселка Муезерский (Карелия) цитирует по телефону Плиния Старшего, убеждает, что в Карелии можно жить интересно даже в отдаленных районах и не зависеть от общих коммунальных условий. Марианне Евгеньевне 62 года, она – заслуженный участник программы «Активное поколение» в Карелии. На ее счету – шесть проектов, поддержанных Фондом Елены и Геннадия Тимченко. Сейчас она организует в районе детский сад для пенсионеров.

— Мы работаем по проекту «Старый что малый». Наша задача – отремонтировать заброшенное здание и сделать там полустационар для людей старшего возраста. Чтобы они собирались на какое-то время вместе – общались, обедали, гуляли. Такая форма помощи пенсионерам существует в Европе. Сразу возникают сложности, конечно. И помещение нам досталось совсем заброшенное, но мы ищем поддержку и продолжаем работать.

Марианна Евгеньевна радуется реставрации музея. Фото: Ирина Ларионова

По словам Марианны, общественная жизнь повлияла и на личную жизнь участников проектов.

— В нашей школе работала одна учительница. Была у нее слабость – выпивала. После выхода на пенсию у нее нашли серьезное заболевание, и она махнула на все рукой, решив, что ей уже не выбраться. Теперь она – ведущая актриса нашего театра «Волонтеры радости» и прекрасный организатор. Она исполняет сложнейшие роли, вызывает самый живой отклик у наших зрителей, большая часть которых – люди с инвалидностью. Общество, правда, считает, что инвалидам и их близким должно быть не до смеха, но это не так.

— Другая актриса нашего театра тоже когда-то преподавала. В 1990-е годы она стала прихожанкой церкви, и ее тогда мучили сомнения:  как же я, член партии, партию обманываю? Получив инвалидность, пришла в проект и прекрасно себя проявила – у нее хорошая память, прекрасное образование — все это помогает ей в театральном искусстве.

У музея. Фото: Ирина Ларионова

За пять лет работы с Фондом Тимченко среда в Муезерском районе заметно изменилась. Теперь для многих людей привычным стало постоянное общение и работа в творческих мастерских.

— Проект «Второе дыхание» создал новые рабочие места, мы восстановили музей в деревне Ондозеро, открыли мастерскую, ткали половики. В деревне постоянные перебои в подаче электричества, иногда сутками люди сидят без света. Участницы наших проектов приходят в помещение, где всегда тепло за счет печного отопления и на случай перебоев со светом есть керосиновые лампы. Люди занимаются творчеством и свою продукцию продают даже в больших городах. До нас в Ондозеро был один ткацкий станок, и все записывались на него в очередь. Сейчас в мастерской три станка, — говорит руководитель Марианна Ролле.

По стопам Арчимбольдо

Любовь Викторовна Васькова —  кандидат искусствоведения, преподавала историю искусств в Художественно-промышленной академии барона Штиглица. После выхода на пенсию организовала в нескольких точках Петербурга бесплатные занятия карвингом для людей старшего возраста. Сейчас ей 63 года. Она руководит занятиями и ведет группу «Домашний карвинг» в соцсетях.

Любовь Васькова считает, что возраст не помеха увлечениям. Фото из личного архива Любови Васьковой

Карвинг в кулинарии — искусство художественной резки по овощам и фруктам, оно требует терпения, концентрации внимания, хорошего глазомера и твердой руки.

Морковка превращается… Фото: Любовь Васькова

— Я вышла на пенсию и решила придумать творческий проект для своих приятельниц. Рисовать они не умели, а читать лекции по искусству мне не хотелось. Я никогда в жизни не занималась карвингом, случайно узнала о нем. Сначала пробовала сама что-то делать по книге и инструкциям, потом пошла на курсы. Обучение было не дешевым, стоило около 30 тыс. рублей. Я сразу решила, что в моем проекте все будут учиться бесплатно. Первую группу я открыла в своем муниципальном округе, меня поддержала администрация. Потом я, такая смешная тетенька, решила принять участие в форуме «Старшее поколение». И там нас заметили сотрудники благотворительного фонда «Добрый город Петербург» и предложили мне поучаствовать в конкурсе грантов. Я написала заявку, это было сложно – я никогда ничего такого не делала. Но мы выиграли в конкурсе!

Букеты и лебеди в технике карвинг. Фото: Любовь Васькова

— На деньги гранта мы закупили инструменты и оборудовали рабочие места для карвинга. Появилась возможность открыть курсы в разных районах Петербурга. Мои лучшие ученицы уже сами стали учительницами. За четыре года работы в проекте приняли участие 418 женщин. Примерно для трети из них занятия стали реабилитацией после инсультов и тяжелых операций. Многие в начале курса не могли даже нож держать в руках! Терапевтический эффект занятий карвингом основан на мелкой моторике, позволяющей людям развивать координацию всех систем в организме. К концу занятий все участницы проекта представляли свои изделия в технике карвинга.

Искусство, которое пригодится в быту. Фото: Любовь Васькова

— Государственные структуры поддерживают общественников только когда идут выборы или намечаются перевыборы. Участие в программе «Активное поколение» позволило нам запустить процесс, который может развивать идею карвинга в разных направлениях. Сейчас мы готовимся  к запуску «семейного карвинга», в котором примут участие люди старшего поколения и их внуки.

— Понимаете, когда ребенок маленький, мы учим его жить, даем ориентиры. А кто будет заниматься человеком в старости? Он сидит дома и не знает, что ему делать. Наступает апатия. Многим моим ученицам за 80 лет. Самой старшей 94 года. Они учатся и оканчивают эти курсы.  Рады, что сняли ночную рубашку и вышли из дома. Кроме того, они получили вдруг опыт волонтерской работы. Это абсолютно новые горизонты. Нужно людей научить жить в старости, принимать этот возраст. Старость — слово не страшное, оно нормальное. И это жизнь.

Справка

Всероссийский конкурс «Активное поколение» ориентирован на поддержку проектов некоммерческих организаций и инициативных групп граждан, направленных на оказание необходимой помощи пожилым людям и приобщение их к активному участию в жизни общества. Особенно это касается жителей малых городов и сел, где более половины местного населения — люди преклонного возраста. Основным инструментом программы являются гранты, выделяемые на конкурсной основе на реализацию широкого спектра гражданских инициатив. 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике