Фото: flickr.com

В декабре 2016 года в реестр поставщиков социальных услуг Ярославской области вошла первая некоммерческая организация. Почему она пока в одиночестве, какова ситуация в регионе и к чему нужно быть готовым НКО, решившим войти в реестр, АСИ выяснило у экспертов, представителей общественности и органов власти региона.

Юлия Рассол, председатель Совета приемных родителей Ярославской области, заместитель руководителя Ярославского регионального отделения Национальной родительской ассоциации

rassol

Пока что о реестре складывается неоднозначное мнение: с одной стороны, вхождение в него дает перспективы для развития СО НКО и улучшения качества оказываемых ими социальных услуг. С другой — непонятны механизмы вхождения в реестр, конкурсного отбора СО НКО, денежных компенсаций и формирования тарифов. Тарифы сейчас не соответствуют реальной стоимости услуг.

Мы пока не знаем об опыте других НКО, которые вошли в реестр. Сами планируем войти в него с различными социальными услугами: оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи людям, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) детей; организация помощи семьям с детьми и их социальная поддержка, в том числе многодетных, семей, воспитывающих приемных детей, и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; а также содействие семейному устройству детей.

На Всероссийском форуме «Святость материнства» в 2016 году были представлены практики других регионов в области общественно–государственного партнерства. Оказалось, что во многих субъектах РФ в реестр поставщиков социальных услуг уже вошло от нескольких единиц до нескольких десятков НКО, при этом на тот момент в реестре Ярославской области еще не было ни одной организации. Возможно, это связано с тем, что пока не до конца разработан механизм взаимодействия государственных органов области с СО НКО.

Ольга Иванова, руководитель Автономной некоммерческой организации «Клуб «Планета Семья»

ivanova

В декабре 2016 года клуб «Планета Семья» стал первой организацией — поставщиком социальных услуг в Ярославской области. Пройдя этот путь, я бы дала несколько рекомендаций организациям, которые планируют войти в реестр. Для начала я бы посоветовала внимательно прочитать Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ, а также постановление Правительства Ярославской области от 18.12.2014  № 1335. Если в них есть те услуги, которые организация планирует оказывать, и ее устраивают предлагаемые тарифы, то полдела сделано.

Если же их в перечне нет, то предстоит сложная работа: написать проект изменений в постановление областного правительства.

А что делать с тарифами, которые никого не устраивают – пока никто нам не скажет…

В самом постановлении очень подробно описаны социальные услуги: с какой частотой следует их оказывать, какая категория нуждаемости, каков показатель эффективности, как это оценивать и т.д. Для того чтобы внести новую услугу в постановление Правительства № 1335, нужно сначала ее описать по уже стандартизированной форме. Обязательно нужно приложить свои разработки об этом виде услуг. Собранные документы принести в Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области со словами: «мы хотим войти в реестр, но именно с этими услугами». И если орган власти сочтет нужным, то будет сам заниматься внесением изменений.

В этом и заключаются основные трудности — если вы собираетесь оказывать услуги, которых нет в перечне, то пока вы не встраиваетесь в систему. Но с этим нужно что-то делать, что-то менять. Никто, кроме организации, заинтересованной в этом, не будет стремиться к изменениям. Пусть следующий год пройдет в согласованиях, но хотя бы будет надежда на перспективу для них и для других НКО.

Как только вы нашли себя в ФЗ № 442, все остальное – просто, кроме написания устава. Пока есть только наш вариант, переделанный из документа о деятельности СО НКО в «устав поставщика социальных услуг», в котором можно что-то подсмотреть. Но сотрудники Управления Министерства юстиции России по Ярославской области адекватно относятся к НКО и помогают. Когда я пришла, меня консультировали в течение 30-40 минут.

Для устава необходимо определиться с видами экономической деятельности, скорректировать цели в соответствии с выбранными услугами и т.д. Тот устав, который я подала в Минюст, претерпел минимальные изменения. Однако до этого он был согласован с Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области в смысле соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к поставщикам соцуслуг.

А дальше пакет документов для постановки в реестр можно собрать за один день, учитывая, что у организации уже есть опыт прошлых реализованных проектов. Пройдет примерно месяц с момента подачи документов до момента их получения, не меньше. Ну а после внесения в реестр, надо соблюдать ФЗ № 442.

Каждый этап непрост. Если соберется инициативная группа, которой нужна моя помощь – я готова провести семинары на эту тему. Все постановления я перечитала вдоль и поперек и знаю, как все устроено. Можно даже подготовить по их услугам пакет документов. Для этого требуются определенные усилия. Например, сейчас только вводится услуга сиделок. В этом нуждается очень много людей, но номинально такой услуги в реестрах нет и легально ее сейчас никто не оказывает. Ярославская область – единственная, наверное, где разрабатывают и вводят эту услугу. Одно ее описание занимает 26 страниц.

В текущем перечне прописаны услуги для социально незащищенных категорий граждан — пожилых, инвалидов, пенсионеров, ветеранов. Получается, что по настоящему ФЗ № 442 здоровая молодежь и здоровая семья в социальных услугах не нуждается. Поэтому организации, которые не собираются работать с пожилыми людьми, ветеранами, людьми с инвалидностью и так далее, должны быть готовы к тому, что их профилей в ФЗ № 442 нет. Естественно, что госструктуры действовать вразрез с законодательством не будут. Здесь организациям придется настроиться на позитивный лад – им отказывают не потому, что чиновники плохие, а потому что таков закон.

Галина Омарова, руководитель проектов Автономной некоммерческой организации «Центр социальных проектов «Участие»

omarova1

Сегодня государство предпринимает много усилий, чтобы привлечь НКО к оказанию социальных  услуг. Мы консультировались с Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области и думаем, что наша работа с детьми с ментальными (психическими) нарушениями и с их родителями как раз вписывается в реестр социальных услуг. Наша организация может оказывать социально-психологические, социально-педагогические услуги и услуги по повышению коммуникативного потенциала (способность обмениваться вербальной и невербальной информацией), проводить обучение социально-бытовым навыкам. С ними мы и планируем войти в реестр поставщиков социальных услуг.

Все оформление я пока не проходила, но документы посмотрела. Если это будет посильно, то, конечно, мы сделаем все, что от нас зависит.

Главная цель, чтобы часть услуг, которые мы сегодня уже оказываем, была на государственном софинансировании. Если у нас появится возможность регулярно и стабильно получать средства, нам уже будет «легче дышать». Сейчас мы живем от гранта до гранта, который покрывает в лучшем случае полгода. В этом году мы выиграли три областных конкурса, и наши дети и родители имеют возможность заниматься бесплатно семь месяцев. Все остальное время либо занятий нет, либо мы стараемся найти спонсоров.

Однако в Ярославле со спонсорами сложно. Если было бы софинансирование, некоммерческим организациям можно было бы планировать свою деятельность, открывать рабочие места, хоть и не на полную ставку. И это был бы уже другой уровень оказания услуг и другой уровень взаимодействия с государством.

Однако тарифы невелики и поэтому, как я думаю, никто не торопится регистрироваться. Никто не видит в этом решения своих проблем. Мы даже не знаем точно, какое финансирование можно получить и какие требования предъявляются к отчетности, но уже представляем, сколько документов предстоит оформить.

Официальный комментарий Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области

snimokИнфраструктура организаций социального обслуживания населения в Ярославской области сегодня включает 59 организаций различных типов, среди которых одна автономная некоммерческая организация. Все они включены в реестр поставщиков социальных услуг.

Для привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к оказанию услуг и передачи СО НКО оказания части услуг населению в регионе работают три механизма.

Один из них — это реализация региональной программы по поддержке СО НКО и проведение ежегодных конкурсов проектов  на оказание услуг населению в социальной сфере. В 2016 году, например, государственную поддержку получили 12 некоммерческих организаций и 5980 человек получают социальные услуги. Одним из результатов стало и то, что в настоящий момент организации — победители конкурса планируют войти в реестр поставщиков социальных услуг в 2017-2018 годах.

Во-вторых, для привлечения в сферу социального обслуживания негосударственных организаций утвержден порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг поставщиками. Конечно, при условии вхождения организации в реестр поставщиков социальных услуг. Кроме того, для расширения спектра оказываемых социальных услуг в Ярославской области с 1 сентября 2016 года введена услуга сиделок, которой воспользовалось 57 человек. Она очень востребована и не оказывается государственными и муниципальными организациями.

И в-третьих, работает механизм по передаче функций СО НКО  по социальному сопровождению, которое включает обеспечение людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации, обучение пользованию ими и средствами ухода, а также обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах. Это также происходит на конкурсной основе и в рамках требований ФЗ № 44.

Для повышения уровня подготовки руководителей и сотрудников общественных организаций в 2017 и 2018 годах Ресурсный центр для некоммерческих организаций региона планирует проведение обучающих семинаров. Они будут посвящены стандартам оказания социальных услуг, тарифам и нормативам, порядку возмещения затрат и предоставления отчетности.

Мы предполагаем, что все эти механизмы позволят привлечь в реестр поставщиков социальных услуг не менее шести СО НКО в 2017 году (нарастающим итогом), в 2018 году – не менее семи СО НКО (нарастающим итогом).

Информация представлена по материалам региональной «Дорожной карты».

Рекомендуем

Новые здания Воронежа будут проходить экспертизу на доступность для инвалидов

Включение консультантов-инспекторов в комиссию по приемке строительных объектов позволит избежать ошибок, которые делают здания недоступными для людей с ограниченными возможностями здоровья.