Фото: фонд Елены и Геннадия Тимченко

Старение населения становится актуальной проблемой для России. Эксперты видят тенденцию к ежегодному увеличению количества программ государства, бизнеса и НКО, которые направлены на поддержку пожилых граждан. Какие события 2016 года запомнились в этой теме больше всего — в обзоре Агентства социальной информации.

Принята Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения

Правительство РФ в феврале приняло Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в России до 2025 года. Проект стратегии в последние три года активно обсуждали эксперты и некоммерческие организации.

Стратегией определяются цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения. Целью является повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения. В числе основных задач – развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и создание условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в нем организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности; развитие гериатрической службы и системы оценки потребности в уходе; создание условий для систематических занятий граждан старшего поколения физической культурой и спортом.

Первый этап реализации стратегии запланирован на период с 2016 до 2020 года. 6 декабря 2016 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план реализации первого этапа стратегии, которым, в частности, предусмотрены меры, направленные на стимулирование занятости граждан старшего поколения, развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг, расширение производства товаров и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей граждан старшего поколения. План будет реализовываться в рамках государственных программ.

Результатом реализации стратегии станет создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения, которые позволят повысить их уровень и качество жизни, говорится в документе.

Соцопрос: в каждой третьей российской семье есть пожилые родственники

Национальное агентство финансовых исследований при поддержке Негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние» в марте провели всероссийский опрос о том, кто должен заботиться о нас в старости. Результаты опроса показали, что в каждой третьей российской семье есть пожилые родственники, нуждающиеся в постоянном уходе, и в большинстве случаев уход за ними осуществляют близкие. При этом возможность воспользоваться услугами частных сиделок и пансионатов рассматривают 13% опрошенных, которые пока не занимаются уходом. Как считают эксперты, результаты опроса говорят о потребности людей в уходе и незрелости рынка по уходу за пожилыми людьми в России.

частный пансионат для пожилых

Впервые — исследование о столетних гражданах РФ

Продолжительность жизни увеличивается во всем мире. Роста числа долгожителей следует ожидать и в России. Это ставит вопросы организации рациональной системы оказания разносторонней специализированной медико-социальной помощи таким людям.

В 2016 году Российский геронтологический научно-клинический центр» (РГНКЦ) при взаимодействии крупнейших научно-исследовательских учреждений страны, РАНХиГС и при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и Фонда Тимченко инициировал исследование «100-летний гражданин». Исследование столетних граждан разделилось на медицинскую и социологическую части.

Уже первые результаты исследования показали, насколько нуждаются долгожители в организации оказания им особой медицинской и социальной помощи, и просто — в заботе и внимании окружающих. Большинство из них одиноки, не выходят на улицу в связи со значительным снижением зрения и слуха, боязни падения. Квартиры, как правило, мало приспособлены для жизни очень пожилого человека — нет возможности опоры для того, чтобы встать с кровати или кресла, после посещения туалета. При этом большинство из них сохранили ясность и живость ума, по-прежнему хотят интересоваться окружающей жизнью.

Данные исследования говорят о том, что важнейшими барьерами для полноценной жизни долгожителей является физическое заключение дома, невозможность выбора, в том числе товаров и услуг, восприятие мира через контакты с социальным работником.

Фотовыставка "Улыбка не стареет"

Разговор о культуре старости в России

Главной темой IV Национальной конференции «Общество для всех возрастов» стала культура старости. Российские и зарубежные исследователи, телеведущие, общественные деятели обсудили, что представляет собой культура старости в разных странах, какой она становится и может стать в нашей стране, какими могут быть индивидуальные стратегии старения.

Как считают участники конференции, термин «культура старости» включает в себя множество аспектов, в том числе социально-бытовые условия, отношение общества к людям старшего возраста, развитие среды, комфортной для всех возрастов. По мнению участников конференции, акцент должен быть смещен с нужд пожилого населения на его сильные стороны, обществу необходимо осознать потенциал позитивного старения, предоставлять пожилым людям выбор – начиная от того, чем заниматься, и заканчивая тем, как выглядеть. Обществу пора перестать видеть представителей старшего поколения исключительно немощными иждивенцами, отказаться от патерналистского подхода, в том числе и в лечении пожилых, ему на смену должен прийти подход «пациент решает».

Специальным проектом в рамках конференции стали «Беседы с писателями о старости». «Беседы с писателями о старости» задумывался как проект, который поможет привлечь внимание к теме широкой аудитории и разобраться в причинах, создающих и поддерживающих стереотипы и негативное отношение к старшему поколению, определить предпосылки для формирования нового позитивного языка описания возраста. «Беседы с писателями о старости» — цикл из трех встреч, две из них уже состоялись.

Вторая встреча из цикла «Беседы с писателями о старости» прошла в КЦ ЗИЛ при полном аншлаге
Вторая встреча из цикла «Беседы с писателями о старости» прошла в КЦ ЗИЛ при полном аншлаге

«Академия памяти Мемини»: как распознать деменцию

Деменция пока что считается неизлечимым заболеванием. Профилактика деменции – единственный путь избежать или отсрочить наступление старения головного мозга. Проект «Мемини», коммуникационная группа MOVIE и агентство Black Sugar в 2016 году реализовали всероссийский социально-образовательный проект «Академия памяти Мемини», направленный на борьбу с деменцией. Проект охватил более 10 городов.

В основе мероприятий проекта — бесплатное тестирование и консультации ведущих специалистов-неврологов Москвы и регионов, а для привлечения семейной аудитории разработаны самые разнообразные акции. Среди них — мобильный квест «Хранители памяти». Задача участников квеста за 30 минут вернуть лучшие воспоминания своей бабушки, но для этого им предстоит противостоять основным симптомам деменции: неряшливость, забывчивость, агрессия.

Мемини 3

Пенсионеры примеряют новые профессии

В регионах России на протяжении всего года возникали новые инициативы, связанные с обучением старшего поколения новым профессиям. Так, в Тюмени участницы проекта «Бабушка меняет профессию» учились варить кофе, готовить суши, поработали сотрудником ГИБДД и даже выступили телеведущими.

Летом в Архангельской области начала работать Школа резьбы по дереву. Ученики знакомились с секретами обработки древесины и подготовки ее к работе, учились обращаться с инструментом, осваивали токарные работы, объемную, прорезную и трехгранно-выемчатую резьбу. Результаты своей работы мужчины представили на открытом конкурсе.

В Новосибирске появился каморкинг, где обучают столярному делу и изготовлению деревянных кубиков.

Краснокамская организация «ПРОдвижение» предложила пожилым людям освоить азы журналистики и помогать в издании газеты «Седой читатель». Проект появился по инициативе пожилых людей, которые хотят изучать журналистику.

kamorking-master-klass-2

Компании рассказали, как работать с сотрудниками старшего поколения

Сообщество работодателей «Компании для всех возрастов» выпустило аналитический сборник «Опыт как ценность». Издание знакомит с лучшими практиками работы с сотрудниками старшего поколения таких компаний, как МГТС, «Ростелеком», «Балтийский завод – судостроение», «Сан Мишель», «Омскэнерго». В частности, авторы сборника приводят мотивации работать в старшем возрасте в России и в США, женщинах зрелого возраста как основной группы риска на рынке труда, методах государственной поддержки работодателей в Сингапуре, принимающих на работу старшее поколение, обратном наставничестве и практике применения в США образовательных счетов LiLAs, из которых финансируется последующее обучение и повышение квалификации человека старшего возраста.

опыт как ценность

Книга для двух поколений

В издательстве «Поляндрия» вышла книга «Когда бабушка и дедушка были маленькими…». Книга создана по инициативе и при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. В издании 72 страницы, тираж — 5 тыс. экземпляров. Маленькие читатели узнают из книги, что у бабушек тоже бывают родители, увидят ручку с перьями, стиральную доску, пирожное из печенья, а старшее поколение узнает на страницах книги тщательно воссозданные символы того времени. Авторы книги — Екатерина Мурашова и Наталья Майорова, иллюстратор — Катя Бауман.

Издательство АСТ и Общероссийское общественное движение «Бессмертный полк России» объявили о выпуске серии книг с реальными историями героев Великой Отечественной войны. «Библиотека Бессмертного полка» будет состоять из серии документальных, публицистических, исторических, художественных книг. К этим книгам молодое поколение, учителя, историки, писатели, сценаристы смогут обращаться как к первоисточнику, черпая в них и историческую правду, и вдохновение, — считают авторы инициативы.

Титульный лист Когда бабушка и дедушка были маленькие

Программа «Активное поколение» вышла на всероссийский уровень

Ежегодная программа малых грантов «Активное поколение», которая реализуется при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, расширила географию. Основным инструментом программы являются малые гранты (до 100 тыс. рублей), выделяемые на конкурсной основе на реализацию широкого спектра гражданских инициатив.

В рамках конкурса поддерживают проекты, направленные на социальную и профессиональную адаптацию пожилых людей, включая образование и переобучение граждан пожилого возраста, помощь в применении полученных ими знаний, в том числе поддержка и развитие навыков предпринимательства. Также рассматривают проекты, способствующие связям между поколениями, вовлечению людей старшего поколения в воспитание детей и молодежи, возрождение и поддержание семейных ценностей и традиций. Не менее важной темой стало внедрение новых социальных услуг для пожилых людей, преимущественно в сельской местности.

Приемная семья для пожилого человека

В регионах России развивают альтернативную форму жизнеустройства граждан пожилого возраста, нуждающихся в постоянном уходе, в противовес размещению в домах престарелых и интернатах для инвалидов.

В Башкирии принят закон о приемных семьях для граждан пожилого возраста, который вступает в силу 1 января 2017 года. Лицу, осуществляющему уход за пожилым человеком или инвалидом в приемной семье, предусматривается ежемесячная денежная выплата в размере 6200 рублей. Если в приемную семью принимается лицо старше 80 лет или инвалид I группы, выплата увеличивается на 30%.

В 2017 году в Татарстане планируют создать 30 приемных семей по пилотному проекту «Приемная семья для пожилого человека». Сейчас идет подбор потенциальных приемных семей для пожилых дееспособных жителей. С кандидатами проводят тестирование на психологическую совместимость, проверяются жилищные условия.

3

Юлия Вяткина - автор Агентства социальной информации

Рекомендуем

Спецпроект SUPER-СТАРиК° — 2016

В декабре 2016 года Агентство социальной информации запустило спецпроект SUPER-СТАРиК° — серию публикаций об инициативах людей старшего возраста, которые преобразили жизнь окружающих, территорий, где они…

ТОП событий года по рубрикам АСИ

Агентство социальной информации выбрало наиболее значимые события в каждой из тем, с которыми работают наши журналисты, по итогам 2016 года.