Фото: Филип Моррис

Программа «Статус: онлайн» – флагманская социальная программа компании «Филип Моррис Интернешнл» — действует сегодня в 16 городах России, помогая людям старшего возраста и людям с инвалидностью осваивать компьютерные технологии. О том, почему компания поддержала именно такую программу, каковы особенности благотворительной деятельности для табачной компании и требования бизнеса к партнерству с НКО, мы беседуем с директором по коммуникациям и связям с общественностью «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Ириной Жуковой.

Компания «Филип Моррис Интернешнл» почти четверть века работает в России и обладает большим опытом в сфере корпоративной ответственности. Как за эти годы трансформировались ваши социальные программы?

Наши первые программы в девяностых (мы открыли офис в Москве в 1992 году) предполагали поддержку проектов в сфере культуры и искусства. Мы поддерживали, например, фотобиеннале в Москве, джазовый фестиваль Игоря Бутмана, премию «Дебют» в Новосибирском театре оперы и балета. Постепенно от поддержки культуры и искусства мы перешли к проектам помощи тем, кто больше всего в этом нуждается. Сейчас основными направлениями благотворительной деятельности нашей компании в России являются помощь пожилым и людям с ограниченными возможностями, а также поддержка развития профессионального и высшего образования.

Есть ли при этом направления поддержки, которые для вас закрыты?

Мы не рассматриваем проекты, которые связаны с политикой, религией и не работаем с индивидуальными обращениями.

Участники программы "Статус: онлайн" в Красноярске
Участники программы «Статус: онлайн» в Красноярске

Тема поддержки старшего поколения в России еще не так популярна, как, например, помощь детям. Почему ваша компания решила обратиться именно к этой теме как одной из основных в своей социальной деятельности?

Когда в 2012 году мы выбирали направления для социальных инвестиций, ниша программ помощи пожилым была практически не занята. Тогда начала формироваться наша программа компьютерной грамотности для пожилых и взрослых инвалидов. Важным фактором для ее создания послужило также постановление Правительства РФ о переводе всех государственных услуг в режим онлайн. Для пожилого человека освоить компьютер — это возможность стать частью современного мира информационных технологий, способ придать жизни новый смысл, почувствовать себя идущим в ногу со временем. Несмотря на то, что в крупных городах работают бесплатные курсы компьютерной грамотности, на всех желающих их не хватает. Так, в 2013 году появилась программа «Статус: онлайн», а уже в 2014 году она завоевала первое место в номинации «Лучшая программа, способствующая развитию образования в Российской Федерации» на конкурсе «Лидеры корпоративной благотворительности».

За четыре года работы программы создано 10 стационарных и 30 передвижных компьютерных классов, обучилось более 22 тыс. пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

Участники программы "Статус: онлайн" в Калининграде
Участники программы «Статус: онлайн» в Калининграде

Вы отслеживаете, как меняется жизнь выпускников программы «Статус: онлайн»? Помогают ли им новые знания реализовать себя?

У нас есть разные истории успеха. Например, в Нижнем Новгороде одна женщина очень хотела работать экскурсоводом. И когда она закончила курсы компьютерной грамотности, то получила доступ к большему количеству информации, сформировала свои экскурсионные программы и сейчас очень успешно проводит экскурсии по своему родному городу. Директор одной из школ в Свердловской области, пройдя обучение в рамках программы, поверила в собственные силы, подала заявку и выиграла областной грант на улучшение материально-технической базы школы. В результате был построен стадион, оборудована спортивная площадка. Более того, она решила поучаствовать во Всероссийском конкурсе «Директор школы» и вошла в число финалистов.

Разрабатывая программу «Статус: онлайн», вы прислушивались к мнению партнеров, в частности, некоммерческих организаций?

Да, мы доверяем опыту некоммерческих организаций, их пониманию того, как нужно вести благотворительные программы. Например, программу «Статус: онлайн» мы проводим в партнерстве с Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ». В процессе разработки программы выяснилось, что для пожилых людей нужна специальная программа обучения — им требуется, чтобы объясняли медленнее, больше повторяли, тем самым закрепляя полученные знания.

Для нас сотрудничество с НКО — это всегда совместное творчество. Мы приносим идею, а они добавляют понимание, где и как лучше ее реализовать, какие могут возникнуть сложности. Мы многому учимся у наших партнеров.

Участница программы "Статус: онлайн" в Новосибирске
Участница программы «Статус: онлайн» в Новосибирске

Какие требования вы предъявляете к некоммерческим организациям-партнерам?

У нас очень высокие требования к НКО. Организация должна быть финансово устойчивой, иметь хорошую репутацию, успешные проекты, то есть быть надежной. Помимо стандартных юридических и финансовых требований, в идеале, некоммерческие организации должны мыслить так же системно, как и компания, и разговаривать с бизнесом на одном языке.

Мне кажется, особенно важно развивать сотрудничество с НКО в вопросе выбора компанией того или иного применения своим социальным усилиям. Некоммерческие организации помогают сориентироваться, что в целом происходит в сфере социальных инвестиций, какие направления более востребованы. Часто бывает так, что бизнес хочет помогать, но ему нужна некоммерческая организация, которая будет «помогать помогать». Для нас большое значение имеют как разъяснительная работа, так и данные опросов, а также статистика, которую делает общественная организация.

Как вы думаете, можно ли говорить о том, что табачные компании в КСО профессиональнее других, потому что они вынуждены наиболее тщательно подходить к выбору форм своей благотворительной деятельности, выбору партнеров?

У меня был опыт работы в других компаниях, и по некоторым параметрам это действительно так. Мы в компании подходим к развитию благотворительности стратегически, для нас важно, чтобы наши программы развивались в долгосрочной перспективе, приносили ощутимую пользу для местных сообществ, меняли жизнь людей к лучшему.

Участники программы "Статус: онлайн" в Нижнем Новгороде
Участники программы «Статус: онлайн» в Нижнем Новгороде

Сколько компания тратит на благотворительные программы? И сокращались ли в последние годы в связи со сложными экономическими условиями ваши социальные инвестиции?

На благотворительность выделяется серьезный бюджет, и он не сокращался в последние годы, несмотря на экономическую ситуацию. Деятельность в сфере КСО в стране присутствия компании – это серьезное обязательство, которое мы продолжаем выполнять из года в год. В 2016 году бюджет благотворительных программ «Филип Моррис Интернешнл» в России составил 85 млн рублей.

По вашему ощущению, сейчас в публичном пространстве стало больше информации о социальных программах бизнеса?

Безусловно, я вижу, что делают коллеги из других компаний, российских и иностранных. Сейчас появилось больше возможностей рассказывать об этих проектах, делиться опытом. Когда приходишь на конференции, удивляешься тому, как много разные компании делают хорошего и позитивного.

Но это знание, к сожалению, в большинстве случаев, так и остается в закрытом корпоративном сообществе, а не выходит в широкое информационное поле. Например, есть компании, которые помогают развитию паралимпийского спорта, вкладывают в это огромные деньги. Но, говоря об успехах той или иной команды, СМИ не упоминают название компании, которая туда вложила столько средств.

Слет программы "Статус: онлайн", 2016
Слет программы «Статус: онлайн», 2016

К табачным компаниям всегда особое внимание со стороны общества. Наверное, вы сталкивались с критикой, что финансируете различные благотворительные программы только ради своей репутации?

Репутация — это такое понятие, которое включает в себя совокупность факторов. Это ведь не только благотворительные программы, но, прежде всего, вопросы этики ведения бизнеса, соответствие внутренним или внешним требованиям и нормам, антикоррупционные вопросы, защита экологии, отношение к своим сотрудникам. Компания очень серьезно относится ко всем перечисленным аспектам. Приведу один пример – у нас достаточно серьезно разработана система программ обучения и развития персонала. Для сотрудников компании созданы условия, чтобы они развивались и продвигались по карьерной лестнице. В 2015-2016 годы наша компания дважды была признана одним из лучших работодателей в России (сертификация Top Employers Institute).

Почему мы делаем благотворительные программы? Мы считаем это своим долгом. Наши программы, в основном, сфокусированы в регионах присутствия компании. Сейчас у нас в России около 100 региональных офисов от Калининграда до Владивостока, две фабрики — одна в Ленинградской области, вторая находится в Краснодаре. Для нас важно, чтобы сотрудники понимали и видели, как компания способствует тому, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Мы не ищем выгоды от социальных инвестиций. Здесь для нас значимый показатель — возможность внести свой вклад, способствовать созданию индивидуальных историй успеха, например, увидеть, как люди, обучившись компьютерной грамотности, открыли свой бизнес, продолжили работу после выхода на пенсию, стали больше общаться с родственниками, перестали чувствовать себя одинокими, как молодые ученые сделали свои первые открытия.

Рекомендуем

Более полутора тысяч пожилых новосибирцев изучили азы компьютерной грамотности за три года

Освоить современные компьютерные технологии старшему поколению помогла благотворительная программа «Статус: онлайн». Ее самыми значимыми результатами специалисты признают возможность для пожилых не остаться в изоляции, вести…

Росбанк собрал более 450 тысяч рублей в поддержку благотворительных фондов

Благотворительный новогодний базар проходил в головном офисе банка. Здесь благотворительные организации представили сотрудникам свою сувенирную продукцию, которую можно было приобрести за пожертвование в поддержку бездомных…