Фото: фонд «АдВита»

Сувенир для некоммерческой организации — хороший инструмент для общения с аудиторией. Продавая сувениры можно не только получить средства для реализации своих проектов, но и повысить узнаваемость НКО и привлечь новых волонтеров или жертвователей. Наступает сезон подготовки к новогодним ярмаркам, и многие фонды выйдут в торговые центры для сбора пожертвований за сувениры. Своим опытом производства изделий на продажу делятся несколько успешных петербургских некоммерческих проектов.

Слова и образы от студентов центра «Антон тут рядом»

Центр помощи людям с аутизмом «Антон тут рядом» производит сувениры в четырех мастерских — швейной, гончарной, декораторской и графической. Уникальность изделий в том, что при их создании используются рисунки и высказывания студентов центра, людей с аутизмом. Сами студенты принимают активное участие в производстве — что-то делают самостоятельно, а что-то — под руководством художника или волонтера.

anton1_umensh
Фото: центр «Антон тут рядом»

Среди сувениров: подушки, лоскутные одеяла, салфетки, чашки и тарелки, деревянные игрушки, блокноты и многое другое. Часть изделий полностью производится в мастерских и изготавливается исключительно вручную: студенты и мастера шьют, лепят, наносят принты на ткань или бумагу, расписывают керамику. Есть сувениры, которые производятся тиражным способом (кружки, сумки, значки, магниты, футболки с картинками или высказываниями студентов центра).

Продают сувениры в нескольких местах: в Петербурге у центра есть договоры с 11 офлайн-точками продаж (хостелы, кафе, рестораны), двумя интернет-магазинами, а в Москве налажена работа с Музеем современного искусства «Гараж». Как и другие некоммерческие организации, центр выставляет свои изделия на городских ярмарках и фестивалях. Также «Антон тут рядом» активно сотрудничает с различными компаниями: изготавливает корпоративные подарки, детали для оформления интерьера и др.

Фото: Центр "Антон тут рядом"
Фото: центр «Антон тут рядом»

В 2015 году центр получил за свою сувенирную продукцию больше 1 млн рублей. В 2016 году уже собрано более 750 тыс. рублей.

Уютная керамика Музея варежки

Музей варежки — творческое пространство благотворительного фонда «Время помогать» — производит на продажу различные керамические изделия. Опыт показал, что лучше всего продается недорогая керамика, примерно за 350 рублей. Именно поэтому основная линейка сувениров — это мелкие изделия: серьги, кулоны, магниты. За месяц музей производит примерно 80 кружек и около 200 небольших сувениров.

Фото: Музей варежки
Фото: БФ «Время помогать»

Для создания изделий требуется гончарный круг, печь и мастер. К отбору мастеров подходят очень тщательно, поскольку они не только делают керамику, но и общаются с подопечными, участвуют в акциях фонда.

Фото: Музей варежки
Фото: Музей варежки

Для распространения сувениров Музей варежки пробовал сотрудничать и с большими торговыми площадками, и с маленькими. Один из самых эффективных партнеров проекта с точки зрения продаж — благотворительный магазин «Спасибо!». Однако важную роль в повышении узнаваемости бренда играет сотрудничество с крупными российскими проектами. В их числе Byusocial, Planeta, «Больше, чем покупка!» (фонда «Наше будущее»), программа Social Impact Award. Даже если продажа сувениров на больших площадках не приносит ощутимой прибыли, подобное сотрудничество открывает новые возможности. Например, благодаря участию в проекте «Больше, чем покупка!» фонду «Время помогать» удалось выиграть грант на развитие гончарной мастерской. Эта помощь была предоставлена Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ» в рамках программы «Растим добро».

Нетипичные туристические сувениры от «Ночлежки»

Колоритные «Чисто питерские» сувениры с декабря прошлого года выпускает благотворительная организация «Ночлежка». В линейке товаров оригинальные символы города: магниты, стилизованные под таблички с названиями улиц и мостов, чашки «Наводнения» и «Белая ночь», сумки и тарелки с принтами «Пышка» и «Корюшка».

В создании дизайна сувениров принимали участие профессионалы из рекламного агентства Great — давнего партнера «Ночлежки». Туристический уклон был выбран потому, что в Петербурге всегда высокий спрос на подобные товары.

Принты на изделия наносятся в типографии. Перед выпуском тиража обязательно заказывается пробная партия. Основные точки продажи — книжные лавки, ярмарки и фестивали, онлайн-магазины и сайт «Ночлежки». За период с начала января по конец июля этого года прибыль «Ночлежки» от продажи сувениров составила почти 100 тыс. рублей.

Фонд «Добрый город Петербург» с 2013 года проводит в предновогодние дни благотворительную «Ярмарку чудес», где некоммерческие организации города предлагают различную сувенирную продукцию и рассказывают о своей работе посетителям. Директор фонда Дарья Буянова поясняет, каким должен быть благотворительный сувенир, чтобы посетитель ярмарки захотел оставить за него пожертвование.

Дарья Буянова
Дарья Буянова

«Благотворительные сувениры — это часто либо изделие «со смыслом» и историей (например, сделанные особенным ребенком елочные игрушки), либо качественный, способный конкурировать с другими товарами в магазинах, продукт. В первом случае посетитель ярмарки получает за свое пожертвование эмоцию и ощущение сопричастности, во втором — качественный и полезный сувенир по вполне рыночной цене. И часто благотворительная история служит не главной мотивацией, а «бантиком». Идеально, когда НКО смогла совместить личную историю подопечных с качественным сувениром. Такие примеры в нашем городе есть. Думаю, что в кризис, когда уровень благосостояния не растет, людям чаще нужны качественные сувениры, пусть они и будут стоить немного дороже. Ради эмоции горожане жертвуют и просто так, им не нужен подарок-благодарность, а от «Ярмарки чудес» и подобных событий они ждут уникальных изделий, которые понравятся им самим и их близким».

Детская фантазия в сувенирах фонда «АдВита»

Сувенирная продукция от фонда «АдВита» выпускается в рамках большого проекта «Помогать легко». Сувениры и подарки создаются на основе рисунков подопечных фонда — это магниты, блокноты, футболки, сумки, калейдоскопы, кормушки для птиц, календари, кружки. Кроме того, изготавливаются и продаются товары благотворительного медиабренда «Летающие звери»: игрушки-герои мультфильма «Летающие звери», книги, раскраски, выпускаемые по лицензии. Тираж каждого изделия может варьироваться от 1 до 10 тыс. штук.

Макеты сувениров разрабатывают штатные дизайнеры проекта «Помогать легко», однако каждый из них начинается с рисунка ребенка. Дети — подопечные фонда «АдВита» рисуют в больницах вместе с художниками-волонтерами, а сувениры «Летающие звери» создаются вместе с аниматорами и дизайнерами.

Фото: фонд "АдВита"
Фото: фонд «АдВита»

Эта продукция продается в 40 магазинах-партнерах и список партнеров постоянно растет. С 2015 года она представлена более чем на 80 заправках Лукойл в городах России в рамках программы фонда «Наше будущее» — «Больше, чем покупка!». Сувениры  распространяются на волонтерских акциях в концертных залах и клубах, на городских мероприятиях и ярмарках. Они, конечно же, продаются в специальном благотворительном магазине «Этажерка», который работает офлайн на площадке фонда (ул. Большая Пушкарская, д. 10),  а в интернет-версии — по адресу www.legko-legko.ru. Также фонд активно сотрудничает и с корпоративными клиентами.

С 2014 года в Петербурге работает проект «Этажерка» — объединенная лавка сувенирной продукции от благотворительных фондов, общественных организаций и социальных предпринимателей. Сегодня «Этажерка» базируется в пространстве «Легко-Легко» (проект фонда «АдВита») на Большой Пушкарской, 10, представлена онлайн в формате магазина legko-legko.ru, а также на различных массовых мероприятиях — ярмарках и фестивалях. «Этажерка» является одним из проектов Ассоциации социальных предпринимателей Санкт-Петербурга (АСП).

Директор  АСП Ирина Вишневская рассказывает о том, в каких местах есть шанс получить большую прибыль для своей некоммерческой организации.

Фото: Ирина Вишневская
Ирина Вишневская

«Как показывает наш опыт, сувенирная продукция от благотворительных организаций в больших торговых центрах даже густонаселенных районов покупателю не особенно интересна. Люди приезжают в подобные места за конкретной покупкой и не останавливаются перед витринами с товаром, в котором они сейчас не заинтересованы. Именно поэтому мы сегодня отклоняем предложения о льготной аренде даже от больших торговых комплексов: с учетом расходов на логистику и персонал эти точки становятся убыточными. Другое дело — специализированные ярмарки, на которые покупатели приходят уже подготовленными, готовыми тратить деньги на качественные сувениры с социальной составляющей. Сегодня мы сконцентрировались на поиске хороших  площадок для предновогодних ярмарок, так как в кризисный период мы хотим направлять свои усилия туда, где предполагается максимальная отдача».

Проект «Помогать легко» делает ставку на большие объемы продаж недорогой продукции. За 2015 год в фонд было переведено 2 503 531 рублей — это сумма прибыли от продажи сувениров и пожертвований, собираемых на мероприятиях в пользу фонда. Не менее 6 млн рублей ежегодно поступает в фонд с волонтерских акций на различных площадках.

Рекомендуем

Пенсионеры Малой Вишеры изготовили сувениры для благотворительной ярмарки

Глиняные тарелки, конфетницы, новогодние игрушки и сувениры подготовили участницы проекта «Красота, рожденная в огне». Собранные от продажи изделий средства будут направлены в помощь нуждающимся.

Новгородский благотворительный магазин собирает деньги на занятия незрячих детей

Магазин «Давайте меняться» проводит предновогоднюю ярмарку поделок, на которую новгородцы приносят свои работы. Вырученные от продажи средства будут направлены в новгородский семейный творческий центр «Музизон»,…