Новости
Новости
15.04.2024
12.04.2024
11.04.2024
18+
Интервью

ОКСАНА ОРАЧЕВА: профессионал в благотворительности умеет управлять эмоциями и командой

В преддверии конференции корреспондент Агентства социальной информации побеседовал с председателем совета Форума Доноров, генеральным директором Благотворительного фонда В. Потанина Оксаной Орачевой.

Управление благотворительностью — тема 2016 года по версии Форума Доноров. Как эффективно управлять персоналом, имиджем и репутацией, какова роль стратегического управления в развитии организации, чему НКО могут научиться, исходя из опыта корпоративного управления в компаниях? 20 октября на XIV Ежегодной конференции Форума Доноров эксперты, экономисты, общественные деятели, представители благотворительных фондов, власти, бизнеса и СМИ представят свое видение управления благотворительностью.

С какими вызовами сейчас сталкиваются организации в управлении благотворительностью?

Содержательная деятельность благотворительной организации, то есть программы, проекты, инициативы, поддержка благополучателей, часто предъявляет свои собственные требования к управлению, в то время как система управления предполагает правила и процедуры. Вопрос их грамотного соединения волнует многих.

Другой аспект касается принятия решений. Каким образом сегодня в благотворительности должны приниматься решения, на чем они основываются и насколько являются обоснованными? Как мы подкрепляем свое решение, то есть что мы знаем о результатах своей деятельности, как мы используем это знание о результатах, чтобы двигаться дальше?

Вопрос о профессионализме остается традиционным. Со словом «благотворительность» часто ассоциируются горящие глаза, особенно когда мы говорим о каких-то публичных акциях. Мы всегда видим, как люди болеют душой. Как это соединить с профессионализмом с точки зрения управления? Таков современный вызов.

Какие есть новые тенденции, способы управления благотворительностью?

В последнее время уделяется больше внимания всему, что связано с командообразованием и участием в совместной деятельности. С одной стороны, такая деятельность может быть приятна самому человеку, с другой — это такая же работа, которая влияет на саму организацию. Происходит объединение профессиональной деятельности и личных интересов человека. Особенно это проявляется в участии в крупных благотворительных акциях, которых сегодня становится все больше и больше.

Вы затронули вопрос профессионализма. Каким должен быть профессионал в благотворительности и, в частности, руководитель фонда?

К некоммерческому сектору предъявляются точно такие же требования с точки зрения профессионализма, как и к любому другому сектору экономики. Здесь много составляющих.

Это умение сформировать команду и управлять ею, необходимая квалификация и постоянное стремление к получению новых знаний: сектор благотворительности сегодня быстро меняется, на первый план выходит умение мыслить стратегически и системно, а не только эмоционально реагировать на проблему. Это баланс между эмоциями и управленческими вещами. Делегирование, подбор людей, умение рассказать и представить результаты своей работы — все это важно в благотворительности.

Возможно, в большей степени, чем в других сферах, здесь требуется сочетание эмоциональной составляющей и неэмоциональной. Но, в принципе, профессиональные требования такие же, как везде.

Есть ли какая-то специфика управления благотворительными организациями? Обязательно ли сотрудники этих организаций должны разделять их миссию и их ценности?

Да, конечно. Работа благотворительной организации вокруг этого и строится. Конечно, важно, чтобы в организации работали люди, которые разделяют миссию и ценности организации. Это должно проявляться в их ежедневной работе. Причем независимо от того, какую должность они занимают, сотрудники ли это, которые отвечают за программы и проекты, или те, кто им помогает. Это часть профессионализма. Если команда собирается, то она собирается вокруг общей идеи, а это предполагает разделение миссии и ценностей.

Есть ли какая-то особенность мотивации сотрудников благотворительной организации?

Часто люди приходят в благотворительность с мотивацией помогать другим. В прошлом они сами столкнулись с проблемами и теперь готовы их решать для блага других. И если человек мотивирован, он может подняться над этим базовым уровнем и стать настоящим профессионалом в нашей сфере.

Особенность мотивации в благотворительном секторе в том, что она будет в большей степени не денежной, чем в других секторах. Люди сознательно идут в этот сектор с тем, чтобы именно помогать в широком смысле этого слова, а не просто зарабатывать деньги. В любой стране в некоммерческом секторе средний уровень зарплаты будет ниже, чем в бизнесе, и степень гарантий ниже, чем в государственном секторе. Просто люди хотят видеть результат своей деятельности, хотят видеть, что получилось, приобщиться к чему-то хорошему, доброму, полезному.

Возможно ли злоупотребление этой мотивацией?

Да, и это ошибка. Всегда есть ощущение, что люди, работающие в благотворительности, являются альтруистами. Это ошибочное представление, которое в какой-то степени мы сами и формируем, когда показываем сектор не как профессиональный, а как эмоциональный, где действительно много альтруистических вещей.

Мотивацией «помочь» важно не злоупотреблять. Она должна подкрепляться и другими вещами, которые связаны с компетенциями. Люди должны получать не только моральное удовлетворение от работы, но и иметь материальную систему защиты, отдыхать, развиваться, иначе это будет несправедливо.

На конференциях по благотворительности говорят о том, что нужны новые лица, новые послы благотворительности. Организации, которые работают по 15 лет, называют себя «старичками». Почему так мало новичков?

Мне кажется, что это иллюзия. Новичков не так уж и мало. Я бы сказала, что сейчас появляется новое поколение участников благотворительной деятельности, не только новые фонды, но и лица, люди, которые сознательно выбирают этот сектор. Если старшее поколение пришло в сектор в какой-то степени случайно (многие переходили из сферы образования и науки, например), то сейчас мы видим, что гораздо больше молодых людей осознанно выбирают работу в некоммерческих организациях, в том числе в сфере благотворительности. Мы видим людей, которые сознательно уходят из бизнеса и переходят работать в благотворительные организации.

Наверное, нам кажется, что этого мало. Возможно, это проблема нашего знания о секторе, наш стереотип, что есть определенная когорта, которую мы знаем, а других нет. Но это не значит, что их нет. Наверное, стоит больше времени тратить на узнавание нового.

Давайте посмотрим на благотворительные марафоны, крупные благотворительные акции и события, такие как «Душевный Bazar», — там же много появляется новых лиц. То же самое происходит и на региональном уровне. Просто мы действительно на это обращаем меньше внимания.

Как правило, в сложный экономический период люди стараются объединяться. Почему сложилось так, что в некоммерческом секторе нет общей повестки и сектор не консолидирован?

Действительно, всем сложно объединиться. Обычно люди объединяются на каких-то профессиональных основаниях. И это помогает продвигать и формировать новую повестку. Возможно, кстати, что нашему сектору не хватает делового мастерства. Возможно, мы прошли еще недостаточно большой путь, чтобы состоялось объединение следующего уровня, более высокого. Но потребность в консолидации точно есть.

Некоммерческий сектор очень разнообразен и многообразен. Внутри него мы видим, что объединение по каким-то направлениям происходит. Например, сектор объединяется и имеет общую позицию, когда речь идет о помощи больным детям. Здесь фонды действуют совместно (например, фонды «Подари жизнь» и «Вера»). Здесь прослеживается и общая повестка: важно, чтобы помощь оказывалась качественно и своевременно.

Кроме того, в любом объединении всегда работать сложнее, чем одному. Некоммерческий сектор здесь не исключение. Потому и объединяются по каким-то ключевым интересам, где у организаций уже есть пересечения.

Чего сейчас не хватает для развития профессионального донорского сообщества?

Наверное, не хватает доверия в широком смысле. Мы еще очень мало знаем, как устроен наш сектор. Для того чтобы развиваться, нужно знание, что и как мы делаем, почему, какими методами, к чему это приведет.

Необходимо, чтобы постоянно приходили новые люди, появлялись новые жертвователи, а для этого должно быть понимание, как и что устроено. Мне кажется, что мы серьезно продвинулись в этом направлении, но все равно еще недостаточно. Если мы стали хорошо показывать, как можно помочь конкретным людям, то какие-то более сложные темы, связанные с работой некоммерческих организаций, еще остаются не очень понятными. На мой взгляд, не хватает разговоров про то, почему люди остаются в этом секторе, почему они не уходят из него, несмотря на все сложности и непростую работу.

Необходимо поднимать уровень доверия через прозрачность деятельности, представление новых лиц, чтобы была понятна палитра, весь спектр, чтобы не создавалось ощущение, что никого больше нет. Что помогать можно многим и разными способами, а не только больному ребенку и деньгами. Что если приходить работать в некоммерческий сектор, то здесь много тем, которые могут быть интересны.

Понятно, что необходимы также законодательные шаги, которые могли бы стимулировать развитие благотворительности. Это такой пазл: когда все сложится, тогда можно будет говорить о том, что сектор становится той частью экономики, которую нельзя больше игнорировать.

Если обобщить в нескольких словах, то каким должно быть эффективное управление благотворительной организацией?

Эффективное управление благотворительной организацией может осуществлять только команда, репутация которой базируется на результатах деятельности. Это управление предусматривает определенную систему принятия решений. Именно систему, которая основана на знаниях и данных, а не на предположениях, а также возможность при принятии решений обсуждать, дискутировать и влиять. Должно быть грамотное сочетание правил и исключений, и подтверждение принятых решений тем результатом, который достигается.

Фото предоставлено Благотворительным фондом В. Потанина/ Анастасия Замятина

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике