Наталия Дронова

Приехать в Китай и посадить дерево. Или пригласить китайцев в российскую глубинку и вместе помочь в восстановлении храма, усадьбы или музея. Отправиться на Байкал и убрать мусор или построить экологическую тропу. Приобрести тур в Африку и поддержать местных жителей. Так ведет себя ответственный турист. В нашей стране начал работу Международный центр ответственного туризма в РФ и СНГ (ICRT Russia). Директор центра Наталия Дронова рассказала в интервью Агентству социальной информации, как путешествовать с умом и что такое ответственный туризм.

Путешествуя — помогай!

Международный центр ответственного туризма в РФ и СНГ ICRT Russia & CIS (или СОТ) создан в октябре 2015 года. Его цель – объединение усилий бизнес-сообщества, представителей власти, ученых, представителей прессы, некоммерческого сектора и частных лиц под эгидой ответственного туризма. В настоящее время центр находится в контакте с половиной из 85 регионов нашей страны.

Задача СОТ — побудить путешественников сознательно относиться к тем территориям, куда они едут отдыхать. СОТ предоставляет возможность всем неравнодушным людям внести свой личный вклад в развитие и улучшение социально-экономических условий жизни в тех или иных регионах. Девиз проекта — «Путешествуя – помогай!».

ICRT Russia & CIS собирает лучшие практики в экологическом, аграрном, волонтерском, религиозном и других видах туризма. Центр готовит к запуску сайт с реестром объектов ответственного туризма. Уже сейчас любой желающий может стать «агентом СОТ» — внести объект социально ответственного туризма в данный реестр, заполнив анкету.

СОТ

Как вы пришли к идее создания Центра ответственного туризма?

Я много лет разрабатывала программы корпоративных поездок и изучала опыт разных стран, в частности, стран Латинской Америки. Туда приезжает большое количество европейцев, и с туристическим бизнесом у них все хорошо. При этом есть много социальных проблем.

В Бразилии несколько лет назад была высокая детская смертность, плохое качество воды, люди, по сути, жили в плохо вентилируемых помещениях. Был найден простой выход. Латино-американская организация Agua Pura в сотрудничестве с туроператором предлагала индивидуальным и корпоративным клиентам доставлять и устанавливать фильтры питьевой воды в деревнях, включенных в туристический маршрут. Работа занимала несколько часов, фильтр обходился туристу примерно в 50 долларов. Таким способом туристы могли внести определенную лепту.

Довольно долго этот кейс никого не интересовал в нашей стране, но в какой-то момент всё изменилось. Я поняла, что появился шанс. У нас совершенно нет рынка ответственного туризма. Есть региональные проекты, о которых на федеральном уровне неизвестно. Нет системы. Так родилась эта инициатива. Я нашла международную сеть ответственного туризма ICRT Network, с которой подписала в октябре 2015 года соглашение, а в июне 2016 года представила концепцию СОТ в России на XII Международной конференции по ответственному туризму.

Что вкладывается в понятие «ответственный туризм»?

Если говорить коротко, то главный лозунг – «Путешествуя — помогай». Ответственный туризм – это некие нормы, рекомендации, правила поведения. Это стиль, принципы и идеи, согласно которым нужно бережно относиться к окружающей среде, обращать внимание и помогать местным жителям, минимизировать возможные риски, которые могут оказать негативные последствия.

На Западе такое движение существует 15-20 лет. Декларация об ответственном туризме была подписана в 2002 году на Кейптаунской конференции. Англичане первые придумали ответственный туризм. Они первыми поняли, что путешественники должны относиться бережно к земле, на которую ступает нога человека, ее ресурсы не вечные.

Каким бывает ответственный туризм?

Во-первых, к нему относится экологический туризм и волонтерский туризм. «Большая Байкальская тропа» — пионер ответственного туризма (проект существует с 2003 года). Виды туризма могут быть совмещены, но цель одна. Еще есть религиозный туризм. Например, проект «Общее дело». Люди восстанавливают деревянные храмы Русского Севера. У них есть график экспедиций. Они консервируют эти храмы, потому что на полное восстановление нет денег. Проект «Сельская церковь» Светланы Мельниковой помогает консервировать церкви и делает это качественно еще с советских времен.

Социальный туризм — это когда в процесс вовлекаются незащищенные категории населения (подопечные социальных учреждений, инвалиды, пенсионеры). Например, в декабре 2015 года для детей из социально-реабилитационных центров Подмосковья была организована поездка по маршруту Москва-Владимир-Муром-Суздаль-Москва совместно с Министерством социального развития Московской области. В данном случае это было совмещение социального и религиозного туризма.

Есть солидарный туризм. Это когда объединяются усилия местных сообществ и при помощи туризма решают задачи какого-то одного места. Например, когда в Тульской области, чтобы разгрузить турпоток в Ясную Поляну, усилиями местных сообществ создаются новые достопримечательности (Венев, Епифань, Себино, Крапивна).

Еще одно направление – устойчивый туризм. Это то, что связано с туристическими сувенирами. Классический пример – когда гамбийские женщины продают иностранным туристам сувениры. А потом бизнес и государство приходят и налаживают поставки сувениров в торговые сети и даже экспортируют. Это вклад в устойчивое развитие региона.

В «ответственном туризме» многое взаимосвязано: и власть, и бизнес, и частные лица.

Волонтеры "Большой Байкальской тропы"
Волонтеры «Большой Байкальской тропы»

В чем отличие ответственного туризма от устойчивого развития?

Устойчивое развитие — это цель. Цель может быть достигнута только конкретными действиями. За ответственным туризмом всегда стоит действие, способ достижения цели. Это конкретная практика, конкретный план, конкретный пример, конкретные объекты и проекты. Ответственный туризм — конкретные изменения в развитие регионов, территорий, которые приводят к их экономическому росту. Туризм является тем мотором, который запускает общение и действия участников процесса преобразования, а не только разговоры, лекции и публикации отчетов. Туризм — драйвер развития.

Вы говорите, что рынок ответственного туризма в России еще не сформирован. Но ведь примеры ответственного туризма в нашей стране есть?

Один из самых известных проектов ответственного туризма Absolute Siberia в Иркутской области, который занимается международным туризмом. В 2006 году компания запустила проект «Байкальский ледовый марафон». Марафон проходит ежегодно в марте. В это время на Байкале достаточно крепкий лед. Участвуют порядка 50 человек, готовых пройти всю дорогу (около 50 км). Это продается как мероприятие. И делается по стандартам ответственного туризма, когда участники отвечают за то, что ставят палатки только в разрешенных местах, убирают после себя мусор и т.д.

В понятие ответственного туризма также входит коммуникация с местными жителями. Часть заработанных на этом мероприятии денег направляется на проект «Вернем северного оленя». В окрестностях Байкала есть такой регион — Тофалария. Там живут уникальные люди-оленеводы (карагасы). Это первые оленеводы, самые выносливые и мудрые. Но пришедшая цивилизация оставила их без куска хлеба. И руководитель компании Absolutе Siberia Алексей Никифоров придумал туристический продукт на основе механизма ответственного туризма и устойчивого развития.

Он стал привозить туда туристов. У него есть целая концепция создания этнических/этнографических маршрутов. Планируется постройка четырех этнотуристических центров. В Иркутской области есть ряд точек, исходя их условий сезонности, где удобней было бы разместить такие центры. И все они нуждаются в финансировании и участии всех нас.

Олени

Получается, что ответственный туризм продвигают прежде всего социальные предприниматели и социально ответственные компании?

В определенной степени да. Компания ExploRussia, например, специализируется на иностранцах. Им с самого начала была интересна тема ответственного туризма и ответственного отношения к жизни. Они делают туры по Транссибу: Москва-Казань-Екатеринбург-Новосибирск-Красноярск-Иркутск-Улан-Удэ. Они выбрали путешествие на поезде, что считается наиболее экологичным. По пути следования организаторы работают только с местными гидами и краеведами. Они показывают иностранцам другую Россию, развевая миф, что Россия — это медведь, балалайка и водка. К примеру, в Новосибирске они везут интуристов в Академгородок, в технопарк. Экскурсовод рассказывает о науке простыми словами так, что это интересно и понятно.

Есть местные жители, по совместительству социальные предприниматели, которые принимают туристов у себя на даче. Там туристы делают все то, что делаем на даче мы – собирают огурцы, полют грядки, рубят дрова и т.д. Таким образом они поддерживают местных жителей.

Это похоже на агротуризм.

Это не совсем агротуризм, хотя агротуризм тоже относится к ответственному туризму. Сельский туризм больше фокусируется на деревенском питании, оригинальных крестьянских рецептах. Это также создание нового имиджа России. Это Россия с лицом тех людей, которые живут здесь в настоящее время. Здесь и сейчас. И эту Россию не знают в основном за рубежом.

Огромную роль в развитии регионов играют краеведы. Прекрасный пример — город Венёв в Тульской области. Когда-то много лет назад туда приехал один молодой человек, он сделал сайт «Веневский уезд», долго сидел в архивах, собрал местных краеведов и фотографов, экспертов. Появилась булочка «веневка» и даже веневский пряник. Так начался туристический бум Венева. Сейчас каждое лето туда приходит несколько автобусов в неделю с туристами, десятки тысяч туристов. Людям интересны рассказы об этом месте.

Каменные палаты на Красной площади в городе Веневе
Каменные палаты на Красной площади в городе Веневе

Можно ли ответственный туризм считать новым видом корпоративной социальной ответственности?

Безусловно! К тому же это очень приятная корпоративная ответственность! Причем компании это и так делают, но нигде это не засчитывают. А это верный индекс социальной ответственности региона, местных сообществ, да и показатель здоровья всего общества в целом. Не надо просить бизнес быть социально ответственным, он и так делает многое. Типичный пример СОТ — корпоративное волонтерство En+. Уборка Байкала — это не только акция в области экологии, но и яркий пример, когда туризм вносит свой вклад в развитие региона.

Сот5

Многие российские туристы просто едут на море, где солнце и пляж и ленивый отдых. Как пробудить интерес у людей к ответственному туризму?

Турция all-inclusive — это, конечно, безответственный туризм. Я считаю, что нужны квоты на социально ответственные работы для российских граждан и иностранцев. Их должны предоставлять и «РЖД», и «Аэрофлот». Без этого наша жизнь не станет лучше. Каждый хотел бы поехать на Дальний Восток. Но туда как доехать? Очень дорого. Для этого нужно, чтобы Дальний Восток открыл квоты на общественные работы: обозначил работы и предложил туристу бесплатную экскурсию или бесплатное проживание, или питание. Какой-то бонус. Есть экологические тропы, смотровые площадки, культурно-исторические объекты. Шаг также должен быть сделан и на государственном уровне.

С кем Центр СОТ видит сотрудничество в сфере ответственного туризма?

На XII Международной конференции по ответственному туризму в июне финские коллеги выразили желание заключить партнерские отношения, объединяя усилия двух центров ICRT в России и Финляндии. Наши страны отличаются добрососедством, кроме общей границы у нас есть совместные проекты, в том числе в Карелии и Ленинградской области, которые мы хотели бы реализовать в ближайшей перспективе.

Ежегодно в ноябре в Лондоне на World Travel Market проводится День ответственного туризма. Восьмого ноября мы будем проводить первый в России и десятый, юбилейный, Международный день ответственного туризма. Мы хотим сделать фотоконкурс с Дарвиновским музеем, журналом «Вокруг света» и Русским географическим обществом. Ведь фотографий на тему «ответственного туризма» у нас нет. Есть пейзажные в стиле National Geographic, но нет фотографий, на которых человек взаимодействует с природой и вносит свою лепту в развитие территории.

Мы надеемся, что нас поддержат и присоединятся к проекту представители бизнеса, вузов, СМИ, волонтерских центров, некоммерческого сектора и все читатели, небезразличных к своей Родине.

Сот6

Фото предоставлено Центром СОТ, absolute-siberia.ru, veneva.ru, greatbaikaltrail.org

Рекомендуем

Активисты Архангельской области разработали программы гастрономического туризма

Проект «Северные вкусноговорки» стартовал в 2016 году в рамках программы «Активное поколение» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Организаторы устраивали кулинарные праздники, выступали на ярмарках,…