LIQUID THEATRE

Выгулять пятиметровую летающую собаку, послушать монолог Ртути и историю Старой Куртки, спеть вместе с хором веселых клеток, а заодно задуматься о благотворительности и немного больше узнать о людях, которые ее делают. В июле центр «Благосфера» проводит в столичных парках фестиваль уличных театров «Театр под солнцем». В субботу, 2 июля в парке «Царицыно» состоится первое представление.

Постановка создана Liquid Theatre совместно с петербургскими драматургами Екатериной Бондаренко и Татьяной Рахмановой. О театре как инструменте социальных перемен, ценности зрителя «с улицы», борьбе с мифами и преодолении равнодушия Агентство социальной информации поговорило с инициатором уникального проекта: директором «Благосферы» Натальей Каминарской и с авторами постановки − режиссером Андреем Смирновым, драматургом Татьяной Рахмановой и продюсером Ольгой Коршаковой.

театр под солнцем_2 июля

Благотворительные спектакли придуманы не сегодня – почему вы решили сейчас к этому вернуться?

Ольга Коршакова (ОК): Не так – наш спектакль о проблемах, с которыми работает благотворительность. Задача не сделать шоу, а поработать проводником между зрителями и организациями, которые помогают людям. Честно говоря, я не знаю других примеров, когда бы театр выполнял такую прямую функциональную задачу. Тем интереснее это сделать, не предавая своих традиций: не уходя от поиска нового.

Андрей Смирнов (АС): Мне показалось интересной возможность нащупать еще один канал коммуникации, поговорить о благотворительности языком уличного театра.

Театр под солнцем_Ликвид2

Что люди увидят, придя в парк?

АС: Большую сферу диаметром шесть метров и высотой три с половиной. Это центр, вокруг которого будет разворачиваться действие. Мы надеемся, что такая конструкция даст совершенно иной ракурс: зрители и актеры будут находиться на одном уровне.
Одно дело, когда мы сидим в зале и смотрим на коробку сцены на возвышении, другое – когда стоим в кругу и видим, как актеры работают вокруг шара. Зрители воспринимают все иначе. Вообще театр дает возможность хорошего хулиганства.

В выходные люди обычно идут гулять, а не разговаривать на серьезные темы. О чем вы будете говорить?

ОК: Линия будет единой, но темы разные: экология, чарити-шопы, дети-сироты и больные дети, старики, бездомные животные, волонтеры и фонды. Темы будут разнесены во времени. То есть время от времени вокруг нашей сферы будет возникать новый маленький спектакль. По сути, это эдютейнмент – формат, совмещающий обучение с развлечением.

Мне пока не известны примеры, чтобы кто-то пытался вот так напрямую встроить в действие диалог со зрителями – притом, что одной из сторон диалога будут те самые организации, работа которых отчасти послужила материалом для создания спектакля. Это будет живое общение.

Чем вы собираетесь «зацепить» неподготовленную публику?

Татьяна Рахманова (ТР): Для нас как для драматургов это был вызов: как говорить небанально об очевидных вещах – к примеру, о том, что нужно помогать больным детям и старикам? Главное для нас − выйти на контакт с людьми, возможно, парадоксальным способом.

Многие думают примерно так: «Помогают только богатые люди, помогают только деньгами. А я что? Мне на работу пора…» Мы хотели максимально отойти от штампов и общих слов, тем более что театр позволяет поменять «оптику смотрения». Так что в сюжете про благотворительные магазины о своих приключениях расскажут Кожаная куртка или Пара джинсов, а про экологию будет говорить Ртуть… Нам кажется, в итоге у нас получилась история про взрослость, про осознанность: только взрослый человек, который наполнен, целен, может помочь другому.

Театр Благосфера_фото 2

Какой зверь будет представлять бездомных животных?

АС: Пятиметровая летающая собака, зрители смогут ее выгуливать.

А люди в числе героев есть − хотя бы в сюжете про пожилых?

ТР: Про них будет петь хор клеток организма. Кстати, эта идея родилась, когда мы встречались с волонтерами организации «Серебряный возраст» — очень красивыми и веселыми женщинами, которые рассказывали о своих мечтах и просто излучали радость жизни. У нас сам собой придумался этот хор.

Между сюжетами будет время для общения – думаете, люди пойдут на контакт? Вообще трудно расшевелить уличную толпу?

АС: Легче, чем в традиционном театре. В зале люди «структурированы» в своих креслах и рядах, на улице они создают другое сообщество, поэтому театрал и человек «с улицы» — это разные «весовые категории» зрителей.

Уличный театр дает возможность для прямого разговора. Человека, идущего по своим делам, трудно отвлечь, но уж если он остановился, то это гораздо более открытый к разговору зритель, чем человек, купивший билет в театр. Заинтересовавшийся прохожий или мама с ребенком – это гораздо более ценная аудитория, каждый из людей в этой толпе имеет большой вес.

Что это по жанру – комедия, трагедия, драма?

ТР: Скорее, комедия. Когда предмет превращается в героя, это подразумевает иронию.

Это будет спектакль с открытым финалом?

ТР: Думаю, что финал каждый из зрителей напишет себе сам. Возможно, это будет решение пойти и сделать что-то конкретное на пользу другим людям.

Театр под солнцем_Ликвид3

Вы будете собирать пожертвования?

АС: Нет. Никто из устроителей не ожидает, что кошельки некоммерческих организаций сразу вдруг наполнятся. Это вообще история не про пожертвования. Задача была устроить все так, чтобы зрители, которых актеры слегка расшевелили, могли прямо здесь и сейчас задать вопрос «Что и как можно сделать?». Развенчать мифы, получить практическую инструкцию, как-то проникнуться благотворительной идеей.

У театра уже был опыт подобных социальных проектов?

ОК: Да. Первым был проект с Министерством культуры «Театр плюс общество», в рамках которого мы сделали три работы. Спектакль «Пока ты здесь» – результат мастер-классов, диалогов, обсуждений с пациентами реабилитационного отделения наркологической больницы. Потом был спектакль «programma: время» о старости. Третьим опытом такой междисциплинарности стали радиоспектакли, поставленные по пьесам незрячих детей. И у Liquid Theatre есть ко-проект, сделанный с Центром им Вс.Мейерхольда «Алиса и Государство» — тоже, в общем, про ответственность каждого человека.

Исторически уличный театр был особым местом: актерам было позволено говорить все или почти все. Такой дух абсолютной свободы. Уличные театры в современном мире исполняют ту же функцию?

АС: Мы, конечно, не бегаем в колпаках и не поем, как менестрели. Нынешние уличные спектакли – это, порой, огромного масштаба современные постановки, большое фестивальное движение. Но дух стараемся сохранить.

Успех для уличного театра – что это? В каком случае вы поймете, что все получилось?

АС: Мне бы очень хотелось, чтобы кольцо зрителей вокруг нашей сферы было максимально большим и плотным.

ОК: Как и в любом другом спектакле индикатор успеха — глаза зрителей, какое-то общее дыхание между зрителями и актерами.

ТР: Успех — если спектакль останется отличным воспоминанием, а придуманные нами позитивные образы свяжутся с благотворительностью.

Театр Благосфера_фото 1

Как вы пришли к идее создать именно театральный проект для продвижения благотворительности? Не слишком ли сложное начало для «Благосферы» как новой организации?

Наталья Каминарская (НК): Мы строим новое городское пространство, где обычные люди могут встречаться, общаться на разные темы, обмениваться социальным опытом. Так, чтобы из этого произрастали новые социальные и культурные инициативы. Как правило, у людей нет места, где все было бы «заточено» под такую деятельность. Мы хотим его создать.

У нас можно провести мероприятие любого размаха, есть библиотека, медийный центр, коворкинг. Главный акцент − на граждан, которым нужно просвещение, информирование и образование.

Театр, который мы делаем – про просвещение. Мы решили, что не будем ждать, пока люди придут к нам, а пойдем к ним и попробуем, не навязываясь, вовлечь их в разговор о благотворительности, о социальной жизни.

Вы ждете, что они смогут сразу как-то деятельно воспринять эту информацию?

НК: Ждем, что у них появится, как минимум, мысль о благотворительности. Будем показывать веселые и грустные, очень простые сцены, после которых предложим людям поговорить. При этом в разговорах будут участвовать наши партнеры из некоммерческих организаций.

Вы намеренно не выбирали для своих спектаклей центральные парки?

НК: Да, это осознанное решение – в центральные парки люди идут за другим. А выйдя в соседний парк на свою обычную прогулку, человек увидит то, что может его удивить или заставить задуматься. Конечно, для нас это вызов, никто раньше такого не делал. Мы переживаем: будет ли людям это интересно, вернутся ли они, что захотят узнать. Надеемся, что все получится.

театр под солнцем

Какова ваша задача минимум на этот проект?

НК: Установить в головах у людей причинно-следственную связь: «Я могу поменять жизнь к лучшему». Причем это не обязательно должна быть история про больных и несчастных. Можно помочь не только деньгами, но и своими талантами, руками, временем — это очень востребовано. Приходи открывай мастерскую, рисуй с детьми, если ты художник, учи – если учитель, играй, если музыкант. Масса людей чувствуют себя нереализованными, и мы хотим предложить им способ почувствовать себя нужными.

Вы считаете, что условия для такой социальной самореализации уже созданы?

Пока, к сожалению, социально активных людей нигде по большому счету не ждут, а порой смотрят, как на сумасшедших, когда они начинают бороться с префектом за деревья во дворе – не зная подчас, что в соседнем дворе уже победили…

Мы хотим показать, что социальная жизнь – не обязательно борьба, а созидательная работа. Что благотворительность – это не только про болезнь и несчастье, а про музыку, обучение, любую позитивную активность. Все это наше человеческое богатство, социальный капитал, который мы можем по-разному использовать и воплощать. Мы хотим об этом напомнить – и театральным фестивалем, и другими событиями на площадке «Благосферы».

Где и когда пройдут спектакли фестиваля «Театр под солнцем»

  • Парк «Царицыно» — 2 июля
  • Парк «Музеон» — 16 июля (в рамках фестиваля Seasons «More Amore»)
  • Парк «Кузьминки» — 23 июля

Спектакли начинаются в 12.00 и заканчиваются в 16.00.

Подробнее о проекте на сайте blagosfera.space и в социальных сетях.

Фото: LIQUID THEATRE

Рекомендуем

Серия вебинаров «Наставничество и гостевая семья – эффективная форма социализации детей-сирот»

Фонд «Хранители детства» проводит серию вебинаров, посвященных разработке и реализации программ принимающих/гостевых семей для детей-сирот. Первый вебинар «Наставничество» состоялся 23 марта 2017 года. «Модель гостевой…