Очевидно, что климат для развития предпринимательства в регионах сегодня не самый благоприятный, а для социального предпринимательства, которое еще совсем недавно было абстракцией в сознании большинства россиян, тем более. Выживут ли в этих условиях российские социальные предприятия? АСИ представляет прогнозы самих социальных предпринимателей и экспертов в области социального предпринимательства в Новосибирской области.

Елена Малицкая, президент Сибирского центра поддержки общественных инициатив

 Елена Малицкая

У нас появилось «западное» отношение к предпринимательству, широкого понимания этого термина. Предприниматель – тот, кто деятелен, инициативен и действительно хочет сделать что-то полезное. Предпринимательский дух дает людям внутреннюю мотивацию. Для них становится важным не столько зарабатывание денег, сколько собственная реализация, а также понимание, какую пользу они принесут всему обществу и определенному кругу людей. Я убеждена, что за этой моделью будущее!

Понятно, что людей, которые что-то понимают в социальной сфере и при этом обладают менеджерскими или предпринимательскими качествами, пока не очень много. Но желающих сделать что-то полезное – достаточно, им нужно просто помочь освоить предпринимательские навыки.

Что касается меня лично, то в последнее время я стала осознавать, что руководство общественным фондом, привлечение средств, получение субсидий и контрактов – это тоже социальное предпринимательство. По крайней мере, эта деятельность способствует развитию предпринимательского духа среди некоммерческих организаций.

Евгений Дубровин, руководитель Школы социального предпринимательства «Новотерра»

 Евгений Дубровин

Я занимаюсь продвижением темы социального предпринимательства, потому что вижу — за этим направлением будущее. Один из трендов современности — ускорение развития общества. Каждое десятилетие новые категории людей выпадают из этого процесса. Социальное предпринимательство – ответ на вызов. Оно помогает людям интегрироваться, вернуться, подтянуть в процесс выпавшие территории. Это растущий сегмент в современном мире.

Раньше объективной потребности в такой отрасли не было, но сейчас она будет возрастать. Мы жили в экономоцентричном обществе, зацикленном на деньгах и бизнесе, сейчас же потихоньку переключаемся на социоцентризм, где во главе угла находятся вопросы общественного развития, счастья людей. Поэтому я считаю, что социальное предпринимательство — перспективная сфера деятельности, и готов находить и «выращивать» проекты, у которых может быть хороший резонанс и перспективы.

Алена Котова, руководитель проекта «Мама-предприниматель»

Алена Котова

Социальным предпринимательством я начала заниматься около четырех лет назад… В моем социально-предпринимательском проекте (клуб молодых мам, занимающихся бизнесом) действует такая схема: 80% прибыли мы вкладываем в решение социальных задач, 20% забираем себе. Поэтому определенный доход эта деятельность приносит, а ее социальный эффект переоценить сложно! Будущее у социального предпринимательства в нашей стране большое, я даже не сомневаюсь, ведь этим уже занимается много людей.

Несмотря на то, что на нашем пути есть трудности — некоторое непонимание и нечеткий контакт с органами власти, мы много делаем по продвижению социального предпринимательства: потихоньку преодолеваем межведомственные барьеры, объединяемся и создаем рабочие группы [например, рабочая группа по разработке дорожной карты развития социального предпринимательства в Новосибирске на 2016-2018 годы. — Прим. ред.], как-то это транслируем, выносим в массы. Думаю, что в итоге в сознание органов власти и населения войдет понимание, что есть такой сегмент рынка, как социальное предпринимательство, что его надо поддерживать, развивать и пользоваться им. Со временем социальное предпринимательство станет у нас таким же трендом, как и за рубежом. Пока же это инициативная деятельность, и мы активно работаем над тем, чтобы она стала системной.

Вадим Бадмаев, организатор конкурса социальных бизнес-проектов «Социальный старт-2015»

Бадмаев Вадим

В какой-то момент мы — группа предпринимателей из Новосибирска и Барнаула — осознали, что вокруг нас полно людей, которые горят социально значимыми идеями. И все что нужно, это некий толчок, который поможет их развитию. Мы решили привлечь деньги со стороны и провести для таких энтузиастов конкурс социальных проектов. Для нас эта деятельность была новой, был некий интерес, прежде всего, вызов самим себе, можем ли мы сделать что-то полезное, а не просто заработать деньги.

Запустив конкурс «Социальный старт-2015», мы даже не представляли, какие проекты могут быть реализованы в итоге. В начале у нас была определенная доля скепсиса — получим ли мы что-то достойное? Приступив к обработке, мы были приятно удивлены, что есть люди, которые, решая проблемы какой-то социальной группы, еще и создают экономически эффективную бизнес-модель.

Стало понятно, что, помимо конкретной пользы обществу, социальные предприниматели могут зарабатывать достаточно хорошие деньги. Вся проблема в том, что многие люди не понимают, что социальный бизнес может быть еще и прибыльным. Нужно больше рассказывать об этом направлении и тиражировать накопленный опыт.

Олег Якушев, директор ООО «Саломея», руководитель социального проекта «Суперпапа»

????????????????????????????????????

Будучи социальным предпринимателем, я убежден, что у этого явления огромное будущее. В нашей стране происходит накопление капитала и опыта, и многие предприниматели хотят куда-то двигаться именно в этом направлении, ведь оно дает определенные возможности для бизнеса в продвижении своей торговой марки.

Некоммерческие организации тоже могут зарабатывать определенные деньги в социальном предпринимательстве. Однако в основном они занимаются этим по зову сердца и души. Я тоже начинал именно с такого мотива. Являясь усыновителем ребенка, я всегда стремился помогать детям, лишенным родительской опеки. Мы ощущали нехватку кадров, я начал организовывать экскурсии на предприятия легкой промышленности для старшеклассников из детского дома, потом помогал им устраиваться в колледж легкой промышленности, а в дальнейшем – брал к себе на предприятие.

Работая с такими подростками, мы увидели, что они совсем не адаптированы к жизни вне стен детского дома, и поняли, что им нужно помогать, брать над ними шефство и вести их по жизни. Но это, конечно же, не благотворительная деятельность. Экономический эффект очевиден. Ведь когда ребенок, которого никогда ни к чему серьезному не привлекали, и никогда никто не проявлял к его жизни истинного интереса, почувствует со стороны работодателя искреннюю заинтересованность, он станет самым лучшим его работником!

Фото: ink361.com, twitter.com/serdcemira, vk.com/wall-60785883_710, форумсообщество.рф

Рекомендуем