313 некоммерческих организаций в реестрах поставщиков социальных услуг у нас по всей России – Минтруд подсчитал. Между прочим, не так уж и мало, я думала, гораздо меньше.

А рядом с данными о количестве индивидуальных предпринимателей и компаний в реестрах показатели НКО вообще выглядят солидно. Теперь нужно, во-первых, выяснить, что это за организации, во-вторых, изучить и обобщить их опыт: как им удалось выйти на рынок социальных услуг, какие барьеры им пришлось для этого преодолеть — и в-третьих, понять, как эти барьеры устранить.

Это важно для некоммерческих организаций, потому что поставка социальных услуг – это «длинные» деньги, стабильное финансирование, независимость от грантовых вливаний, субсидий и пожертвований, устойчивость, а значит и перспективы долгосрочного развития. Это важно для рынка социальных услуг, потому что появление на нем новых игроков означает рост конкуренции и стимулирует повышение качества.

Итак, в реестрах поставщиков, которые должны быть созданы в каждом субъекте в соответствии с ФЗ-442, 313 организаций. По регионам они распределены неравномерно: где-то одна-две, как в Карелии, Бурятии, Татарстане, а где-то – 120, как в Башкортостане, например. Смысл этих данных нам еще предстоит понять. Сколько среди них организаций, которые и раньше работали именно в статусе НКО и оказывали социальные услуги населению, мы пока не знаем. Тот же Башкортостан пошел своим путем – там в НКО перерегистрировали бюджетные учреждения, считая, что оказание услуг в такой организационно-правовой форме эффективнее. Они пока очень довольны, но вошли ли в региональный реестр и раньше существовавшие в качестве НКО организации, неизвестно.

Сейчас эксперты анализируют, почему одни организации уже вышли на рынок соцуслуг, а другие стремятся, но пока не могут. Барьеры довольно серьезные. В первую очередь, сегодня речь идет о том, что НКО в качестве поставщиков соцуслуг дискриминированы относительно малого и среднего бизнеса. Некоммерческие организации не могут получать на льготных условиях заемные деньги, консультативную помощь и т.д. – они изолированы от той обширной инфраструктуры поддержки, которая в последние годы была создана для малого и среднего бизнеса в регионах России и которая очень хорошо финансируется (лучше, чем система поддержки ресурсных центров НКО). 23 июля в Общественной палате прошли «нулевые» чтения важного в этом смысле законопроекта Минэкономразвития. Поправки к закону «О некоммерческих организациях» предполагают, что НКО, в той части, в которой они занимаются предпринимательской деятельностью, получат поддержку, симметричную той, на какую могут рассчитывать сегодня организации малого и среднего бизнеса. Конечно, не факт, что проблему неравных условий получится решить сразу, но по крайней мере первый шаг в этом направлении сделан.

Общественная палата РФ будет и дальше вести мониторинг ситуации с допуском НКО на рынок соцуслуг, а кроме того, попытается выбрать некоммерческие организации из региональных реестров поставщиков социальных услуг и выяснить, как им удалось зайти на этот рынок, какой опыт они уже получили.

В Минтруде отмечают, что многие НКО сейчас просто не верят в то, что могут войти в региональный реестр, им кажется, что это невероятно сложно – а на самом деле в ряде регионов процедура довольно простая. Мы планируем организовать встречу, на которой Минтруд мог бы дать все необходимые разъяснения и представителям НКО, и представителям региональных министерств соцзащиты.

Еще два года назад по заказу АСИ ЦИРКОН проводил исследование среди НКО: мы хотели выяснить, насколько они готовы участвовать в оказании социальных услуг, хотят ли этого в принципе. В основном наши респонденты говорили, что да, хотят. Но кто-то не представляет, каким образом, а другие осознают, что у них не хватает подготовки, квалификации. И многие тогда высказывались в том смысле, что хорошо бы, чтобы перед регионами была поставлена задача по подготовке НКО к оказанию социальных услуг. Сейчас эти ожидания могут оправдаться.

В Госдуму на днях внесен проект поправок к закону о развитии малого и среднего предпринимательства. Разработчики предлагают наделить органы власти субъектов Федерации правом утверждать перечни видов социально ориентированной предпринимательской деятельности и вводить специальные меры государственной поддержки. В качестве мер государственной поддержки социального предпринимательства проект устанавливает создание специальных объектов инфраструктуры поддержки соцпредпринимательства, оказание финансовой, имущественной, информационной и консультационной помощи, а также помощи в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников. Надеюсь, этот проект тоже поспособствует поддержке предпринимательской деятельности НКО и – косвенно – оздоровлению сферы социальных услуг.

Рекомендуем

Открыт прием заявок на участие в образовательной программе «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала»

Программа призвана подготовить высокопрофессиональных менеджеров в области развития фондов целевого капитала и помочь российским НКО стать более устойчивыми.