Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Интервью

Инклюзивное образование – аспекты социального партнерства

Правовое просвещение и активность родителей детей с инвалидностью, взаимодействие с органами власти, формирование «инклюзивной культуры» в обществе – важнейшие условия прогресса в сфере инклюзивного образования, считают участники конференции «Социальное партнерство в инклюзивном образовании». Всероссийская конференция и одноименный круглый стол проходили в Москве под эгидой Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива».

Одним из приоритетных направлений защиты интересов детей с инвалидностью является деинституционализация — перевод детей из системы интернатов в семьи, подчеркивают международные эксперты.

Успешная деинституциализация может проходить только на фоне развития системы инклюзивного образования, говорит Жоржетт Мюллер, президент Международной организации по защите прав детей Lumos (Великобритания). Она приводит в пример Молдавию: там удалось добиться создания системы «защищенного финансирования»: госсубсидии на ребенка, переходящего на инклюзивное образование, в полном объеме передаются образовательному учреждению, которое смогло создать ребенку необходимые условия для обучения. Такой подход обеспечил значительный приток финансов в сферу инклюзивного образования и развитие инклюзии в стране. Этот опыт актуален и для России, уверена Мюллер.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Российские специалисты подчеркивают: важную роль играет информационная и материальная поддержка НКО, работающих в сфере инклюзии, со стороны органов власти.

Например, в Самарской области региональные органы власти и администрация Самары оказывают поддержку в издании информационных брошюр по вопросам инклюзивного образования, выступают в качестве соорганизаторов серии массовых акций «За жизнь без барьеров» и «уроков добра» в школах. Эти инициативы председатель Самарской организации инвалидов «Ассоциация «Десница» Евгений Печерских относит к числу наиболее успешных практик формирования инклюзивной культуры в обществе.

В Бурятии при поддержке Министерства образования по инициативе фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» была организована секция инклюзии на ежегодном Байкальском образовательном форуме. Фонд также добивается увеличения нормативов финансирования инклюзивных программ, но пока успехи достаточно скромны, отмечает председатель фонда Галина Горбатых.

Важнейшую роль с точки зрения развития культуры образования играют родители детей с инвалидностью, отмечают участники дискуссии. «К сожалению, очень мало родителей детей с инвалидностью приходит в школы и предъявляет требования организовать инклюзию. При этом все они имеют право на образовательные услуги. В этом вопросе по-прежнему много стигмы, в первую очередь, в педагогическом коллективе, но «бодаться» надо даже тогда, когда школа чинит препятствия!», — считает директор Центра лечебной педагогики Анна Битова. Уже есть примеры интеграции в школьную систему даже детей, подключенных к аппарату искусственной вентиляции легких. Все успешные инклюзивные проекты были осуществлены при активном участии родителей. Если школьная администрация отказывается предоставить инклюзивные образовательные услуги, нужно обращаться в суд, подчеркивает эксперт. По мнению Битовой, систематическая работа по правовому просвещению родителей — одна из приоритетных задач НКО, занимающихся проблемами инклюзии.

Фото: perspektiva-inva.ru; Дмитрий Петров

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике