Об итогах первого грантового конкурса в рамках программы «Родные города», о перспективах ее развития в условиях кризиса и о том, как и почему крупный бизнес в России совершает переход от благотворительности к социальному инвестированию, рассказывает Анна Казарина, начальник управления региональной политики «Газпром нефти».

 

В чем, с вашей точки зрения, состоит ключевое отличие социального инвестирования от системной благотворительной деятельности компании?

Благотворительность основана на бескорыстном желании помочь, предполагает выделение пожертвований, но главное, не связана с основной деятельностью компании и со сложно измеримым социальным эффектом. Социальные инвестиции для нас предполагают, в первую очередь, долгосрочность вложений, они интегрируют бизнес-интересы и потребности местного сообщества. Они ориентированы на сотрудников и на местное сообщество – это и есть главное принципиальное отличие.

Традиционно, с 1997 года мы осуществляли большое количество благотворительных социальных проектов. Но это были разрозненные проекты, направленные на решение локальных проблем территории. Наша компания использовала благотворительность как традиционную модель взаимодействия с обществом. Мы ставили цель ликвидировать наиболее острые социальные проблемы в регионах присутствия компании. Но это не позволяло нам системно и комплексно подходить к вопросу развития территории. В 2013 году мы пересмотрели свои подходы, проанализировали нашу деятельность и осознали необходимость перехода к системности.

Исходя из этого, в 2013 году мы разработали программу социальных инвестиций «Родные города», которая объединила и структурировала по пяти стратегическим направлениям развития все социальные проекты «Газпром нефти». Программа содействует расширению доступа жителей регионов к качественной городской среде, науке, культуре, спорту и образованию. Мы хотели стать не просто спонсорами проектов, не просто донорами для местных властей, но потенциальными партнерами, которые вместе с властями и местным сообществом способны в диалоге определять направление для инвестиций. Для нас это ключевой принцип перехода от благотворительной деятельности нашей компании к социальным инвестициям.

Насколько сильна бизнес-составляющая в социальных инвестициях? Каковы планируемые результаты социального инвестирования для компании, региона и для общества в целом?

Мы инвестируем в сообщества и интегрируем в этот процесс свои интересы, свои ожидания от конкретного результата. Пусть это и отложенный, но измеримый социально-экономический эффект. Например, программа «Родные города» направлена на создание условий для развития человеческого капитала. Мы видим, что в наших регионах деятельности истощена социальная инфраструктура, она не способна создавать и накапливать качественный человеческий капитал, в котором сейчас нуждаются все крупные компании. Мы как быстроразвивающаяся и высокотехнологичная компания тоже чувствуем острую необходимость в соответствующем человеческом капитале.

В городах и регионах нашей деятельности, особенно северных, отдаленных, происходит отток талантливой молодежи, специалистов в крупные города-мегаполисы. Поэтому мы реализуем программу по строительству жилья для молодых специалистов, проживающих в регионе. Мы создаем качественную социальную инфраструктуру, чтобы молодые люди оставались в этих регионах, чтобы мы могли обеспечить их достойными условиями не только для работы, но и для проживания. В этом и есть конкретный бизнес-эффект для нашей компании. Пусть и немного отложенный.

Вы упомянули про истощенную инфраструктуру и отток молодежи. А какие еще факторы, тенденции вы принимаете в расчет, принимая решение о содержании программы, внедрении в нее новых элементов и технологий?

Основным принципом для нас является широкий региональный охват нашей программы. Второе – понимание социальных ожиданий населения. Третье – акцент на расширение доступа людей к современным социальным инвестициям и, как следствие, создание условий для их самореализации. Сегодня мы активно развиваемся, находимся в постоянном диалоге с заинтересованными сторонами, и в нашем распоряжении уже есть современный инструментарий. Первое – наша грантовая программа, внедрение конкурсного распределения средств для поддержки социальных инициатив в регионах, которое мы начали с 2014 года. Второе – волонтерское движение: сегодня у нас более семи тысяч сотрудников во всех наших дочерних предприятиях принимают участие в волонтерском движении. Эта цифра растет, к движению присоединяется все большее число людей.

Мы сотрудничаем с региональными фондами и местными НКО при реализации проектов — как наших собственных, так и грантовых, волонтерских. При разработке тех или иных проектов мы учитываем региональную специфику. Все наши регионы достаточно разнородны, отличны друг от друга. Мы применяем только ту практику и те технологии, которые будут релевантны ситуации и региону нашей деятельности.

Как вы измеряете эффективность ваших социальных инвестиций?

С 2013 года, когда мы формировали программу социальных инвестиций «Родные города», мы сразу же создали систему оценки планируемых к реализации программ. В первую очередь, идеи конкретного проекта проверяются на соответствие стратегическим целям программы. Кроме того, мы определяем актуальность каждого проекта для местного сообщества, для специфики каждой отдельной территории. Мы проводим анализ исходной ситуации и эффект от улучшений, которого удастся достичь. Это комплексная система оценки, которой подвергается каждый проект.

Безусловно, важным критерием для оценки эффективности наших проектов является возможность их масштабирования, использования успешных практик одного региона на других территориях нашей деятельности с учетом их специфики.

Вы упомянули об острой потребности в человеческом капитале. Каким образом вы инвестируете в человеческий капитал, и что еще, исходя из вашего опыта, востребовано сегодня в городах присутствия компании?

Действительно, для нас очень актуальна проблема развития и накопления качественного человеческого капитала. Наша деятельность в этом направлении сфокусирована не только на поддержке образовательных или культурных программ и проектов, но и в том числе на создании образовательной, социальной и культурной инфраструктуры. Одно из направлений программы «Родные города» – «Новые горизонты» включает реконструкцию образовательных и медицинских учреждений, создание досуговой, дворовой инфраструктуры, строительство дошкольных учреждений, домов культуры, жилья для молодых специалистов.

Еще одно направление программы «Родные города» – «Место рождения побед». Это создание объектов спортивной инфраструктуры, на базе которой реализуются комплексные спортивные проекты. Например, шахматная академия в Ханты-Мансийске, уже достаточно широко известная. Она построена на средства компании еще в 2010 году. Сегодня академия является не только интеллектуальной площадкой для жителей города и округа – на базе академии проводят различные соревнования, даже международного уровня. Там же реализуется программа шахматного образования на постоянной основе.

Яркий пример – Омск и Тарко-Сале, где создается хоккейная академия «Авангард». Это межрегиональный спортивный центр Урала и Сибири, единая система хоккейного образования для детей и молодежи. Наш флагманский проект в Ямало-Ненецком автономном округе – строительство спорткомплексов «Зенит», которые являются базовыми спортивными объектами, где развиваются практически все виды спорта. Там можно круглый год заниматься в закрытых помещениях, это очень актуально для наших северных регионов со сложными климатическими условиями.

Учитывая уникальность каждого региона, наверняка ваша компания сталкивалась с необходимостью реализации и поддержки каких-либо необычных проектов, связанных, например, с жизнью коренных народов.

Мы работаем в местах исконного проживания малочисленных коренных народов Севера – в Ханты-Мансийском автономном округе, в ЯНАО. В программе «Родные города» есть направление «Сохраняя традиции», в рамках которого наши дочерние предприятия в этих регионах вносят вклад в улучшение качества жизни как отдельных семей, так и целых общин коренных малочисленных народов Севера.

Это не просто поддержание условий жизни, это комплексное содействие их интеграции в современный социально-экономический ландшафт. Яркий пример – наш проект в деревне Рускинская, школа-интернат для детей оленеводов. В ней реализуется современная стандартная общеобразовательная программа, дополненная несколькими дисциплинами по традиционным для КМСН видам деятельности, таких как обучение охотничьему делу, рыболовству, ветеринарии. Очень интересный и живой проект.

Одним из распространенных декларируемых бизнесом мотивов при выборе того или иного направления социального инвестирования является критерий устойчивости проектов, способности самостоятельно развиваться в дальнейшем. Вы можете выделить проекты, поддержанные вами, которые в будущем или уже сейчас будут жить самостоятельно?

Конечно. Та же Югорская шахматная академия в Ханты-Мансийске – полноценный, самостоятельно существующий большой проект. Система спорткомплексов «Зенит» также работает как самостоятельный проект. Из новых примеров – школа единоборств Александра Шлеменко в Омске — абсолютно самостоятельный проект. В школе тренируется более 400 детей, будет работать специальная программа для детей из неблагополучных семей и воспитанников социальных учреждений.

Самостоятельность, жизнеспособность – это как раз один из критериев, которые мы применяем при выборе проектов в рамках грантового конкурса. Мы запустили его только в прошлом году, но предварительные результаты показывают, что часть грантовых проектов не краткосрочные, они пролонгированы во времени. Это, например, анимационная студия в ЯНАО, детские творческие студии в Оренбургской области и многие другие социальные инициативы в различных регионах.

Одна из точек зрения на развитие социальных инвестиций в России: наибольшей эффективности для общества можно достичь в сфере поддержки социального предпринимательства. Согласны ли вы с этой позицией? Как вы относитесь к этому явлению и как оцениваете его перспективы в России?

Социальное предпринимательство – это активно обсуждаемая сегодня тема, в том числе и в экспертном сообществе. Дискуссия развивается не только в сфере терминологии (кого считать социальным предпринимателем, какую деятельность относить к социальному предпринимательству, к какой сфере его относить – коммерческой или некоммерческой), но и в плоскости нормативного регулирования деятельности и вопросов специализированного образования. Тема очень сложная. С нашей точки зрения, социальное предпринимательство – перспективный инструмент для социальных инвестиций.

В рамках программы «Родные города» мы используем инструмент грантового конкурса, при помощи которого выявляем и поддерживаем социальных предпринимателей в регионах. Когда мы отсматриваем заявки участников грантового конкурса, мы можем выделить такие инициативы и поддержать наиболее эффективные и нужные на конкретной территории проекты. Кроме того, когда мы поддерживаем некоторые образовательные программы, мы способствуем формированию условий для воспитания лидеров нового поколения, воспитания будущих социальных предпринимателей.

Актуальная социальная проблема сегодня – равенство возможностей, социальные лифты. Как вы видите свою роль в обеспечении условий для развития человеческого капитала и обеспечения равного доступа к образованию, построению карьеры?

Социальный лифт – комплексная проблема. И мы понимаем: чтобы добиться фундаментальных изменений, нужен комплексный подход, охватывающий все уровни образования: от дошкольного образования до послевузовского. В рамках направления «Новые горизонты» программы «Родные города» мы пытаемся охватить все уровни образования. Это строительство в отдаленных небольших городах регионов присутствия современных детских садов, оснащенных мультимедийным оборудованием. Это реновация детских садов и школ. Это создание на базе школ специализированных «Газпром нефть» классов с углубленным изучением предметов. Развиваем олимпиадное движение, есть специальная программа для лучших учеников из регионов – они получают возможность поступить в ведущие вузы страны при поддержке компании.

Кроме того, у нас есть программа сотрудничества с профильными учебными заведениями: мы оказываем поддержку молодым ученым Санкт-Петербургского государственного университета, именно лаборатории им. П.Л. Чебышева, чтобы они могли не отрываться от научной деятельности и не искать дополнительные источники дохода. Мы финансируем приобретение современного оборудования для лабораторий Горного университета, даем возможность студентам проходить практику на наших предприятиях. В Омском государственном техническом университете мы даже создали специализированную базовую кафедру «Газпром нефти».
Еще один наш маленький вклад: в образовательных проектах принимают участие сотрудники компании в качестве волонтеров. Как организаторы мероприятий, как эксперты или кураторы научно-практической деятельности для школьников и для студентов.

Оглядываясь на первый год программы грантового конкурса, какие положительные моменты и какие сложности вы можете отметить? Какие задачи были успешно решены?

Мы недавно завершили анализ нашего первого года и очень довольны результатами. Для нас это один из самых эффективных инструментов вовлечения местного сообщества в социальную деятельность компании. Конкурс обеспечивает системность, прозрачность, подотчетность, эффективность социального инвестирования.
Во-первых, основа конкурса – вовлечение граждан и других заинтересованных сторон в обсуждение задач развития территории. Во-вторых, – это развитие профессиональной компетенции местных сообществ. Не секрет, что уровень развития региональных НКО разнится. Есть Омск и Томск с развитой системой и, в противовес им, маленькие города с не очень сильно развитым некоммерческим сектором, как, например, Ноябрьск и Муравленко. Развитие профессиональной компетенции местных общественных объединений – одна из задач, которую нам удается решить в рамках нашего грантового конкурса.

Для нас было принципиально важно добиться прозрачности конкурса, которая обеспечивается участием авторитетных некоммерческих организаций, выступающих от имени местной общественности, представителей органов власти, представителей СМИ и экспертов в отборе проектов-победителей.

Каким образом вы работали с общественными объединениями для повышения их компетенции?

Конкурсная процедура сама по себе является обучающим процессом: мы проводим установочные семинары по социальному проектированию для всех соискателей грантовой поддержки. У нас достаточно впечатляющие цифры по итогам года –семинары посетило более 300 потенциальных грантозаявителей.
Кроме того, в течение всего периода реализации конкурса у нас работает специализированная горячая линия: эксперты федерального консультационного центра «Родные города» отвечают на вопросы, дают консультации, продолжают процесс обучения грантозаявителей.

Сколько проектов вы поддержали в 2014 году? Планируете ли вы сокращать или увеличивать грантовый фонд сегодня, в условиях экономического кризиса?

По итогам конкурса в 2014 году мы поддержали более 70 проектов, общий грантовый фонд превысил 16,5 млн рублей. Что касается мероприятий, то их в прошлом году в рамках проектов было реализовано более двух тысяч. Эти результаты нас очень радуют. В 2015 году мы продолжим эту практику. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, когда происходит сокращение финансирования социальных и благотворительных проектов, мы увеличили грантовый фонд до 22,5 млн рублей. Кроме того, в этом году мы расширяем территорию, к конкурсу присоединится большее количество регионов.

Как вы планируете оценивать в дальнейшем эффективность запущенных при вашей помощи проектов НКО и гражданских инициатив?

Для нас, в первую очередь, важна самостоятельность и жизнеспособность этих проектов. Чтобы эти проекты смогли существовать, работать, развиваться непосредственно в регионах и без поддержки нашей компании. Это и есть основной и наиболее важный для нас критерий эффективности проектов.

Рекомендуем

Воспитанники детского дома и волонтеры «Газпромнефть-Региональные продажи» сыграли в театре теней

Санкт-Петербургский государственный кукольный театр сказки «У московских ворот» стал местом проведения волонтерского проекта «За сценой». Воспитанники детского дома № 40 вместе с сотрудниками компании «Газпромнефть-Региональные…

Грантовый конкурс как технология социального инвестирования. Опыт одной корпорации

Построение концепции социального инвестирования компании добывающей отрасли, результаты исследований запросов местных сообществ и опроса собственных сотрудников, новая философия и новые возможности – в аналитическом обзоре…